Комментарий к Конституции Российской Федерации

Преамбула

Вступительная часть Конституции обычно называется преамбулой. В Конституции РФ этот термин не употреблен, преамбула не озаглавлена, как и в конституциях США, Японии, Италии и др. В некоторых конституциях вступление (или его главная часть) прямо названо преамбулой (Германия, Франция, Бразилия и др.).

Преамбула Конституции играет существенную роль в конституционном праве, хотя она, за редкими исключениями (США, Франция и др.), не содержит нормативных положений. В ней, как правило, отмечаются: носитель власти, принявший данную Конституцию; условия и цели ее принятия; важнейшие правовые, политические, социально-экономические и культурные задачи общества и государства. Эти положения следует принимать во внимание при изучении, толковании и применении всех положений Конституции. Таким образом, преамбула, в особенности ее структура, юридическая сила и содержание, сохраняет и определенное нормативное значение. Преамбула Конституции РФ содержит три частично совпадающие группы элементов.

Во-первых, это указание на народ, своей коллективной волей принимающий Конституцию ("Мы... народ Российской Федерации"), и на его характерные свойства, выражаемые в ней (он многонационален, соединен общей судьбой на своей земле, исходит из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями).

Во-вторых, здесь названо несколько предпосылок и условий этого народного решения: исторически сложившееся государственное единство; общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов; почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

В-третьих, преамбула определяет цели, для осуществления которых принимается новая Конституция РФ. Конечно, такие цели содержатся и в ряде названных характеристик народа и условий принятия Конституции, которые она должна сохранить и развить. Но в преамбуле сформулирован еще ряд целей, к осуществлению которых стремится народ-законодатель. Он принимает Конституцию, "утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие", "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы", "стремясь обеспечить благополучие и процветание России".

В последующих частях Конституции о целях ее принятия, как правило, не говорится. О них свидетельствует содержание конституционных положений (защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, нравственности, обороны страны и др.), ради достижения которых допускаются временные ограничения этих прав и свобод, запрещение антиконституционных целей и действий.

Преамбула заканчивается заявлением о принятии Конституции без указаний на его процедуру.

Некоторые свойства преамбулы Конституции РФ становятся яснее при сравнении ее структуры со структурами преамбул конституций других демократических правовых государств.

Некоторые из них имеют аналогичную структуру. Преамбула Конституции США 1787 г. определяет, кто устанавливает эту Конституцию ("Мы, народ США") и зачем это делается ("в целях образования более совершенного Союза, установления Справедливости, обеспечения внутреннего Спокойствия, способствования совместной Обороне, содействия общему Благосостоянию и обеспечению благ Свободы нам и нашему Потомству"), констатируя без подробностей факт ее создания.

Преамбулы некоторых конституций не указывают на их цели. Цели Конституции Италии 1947 г. выражает все ее содержание и отдельные статьи. Так, в ч. 2 ст. 3 сформулирована "задача Республики" (устранять экономические и социальные препятствия, ограничивающие свободу, равноправие граждан и т.д.), а статья 44 начинается словами: "В целях достижения рационального использования земли и установления справедливых социальных отношений..."

Назвав мотивы, определяющие содержание Конституции РФ, ее преамбула тем самым подчеркивает, что преамбула является органической частью Конституции, ибо без этого было бы труднее однозначно понимать ее смысл и реализовывать ее должным образом.

Юридическое значение преамбулы Конституции РФ определяется двумя ее свойствами. С одной стороны, преамбула - введение в Конституцию и не содержит непосредственно действующих нормативных положений. Из-за этого нередко при ссылках на Конституцию РФ и при толковании ее положений преамбулу не упоминают. Но, с другой стороны, это составная часть единого официального текста Конституции, определяющая мотивы ее принятия и цели, для осуществления которых Конституция наделена высшей юридической силой и прямым действием. Поэтому игнорировать преамбулу не следует.

При толковании и реализации как Конституции РФ в целом, так и ее отдельных частей следует исходить из содержания преамбулы: ничто в тексте Конституции не следует понимать в противоположном ей смысле.

Кроме того, надо учесть и мировой опыт. Преамбулы ряда конституций содержат не только общие соображения, полезные при толковании их нормативных предписаний, но и положения, являющиеся такими предписаниями. В Конституции Франции 1958 г. преамбула подтверждает приверженность народа "правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года". Эти права и принципы больше не упоминаются в этой Конституции. Они действуют как ее составная часть. Преамбула Основного закона ФРГ определяет перечень субъектов федерации. Преамбула Конституции Японии провозглашает принципы мирного международного сотрудничества, народовластия и др.

Преамбула Конституции РФ дает юридически обязательные ориентиры, помогающие пониманию, толкованию и реализации всего ее содержания в соответствии с мотивами ее создания и ее подлинным смыслом.

Содержание преамбулы Конституции РФ характеризуется выраженными в ней идеями, которые должны быть правильно поняты.

Когда в ней говорится "мы, многонациональный народ", "мы... соединенные общей судьбой на своей земле" и выражается стремление сохранить "исторически сложившееся государственное единство", речь идет о совокупности всех граждан, всех этносов ("наций"), всех народов, всех субъектов РФ, всех этнических, социальных, территориальных и других общностей, выразивших в принятии ими этой Конституции (а также в заключении подтверждаемого в ней Федеративного договора, в участии в выборах органов государственной власти и т.д.) свое добровольное желание сохранить и развить положительные результаты исторического процесса, приведшего к установлению прочных и многообразных политических, экономических, социальных и культурных связей между всеми частями государства и общества. Совокупность этих связей, основанных на взаимном доверии, уважении и равноправии граждан и народов России, выражена и закреплена Конституцией, предусматривающей устранение всего, что могло бы ослабить их взаимное доверие, уважение и единство.

Положение введения "утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие" подводит к ряду важнейших принципов Конституции: к определению человека, его прав и свобод как высшей конституционной ценности; к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина как к обязанности государства, к запрещению пропаганды превосходства и разжигания розни, ненависти и вражды по социальным, расовым, национальным, религиозным или языковым признакам и т.д.

Положение "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов" очень важно. Общепризнанность этих правовых принципов состоит в том, что их разделяет теоретически почти все мировое сообщество и более или менее последовательно осуществляет на практике его цивилизованное, демократическое и прогрессивное большинство. Эти два принципа закреплены в Уставе ООН, а право народов на самоопределение - и в Международных пактах о гражданских и политических правах (1966 г.) и об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), а также в конституциях десятков государств. В частности, оба пакта содержат идентичный текст ст. 1:

"1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. 2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования".

Этот текст вступил в силу для СССР в 1976 г., он действует и для РФ. Он никогда не был отменен и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ является частью российского права.

Тем не менее некоторые исследователи игнорируют этот документ, ссылаясь, в частности, на Заключительный акт Совещания по безопасности в Европе (1975 г.), гласящий:

"Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне:

Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой: они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа".

Ясно, что нормы международного права, относящиеся к территориальной целостности государств, не отменяют ни равноправия, ни права народов на самоопределение. А ссылки на такие нормы не могут вести к нарушению принципа равноправия народов и их права распоряжаться своей судьбой, ибо любая форма нарушения этого принципа должна быть исключена.

В связи с этим возникает вопрос о соотношении двух принципов: территориальной целостности государства и права его народов на самоопределение, при котором могут возникать новые государства, а территориальная целостность государств, на территории которых самоопределяющиеся народы проживают, может оказаться нарушенной.

Представляется очевидным, что, если данный народ, проживающий на территории определенного государства, желает демократически самоопределиться, оставаясь в его составе и избирая для этого тот или иной вид автономии, самоуправления и т.п., проблема может решаться демократически, мирно и правомерно. Этому вполне соответствуют положения Конституции РФ о том, что равноправные народы России, имеющие право на самоопределение и желающие сохранить свою соединенность общей судьбой и исторически сложившееся государственное единство, осуществляют свое самоопределение в составе РФ (см. комм. к ч. 3 ст. 5). Для этого они избирают, сохраняют или изменяют форму этого самоопределения. Например, ряд автономных областей (Адыгея, Алтай) стали республиками в составе РФ, Ингушская и Чеченская республики образовались из прежней Чечено-Ингушетии, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области и т.д. Несколько автономных округов объединились со смежными областями или краями, образовав новые единые субъекты РФ (например, Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область слились в Пермский край). При этом территориальная целостность РФ сохраняется.

Гораздо сложнее согласовать и соблюсти принципы самоопределения и территориальной целостности при решении вопроса о самоопределении народа с отделением его территории от прежнего и образованием нового государства. В этом случае, по-видимому, является наиболее убедительным мнение, выраженное 24 октября 1970 г. Генеральной Ассамблеей ООН в ее Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, иногда толкуемой произвольно. Эта Декларация, касающаяся только отношений между государствами, а не их внутренних проблем, в разделе о равноправии и самоопределении народов не санкционирует и не поощряет любые действия государств, ведущие к нарушению территориальной целостности тех других "государств, которые соблюдают в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов... и вследствие этого имеют органы власти (governments), представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи все народы, проживающие на данной территории". Таким образом, здесь речь идет о территориальной целостности не всех государств, а только тех, которые соблюдают названные принципы. В данной рекомендации не содержится отрицания права народов на самоопределение с нарушением территориальной целостности тех государств, которые не соблюдают в своих действиях принципы равноправия и самоопределения народов, имеют власти, не представляющие весь народ и подвергающие дискриминации отдельные его этнотерриториальные и иные части.

Проблемы этого рода нередко успешно решаются демократическим волеизъявлением самоопределяющегося народа (чаще всего референдумом) с согласия государства, в составе которого он находится. Именно так было решено, отделяется ли данный народ с его территорией (как Норвегия от Швеции в 1905 г., Исландия от Дании в 1944 г., Словакия и Чехия от Чехословакии в 1992 г., Словения, Хорватия, Черногория и др. от Югославии, Сингапур от Малайской федерации в 1980 г. и др.) или не отделяется (Квебек от Канады в 1989 и 1995 гг. и др.).

Поэтому право народов на самоопределение прямо зафиксировано во многих десятках конституций современных государств. Оно было выражено в конституциях СССР и Югославии как право их союзных республик на свободный выход из состава этих федераций. Оно зафиксировано в конституциях всех бывших союзных республик СССР или Югославии, бывших колоний (в связи с почти полной ликвидацией колониальных империй, как правило, с согласия бывших метрополий) и т.д. В результате осуществления этого права общее количество государств - членов Организации Объединенных Наций только за последние 60 лет увеличилось с 52 до почти 200.

Но некоторые государства, отстояв это полное право для себя, не признают его для народов, находящихся в их составе, и говорят об этом в своих конституциях.

В ХХ и XXI столетиях в мире продолжается закономерный процесс перехода от многонациональных государств, в том числе фиктивных федераций, основанных на насильственном присоединении и удержании во имя их территориальной или государственной целостности их недовольных этим частей, к добровольным интеграционным союзам равноправных самоопределившихся народов (и их государств), часто новым по содержанию и нередко по составу. В частности, это происходит и путем постепенного компромиссного преобразования государств уходящего типа в современные сообщества и союзы разного уровня. Таковы, например, соглашения 2005-2006 гг. между Испанией и Каталонией, между Францией и Корсикой о существенном повышении статуса этих автономий в составе названных государств; преобразование унитарной Бельгии в федерацию и т.п. Таковы же создание и развитие Европейского союза, Содружества Независимых Государств, других интеграционных союзов в Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и др.

Если же такое преобразование не происходит и не создает между равноправными и свободными народами новых отношений, укрепляющих их независимость, взаимное уважение, доверие и единство, если этому процессу препятствуют острые противоречия реальных интересов (в особенности между государственным терроризмом слабеющих макро- или микроимперий и фанатичным терроризмом сепаратистских сил), то путь к демократическому, правовому компромиссному решению этой проблемы может надолго оказаться весьма затруднительным.

Положение "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость" указывает на две стороны в гражданских и нравственных установках большинства россиян, помнящих о жизни, труде и борьбе своих предков, об истории своей Родины, и сохраняет связь поколений. В прямой форме здесь говорится о том, что народы России наследуют лучшие стороны своего исторического опыта - патриотизм, выражаемый в мирном труде и в ратном подвиге ради процветания Отечества и свободы народов, в вере в добро и в заботе о торжестве справедливости. Вместе с тем призыв означает и стремление преодолеть противоположные им худшие традиции и привычки части общества, проявления зла и несправедливости. В Конституции прямо и много говорится о запрещении насильственных изменений конституционного строя, разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганды языкового или иного превосходства (ст. 13, 19, 29 и др.), о недопущении попыток устанавливать государственную или обязательную религию (ст. 14), нарушений Конституции и основанных на ней законов (ст. 15 и др.), прав и свобод граждан (ст. 2, 17-63 и многие другие). Таким образом, столь необходимая стабильность означает как развитие достижений и достоинств, свойственных обществу и государству РФ и закрепленных в их Конституции, так и упорный труд по преодолению присущих им пороков (правового нигилизма, бюрократизма, коррупции и иных нежелательных явлений).

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации (1)

    Документ
    Предлагаемое читателю третье издание Комментария к Конституции Российской Федерации 1993 г., сохраняя преемственность с предшествующими его изданиями - 1996 г.
  2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред проф. В. В. Лазарева. М., 200 9 (разделы Исакова В. Б.) Раздел Статья 94

    Статья
    Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формирует и выражает его волю.
  3. Методическое обеспечение : Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г. Комментарий к Конституции Российской Федерации, Москва, 2007 г

    Урок
    И это не просто красивые слова ! Это на самом деле так. Защита Отечества всегда в народе считалась долгом священным , т.е. возвышенным, заветным, почетным, исключительным по важности и неуклонным по выполнению.
  4. Комментарий к закону российской федерации

    Закон
    Сытинская Мария Владимировна, окончила Московскую государственную юридическую академию. Автор более 50 работ в области трудового, образовательного права, муниципальной службы, доцент Московского государственного гуманитарного университета им.
  5. Статья 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации)

    Статья
    Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
  6. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (1)

    Книга
    Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч.-практ. конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г.
  7. Л. А. Самсонова Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма: материалы науч практ конф., посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации (г. Якутск, 23 дек. 2008г.) /редколл (2)

    Книга
    В сборник вошли материалы научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: дальнейшее развитие российского федерализма» (г. Якутск, 23 декабря 2008г.
  8. Методические рекомендации по изучению Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях

    Методические рекомендации
    В декабре 2008 г. Конституции Российской Федерации исполняется 15 лет. Конституции является Основным Законом российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.
  9. Российской федерации (6)

    Учебно-методическое пособие
    В данном пособии представлены основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по конституционному (государственному) праву России. Содержит все необходимые для изучения курса конституционного права России материалы: перечень

Другие похожие документы..