Урок по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема: «Этот удивительный …талант Н. В. Гоголь!»

Обобщающий урок по повести Н. В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Тема:«Этот удивительный …талант – Н.В.Гоголь!»

Цель урока:

- обобщение и совершенствование знаний, полученных при изучении повести Гоголя: сюжет, речевая характеристика литературного героя, определение реалистических и фантастических элементов повести;

- продолжение работы над совершенствованием речевых умений выразительного чтения и выборочного пересказа, формирование первоначальных навыков филологического анализа текста, развитие творческого потенциала учащихся;

- расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей: неприятие зла, стремление к добру и красоте.

Оформление:

- фрагмент мультфильма «Ночь перед Рождеством», рисунки учащихся. На доске – цитата Н.В.Гоголя: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Закрыта последняя страница повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», вошедшей в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сегодня вам предстоит продемонстрировать, чему вы научились, читая столь удивительное произведение.

?? Скажите, как читалась повесть, не было ли трудностей при чтении первых глав, изменилось ли впечатление впоследствии? (трудно – интересно – увлекательно). О том, что повесть всё же полюбилась, говорят ваши рисунки.

?? Так что же такого скрывает повесть, что её хочется перечитывать вновь и вновь? В чём секрет её успеха? Не будем торопиться с ответом – сделаем это в конце урока. А пока откроем тетради и запишем тему урока.

2.Первая часть урока называется «Парад героев».

Вспомним наиболее полюбившихся или запомнившихся. Встречайте одного из них. Вы должны узнать этого героя. (рассказ заранее подготовившегося ученика о Вакуле без упоминания его имени).

?? Какое чувство вызвал у вас этот персонаж и почему? (восхищение: Вакула сильный, талантливый, верующий, находчивый, настойчивый, способный свою любовь доказать делом.).

А этой героиней тоже нельзя не восхищаться. Ей слово.

Художественный пересказ эпизода «Оксана перед зеркалом». (класс называет имя).

?? Что вы можете сказать о характере Оксаны, изменилась ли она в конце повести?

Автор не осуждает Оксану, он любуется ею. Чтобы подчеркнуть очаровательность Оксаны, Гоголь использует художественные средства выразительности. Откройте учебник стр. 171,прочитайте отрывок со слов «Но мелькнувшее…», определите эти худ. средства.

- Работа с иллюстрацией стр.172.

?? Удалось ли художнику передать характеры героев?

Ребята, Оксана и Вакула, хотя и созданы авторской фантазией, всё же - персонажи реального плана.

?? Почему? (их чувства, поступки как в реальной жизни, хотя при изображении Вакулы вымышленное всё же имеется.

?? Каких реальных героев вы ещё помните? (голова, богатый казак Чуб, запорожцы, парубки и девчата).

Давайте вспомним, что Оксана с подругами делала в канун Рождества.?? Чем они занимались? (колядовали).

?? – Что такое колядки?

Давайте на несколько минут окунёмся в атмосферу народного праздника, гулянья, почувствуем тот дух народного единства, который испытывают все: и те, кто колядует, и те, кто одаривает колядующих.

- Демонстрация отрывка мультфильма «Ночь перед Рождеством».

??(вопрос любознательным)

- Что обозначает звезда в руках колядующих? (это символ, напоминает звезду, которая, по легенде, зажглась на небе при рождении Христа).

?? Какие события отражены в просмотренном отрывке: реальные или фантастические? Почему же тогда возникает ощущение волшебства? (в мультфильме яркие краски, звезда, как волшебные, движутся огоньки.)

А Гоголь сумел передать это ощущение волшебства в одной фразе. (запись на доске):

«И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И ещё белее казался свет месяца от блеска снега».

?? Какой художественный приём использовал писатель, чтобы подчеркнуть очарование ночи? (метафора).

Итак, мы видим, как благодаря умелому использованию Гоголем изобразительных средств реальная картина незаметно переходит в фантастическую. Это относится не только к пейзажным зарисовкам, но и к фантастическим персонажам.

?? Назовите их. (Солоха, чёрт, Пацюк, эпизодические герои нечистой силы).

Усложняем задание. Парад героев продолжат их представители, но они не произнесут ни одного слова. Но вы должны их узнать.

-Пантомима «Чёрт украл месяц»

?? Страшные чёрт и ведьма? (нет, скорее смешные).

?? Почему? (Гоголь изобразил их как людей, наделил человеческими качествами, привычками).Обратимся к тексту.(стр.165 -166) – анализ отрывка.

?? Для чего Гоголь сравнивает чёрта с губернским стряпчим? (этим сравнением писатель говорит, что и в реальном мире есть те, кто творит зло - чиновники).

?? А кто такой Пацюк? Почему его прозвали Пузатым? Найдите и зачитайте ответ. (стр.199).

?? Почему именно к нему отправился Вакула за помощью?

?? Пацюк относится к реальным персонажам или вымышленным? Давайте посмотрим на этого необычного героя.

-Демонстрация кадра мультфильма.

Закончился парад героев. Теперь, я думаю, вы справитесь с кроссвордом. (распечатка каждому ученику).

  1. Групповая исследовательская работа «В мире гоголевского слова» (задания 1,2,3 по выбору учащихся).

Гоголевское слово не спутаешь ни с каким другим . Оно живёт и дышит, поэтому мы ясно представляем себе самые фантастические моменты повести.

Н.В.Гоголь обладал удивительным талантом выбирать нужное, необходимое слово. Обратимся к высказыванию писателя (цитата записана на доске).

Сейчас вы попробуете доказать справедливость этих слов, выполнив исследовательские задания

Группа №1

  • задания 1,2 (стр. 218 – 219)

  • Сочетание несочетаемого называется оксюмороном. Этот приём есть во фразе «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!» Постарайтесь найти его. Как вы думаете, почему Гоголь использовал в этом предложении оксюморон?

Группа №2

4.Обобщение, подведение итогов.

Ребята, вспомните вопрос-проблему в начале урока.

-Почему повесть вызывает интерес, почему вновь и вновь хочется перечитывать её страницы?

(Гоголь создал поистине запоминающиеся образы, пейзажные зарисовки, яркие картины народной жизни. Повесть увлекательна, несмотря на трудности чтения (в ней много неизвестных слов), потому что удачно сочетает реальное и фантастическое.)

А коротко можно ответить одним предложением: «Этот удивительный талант – Гоголь!» Только талантливый человек мог создать столь удивительное произведение!

6.Домашнее задание (дифференцированное).

Сочинение – миниатюра из рубрики «Живое слово» (стр.218); тесты (стр.217).

  1. «Ночь перед Рождеством» (2)

    Урок
    Задание на дом. Прочитать в учебнике статью о Николае Васильевиче Гоголе. Прочитать повесть «Ночь перед рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  2. Название книги (9)

    Документ
    Иван да Марья: Рассказы о русских именах, отчествах, фамилиях, прозвищах, псевдонимах: книга для чтения с комментарием для иностранных студентов-филологов
  3. Уроки алгебры 7-8 класс

    Урок
    Живая физика 19. Уроки физики 9 класс 1 0. Уроки физики 7-8 1 1. Уроки физики 10 класс 1 . Уроки физики 11 класс 1 МХК 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства 4.
  4. «…Гоголь русский, вполне русский, и это наиболее видно в его произведениях, содержание Руси, всей Руси занимает его, и вся она, как одно исполинское целое, колоссально является ему»

    Закон
    Гоголевский проспект. Сценарии литературно-музыкальных композиций. – Новоуральский городской округ: МОУ «Учебно-методический центр развития образования», 2010.
  5. Тема семьи в произведениях Н. В. Гоголя

    Документ
    Тема семьи в произведениях Н.В. Гоголя : беседа о книгах / сост. О.В. Петриченко; ред. В.И. Крамарева; Центральная городская библиотека ; Информационно-библиографический отдел.
  6. Урок№ Работа с информационным текстом

    Урок
  7. Методические советы введение Мифы народов мира Урок внеклассного чтения по теме «Мифы Древней Греции»

    Урок
    Новое издание учебника-хрестоматии «Литература» для 6-го класса переработано и дополнено с учетом требований «Обязательного минимума содержания литературного образования» и в соответствии с Программой литературного образования под редакцией В.
  8. Подборка учебно-методических материалов по педагогической практике для студентов 3-5 курсов

    Доклад
    1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия.
  9. Список найденной литературы "Горе от ума" на русской советской сцене

    Документ
    Айтматов Ч.Т. Ранние журавли. Алексин А.Г. В тылу как в тылу и др. повести. Дубов Н.И. Мальчик у моря. Кузнецова А.А. Земной поклон. Лиханов А.А. Мой генерал.

Другие похожие документы..