Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Теория и организация адаптивной физической культуры

(наименование дисциплины)

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Теория и организация адаптивной физической культуры (ОПД.Ф.02)

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).

Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культу­ры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования второго поко­ления по специальности 032102 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культу­ра). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональпых дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную под­готовку будущих специалистов. «Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной ос­новной образовательной программы по адаптивной физической куль­туре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.

2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности.

Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний — физическую куль­туру, медицину и коррекционную педагогику, — предполагает взаимосвязь с такими дисциплинами Госстандарта, как: теория и методика фи­зической культуры, психология развития, анатомия человека, физио­логия человека, биохимия, биомеханика, общая патология и терато­логия, частная патология, специальная педагогика и специальная пси­хология.

В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные мето­дики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для пе­дагогических практик по специальности и специализации.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

4. Список авторов элементов УМК:

Заведующий кафедрой АФК, ФФКиС ТГПУ, д.м.н., профессор С.Б. Нарзулаев.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

“Утверждаю”

Декан ФФКиС

________________О.В. Смирнов

“____” ______________ 2007г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.02

Теория и организация адаптивной физической культуры

1. Цель дисциплины: освоить студентами основы фундаментальных знаний в об­ласти теории и организации адаптивной физической культуры, теоретическая подготовка их к педагогической деятельности в этой области с лицами, имею­щих отклонения в состоянии здоровья и инвалидами по зрению, слуху, с нару­шениями интеллекта, речевых функций, поражением опорно-двигательного аппарата.

Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, познава­тельную активность и интерес к проблемам адаптивной физической культуры, основанные на личностно-ориентированной аксиологической концепции от­ношения к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья;

- обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний в об­ласти теории и организации адаптивной физической культуры, целостное ос­мысление профессиональной деятельности, методологических подходов, об­щих закономерностей данного вида социальной практики;

- сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчест­ву в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательской работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности;

- обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного от­ношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформи­ровать у них убеждение в необходимости высококвалифицированных специа­листов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Специалист по адаптивной физической культуре в результате освоения дисциплины должен знать:

- сущность, структуру, функции, принципы, методологические основы адаптивной физической культуры;

- цели и задачи адаптивной физической культуры и её основных видов;

- роль и место в системе комплексной реабилитации и социальной инте­грации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

- особенности развития и функционирования организма и воспитания личности у людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;

- особенности содержания занятий и методики подбора физических уп­ражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов различ­ных нозологических групп;

- показания и противопоказания к занятиям основными видами адаптив­ной физической культуры;

- особенности обучения двигательным действиям и развития физических качеств, форм построения занятий в разных видах адаптивной физической культуры при проведении занятий с лицами, имеющими отклонения в состоя­нии здоровья, и инвалидами различных нозологических групп;

- особенности планирования и контроля в адаптивной физической куль­туре;

- историю становления и развития адаптивной физической культуры в нашей стране и за рубежом;

- обусловленность развития адаптивной физической культуры экономи­ческим и социально-политическим строем общества;

- особенности организации адаптивной физической культуры в нашей стране и мировом сообществе;

- возможности собственного трудоустройства, профессиональной карье­ры, повышения квалификации и научного роста.

Должен уметь:

- формулировать задачи (коррекционные, компенсаторные, профилакти­ческие, оздоровительные, образовательные, воспитательные и др.), подбирать соответствующие средства и методы их решения, регулировать психофизиче­скую нагрузку в процессе занятий;

- разрабатывать современные технологии проведения занятий во всех видах адаптивной физической культуры: адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабили­тации;

- приобщить людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов различных нозологических групп к занятиям адаптивной физической культу­рой, формировать аксиологическую концепцию жизни у данной категории на­селения с установкой на здоровый образ жизни, максимальную самореализа­цию в качестве социально и индивидуально значимого субъекта;

- формулировать задачи, подбирать соответствующие средства и методы интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственного, эстетического, экологического и других видов воспитания личности лиц с отклонениями в со­стоянии здоровья и инвалидов, их социализации в процессе занятий адаптив­ной физической культурой;

- организовывать и проводить научно-исследовательскую работу, обосновывать проблему, подбирать соответствующие методы исследования, собирать и анализировать научные факты, формулировать выводы.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической
  4. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Общая патология устанавливает функциональные взаимосвязи в больном организме, выявляет общие закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов и заболеваний.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины общая и специальная гигиена (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Общая и специальная гигиена» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.Ф.12.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности и в период
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности,

Другие похожие документы..