Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

8.2.4.Перечень примерный вопросов по экзамену:

8 семестр:

1. Адаптивная физическая культура в системе высшего среднего профес­сионального образования.

2. Возможности интеграции основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами по другим направлениям и специальностям высшей и средней школы.

3. Перечислите основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины, валеологии, профилактической медицины и других отраслей знания и практической деятельности человека.

4. Проиллюстрируйте пространство проблем адаптивной физической культуры с помощью декартовой системы координат.

5. Охарактеризуйте понятия «культура», «физическая культура», «адап­тивная физическая культура», «реабилитация», «социализация», «образ жиз­ни», «социальная интеграция».

6. Аксиологические концепции отношения к лицам с устойчивыми от­клонениями в состоянии здоровья - «инвалидизма», «социальной полезности инвалидов», «личностно-ориентированная».

7. Раскройте концепцию журнала «Адаптивная физическая культура».

8. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры.

9. Коррекционные задачи - основные задачи адаптивной физической культуры. Возможности коррекции сенсорных систем, интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, речи с помощью физиче­ских упражнений.

10. Задачи компенсации функций пораженного органа или деятельности какой-либо системы. Их решение в адаптивной физической культуре.

11. Профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений средствами и методами адаптивной физической культуры.

12. Особенности образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в адаптивной физической культуре.

13. Дайте краткую характеристику основным видам адаптивной физиче­ской культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адап­тивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация).

14. Отличительные особенности креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры.

15. Экстремальные виды адаптивной физической культуры. Потребности человека, которые они удовлетворяют,

16. Классификация инвалидов по тяжести дефекта и нозологическим группам.

17. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в со­стоянии здоровья.

18. Индивидуальная образовательная «траектория» студента факультета адаптивной физической культуры.

19. Требования к личностным качествам и к квалификации педагога-специалиста по адаптивной физической культуре.

20. Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубе­жом. Основные этапы.

21. Становление и развитие адаптивной физической культуры в нашей стране. Основные этапы.

22. Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов.

23. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом.

24. Государственные и общественные организа­ции адаптивной физической культуры.

25. Организация адаптивного физического воспитания в России.

26. Организация адаптивного спорта в России.

27. Организация адаптивной двигательной рекреации в России.

28. Между­народный опыт в организация адаптивной двигательной рекреации.

29. Организация физической реабилитации в России.

30. Адаптивная физическая культура — составная часть комплексной реа­билитации.

31. Основные теории социализации (ролевая, критическая, теория ком­муникации и др.).

32. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции.

33. Повы­шение уровня качества жизни инвалидов.

34. Всестороннее воспитание личности средствами и методами адаптив­ной физической культуры.

35. Умственное (интеллектуальное) воспитание на занятиях по адаптив­ной физической культуре.

36. Нравственное воспитание на занятиях по адаптивной физической культуре.

37. Эстетическое воспитание на занятиях по адаптивной физической культуре.

38. Экологическое воспитание и адаптивная физическая культура.

39. Общебиологические закономерности жизнедеятельности человека – как методологический фундамент адаптивной физической культуры.

40. Гуманистическая психология и социально-психологические законо­мерности жизнедеятельности человека как методологическая основа адаптив­ной физической культуры.

41. Содержание важнейших педагогических функций адаптив­ной физической культуры.

42. Социальные функции адаптивной физической культуры. Характери­стика.

43. Социальные принципы адаптивной физической культуры. Приведите примеры их реализации.

44. Особенности применения обще-методических принципов в адаптив­ной физической культуре.

45. Специально-методические принципы адаптивной физической культу­ры.

46. Средства адаптивной физической культуры. Характеристика основ­ных групп.

47. Методы, адаптивной физической культуры, используемые в ком­плексной реабилитации.

48. Методы социализации и оптимизации коммуникативной деятельно­сти в адаптивной физической культуре.

9 семестр:

  1. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

  2. Методы развития физических качеств и способностей. Особенности применения в адаптивной физической культуре.

  3. Сходство и различия процессов обучения в различных видах адаптив­ной физической культуры.

  4. Основное требование к процессу обучения в адаптивной физической культуре.

  5. Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения.

  6. Структура процесса формирования двигательных действий с задан­ным результатом.

  7. Классификация приемов физической помощи и страховки занимаю­щихся.

  8. Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия и сенсорно-перцептивного обучения у инвалидов различных нозологических групп.

  9. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим упражнениям в адаптивной физической культуре.

  10. Основные закономерности развития физических качеств и способно­стей.

  11. Педагогические принципы развития физических способностей.

  12. Две стратегических линии развития физических способностей - «ук­репление слабого звена» и «навстречу природе». Их использование в различ­ных видах адаптивной физической культуры.

  13. Физическая нагрузка и отдых — структурные основы развития и со­вершенствования индивидуальных физических способностей инвалида.

  14. Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп.

  15. Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.

  16. Развитие и совершенствование координационных способностей у ин­валидов различных нозологических групп.

  17. Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп.

  18. Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных но­зологических групп.

  19. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов — основная предпосылка планирования в адаптивной физической культуре.

  20. Виды планирования в адаптивной физической культуре (перспектив­ное, этапное, текущее).

  21. Особенности текущего, этапного и циклового контроля в адаптивной физической культуре.

  22. Жизненно и профессионально важные умения и навыки - основное целевые объекты моторного обучения и средства адаптивного физического воспитания.

  23. Тандотерапия как средство и метод адаптивного физического воспи­тания.

  24. Формирование и совершенствование мелкой моторики - важный компонент содержания адаптивного физического воспитания.

  25. Ведущие функции и принципы адаптивного физического воспитания.

  26. Главная цель, основные задачи адаптивной двигательной рекреации, ее ведущие функции и принципы.

  27. Средства адаптивной двигательной рекреации.

  28. Организованные и самодеятельные формы проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации.

  29. Особенности методики адаптивной двигательной рекреации различ­ных социально-демографических групп населения.

  30. Главная цель, основные задачи адаптивного спорта.

  31. Ведущие функции и принципы адаптивного спорта.

  32. Параолимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов.

  33. Принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-параолимпийцев.

  34. Основные виды адаптивного спорта, входящие в программы летних и зимних Параолимпийских игр.

  35. Цель, принципы, основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады.

  36. Виды адаптивного спорта, применяемые в Специальных Олимпиадах.

  37. Правило формирования «дивизионов» - важнейшее условие реализа­ции философии Специального Олимпийского движения.

  38. Процедура награждения участвующих в соревнованиях игр Специ­альной Олимпиады.

  39. Основные программы Специального Олимпийского движения: «Спе­циальная Олимпиада», «Объединенный спорт», «Тренировка двигательной ак­тивности». Их характеристика.

  40. Программа Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга.

  41. Интеграция адаптивного спорта и специального искусства.

  42. История Всемирных (Олимпийских) игр глухих.

  43. Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.

  44. Гуманистически ориентированные модели адаптивного спорта. Про­грамма Спартианских игр.

  45. Нормативно-правовые основы деятельности учреждений адаптивной физической культуры и спорта в России.

  46. Главная цель и основные задачи креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры, их ведущие функции и принципы.

  47. Главная цель и основные задачи экстремальных видов адаптивной физической культуры, их ведущие функции и принципы.

  48. Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик.

  49. Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры.

  50. Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социаль­ного статуса инвалида.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 (032102.65) – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья(адаптивная физическая культура)»

Программу составил:

д.м.н., профессор _______________________ С.Б. Нарзулаев

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры ТГПУ протокол № 1 от «29» августа 2008 года.

Заведующий кафедрой АФК

д.м.н., профессор __________________________________ С.Б. Нарзулаев

Программа дисциплины одобрена методической комиссии факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ ________________________ Л.П. Канакова

Согласовано:

Декан ФФКиС _____________________________ О.В. Смирнов

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины на 2007-2008 учебный год.

В программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения:

1. В 2008-2009 уч. году внесены приложение № 1 методические указания для преподавателей и приложение № 2 методические указания для студентов для студентов.

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры протокол № 1 от 29 августа 2008 года

Зав. кафедрой д.м.н. проф. С.Б. Нарзулаев

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета физической культуры и спорта ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ _____________________ Л.П. Канакова

Согласовано:

Декан ФФКиС ___________________________ О.В. Смирнов

Приложение 1

Методические рекомендации преподавателю

«Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной ос­новной образовательной программы по адаптивной физической куль­туре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптив­ной физической культуры стоят следующие задачи:

— сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физи­ческой культуры, основанные на личностно-ориентированной аксио­логической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонения­ми в состоянии здоровья;

— обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний теории и организации адаптивной физической культуры, целостное ос­мысление профессиональной деятельности, методологических подхо­дов, общих закономерностей данного вида социальной практики;

— сформировать у студентов стремление к самостоятельности и твор­честву в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательс­кой работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности;

— обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценност­ного отношения к будущей профессиональной деятельности и па этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дис­циплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представ­лены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также те­матика рефератов, курсовых и квалификационных работ.

Приложение 2

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической
  4. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Общая патология устанавливает функциональные взаимосвязи в больном организме, выявляет общие закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов и заболеваний.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины общая и специальная гигиена (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Общая и специальная гигиена» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.Ф.12.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности и в период
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности,

Другие похожие документы..