Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

Индивидуальная программа реабилитации инвалида и рекомендации вра­ча или государственной службы медико-социальной экспертизы - основная предпосылка перспективного, этапного и краткосрочного (текущего) планиро­вания.

Особенности текущего, этапного и циклового педагогического контроля в адаптивной физической культуре. Медико-психологический контроль за занимающимися, осуществляемый внешними по отношению к педагогическому процессу организациями: госу­дарственной службой медико-социальной экспертизы, врачебно-физкультурными диспансерами, национальными и международными комис­сиями по спортивно-медицинской классификации (в адаптивном спорте).

5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

    1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

  1. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / под ред. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2002.

б) дополнительная литература:

  1. Адаптивное физическое воспитание : учеб. пособие / С. Б. Нарзулаев [и др.]. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. – 177 с.

  2. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов : учеб. пособие / С. Ф. Курдыбайло, А. С. Солодков, О. В. Морозова ; под ред. С. П. Евсеева, А. С. Солодкова. – Спб. : СПбГАФК, 1996. - 95 с.

  3. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. – М., 2000.

  4. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья : монография / И. Ю. Горская [и др.]. – Омск : СибГАФК, 2000. – 212 с.

  5. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры : учеб. пособие / под ред. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2000. – 152 с.

  6. Сахно, А. В. Здоровье и здоровый образ жизни инвалидов России в условиях рыночной экономики / А. В. Сахно. - Малаховка, 1993.

  7. Физическая реабилитация : [учеб. для академий и ин-тов физ. культуры] / ред. С. Н. Попова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – 608 с.

  8. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / А. В. Царик. – М. : Советский спорт, 2003. – 576 с.

  9. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе : учебное пособие / Е. С. Черник. – М., 1997.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:

Учебно-методическое пособие(приведены в списке рекомендуемой литературы)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Не предусмотрено.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

8.1 Методические рекомендации преподавателю

(см. приложение 1)

8.2. Методические указания для студентов

(см. приложение 2)

8.2.1. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения

1. Три области знаний, объединяющие в себе специальность адаптивная физическая культура.

2. Раскройте отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицинской реабилитации, двигательной реабилитации, валеологии, профилактической медицины.

3. Особенности основных видов адаптивной физической куль­туры (адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и адаптивной физической реабилитации).

4. Основные группы (классы) инвалидов по существующим классификациям.

5. Информацию о выступлении спортсменов-инвалидов Рос­сии в крупнейших международных соревнованиях по одному из видов адап­тивного спорта.

6. Международные и национальные организации, занимающиеся адаптивным спортом.

7. В каких учреждениях проводится адаптивная двигательная рекреация?

8. Где и кто проводит занятия по адаптивной физической реабилитации?

9. Почему адаптивная физическая культура является составляющей ча­стью любого вида комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья? Докажите это примерами.

10. Роль адаптивной физической культуры в социальной интеграции ин­валидов.

11. Примеры интеллектуального воспитания ребенка в адап­тивной физической культуре.

12. Характеристика основных положений методологии адаптивной фи­зической культуры.

13. Содержание одной из функций адаптивной физической культуры.

14. Содержание одного из социальных принципов адаптивной физической культуры.

15. Группа задач, являющаяся основной в адаптивной физической культуре.

16. Методы, использующиеся в адаптивной физической культуре.

17. Основные положения теоретической концепции «искусст­венная управляющая среда» (И.П. Ратов).

18. Характеристика повторного метода развития физических спо­собностей.

19. Документ, являющийся основополагающим при планировании в адаптивной физической культуре.

20. Раскрыть главную цель адаптивного физического воспитания.

21. Что является целевым объектом обучения двигательным действиям в адаптивном физическом воспитании?

22. Главная цель адаптивной двигательной рекреации

23. Формы организации занятий по адаптивной физической рек­реации.

24. Отличия в философии Параолимпийского и Специального Олимпийского движений.

25. Влияние занятий адаптивным спортом на формирование здорового образа жизни инвалидов.

26. Какая теоретическая концепция может быть методологической осно­вой методики обучения двигательным действиям и развития физических ка­честв и способностей в адаптивном спорте?

27. Как Вы понимаете главную цель креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры?

28. Задачи, стоящие перед занимающимися в процессе занятий экс­тремальными видами адаптивной физической культуры.

8.2.2. Примерная тематика курсовых работ

1. Адаптивная физическая культура - новая интегральная наука, учебная дисциплина, важнейшая область социальной практики.

2. Адаптивное физическое воспитание как вид адаптивной физической культуры.

3. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры.

4. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры.

5. Креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной физической культуры. Возможности и перспективы.

6. История адаптивной физической культуры (в России, странах СНГ и дальнего зарубежья)

7. Организация адаптивной физической культуры (в России, странах СНГ и дальнего зарубежья).

8. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и со­циализации инвалидов.

9. Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры.

10. Основные положения методологии адаптивной физической культуры.

11. Функции адаптивной физической культуры.

12. Принципы адаптивной физической культуры.

13. Задачи адаптивной физической культуры.

14. Средства и методы адаптивной физической культуры.

15. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культу­ре.

16. Развитие физических качеств и способностей занимающихся в адап­тивной физической культуре.

17. Планирование и комплексный контроль за состоянием занимающих­ся.

18. Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

19. Адаптивное физическое воспитание в специальных медицинских группах в дошкольных образовательных учреждениях.

20. Адаптивное физическое воспитание в специальных медицинских группах в общеобразовательных школах.

21. Адаптивное физическое воспитание в специальностях медицинских группах в вузах.

22. Адаптивная двигательная рекреация в семье.

23. Адаптивная двигательная рекреация в государственных образова­тельных учреждениях.

24. Адаптивная двигательная рекреация в организациях и учреждениях системы здравоохранения.

25. Самодеятельные формы занятий адаптивной двигательной рекреаци­ей.

26. Параолимпийское движение: реалии и перспективы развития.

27. История Параолимпийских игр.

28. Российские спортсмены-инвалиды в Параолимпийском движении.

29. Философия Специального Олимпийского движения.

30. История Специального Олимпийского движения.

31. Программа Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга.

32. Специальная Олимпиада и Специальное искусство — два магистраль­ных направления социальной интеграции лиц с отклонениями в интеллекту­альном развитии.

33. Спортивное движение глухих.

34. История Всемирных (Олимпийских) игр глухих (Тихих игр). 35.Достижения российских спортсменов в крупнейших международных соревнованиях глухих.

36. Типовое положение об учреждении адаптивной физической культуры и спорта.

37. Креативные (художественно-музыкальные) виды адаптивной физиче­ской культуры. Цели, задачи, функции, принципы.

38. Социально-психологические аспекты креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры как направление креа­тивной практики инвалидов.

39. Экстремальные виды адаптивной физической культуры. Цели, задачи, функции, принципы.

40. Роль экстремальных видов адаптивной физической культуры в реше­нии проблем наркомании.

41. Государственные социальные программы развития адаптивной физи­ческой культуры - главная составляющая часть социальной политики общества в сфере физической культуры.

42. Методы научного исследования в адаптивной физической культуре. Систематика и классификация.

43. Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном физическом воспитании.

44. Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.

45. Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивной двигательной рекреации.

46. Информационное обеспечение инвалидов в сфере адаптивной физи­ческой культуры.

47. Адаптивная физическая культура и уровень качества жизни инвали­дов.

48. Адаптивная физическая культура и социальный статус инвалидов.

49. Адаптивная физическая культура и здоровый образ жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

50. Адаптивная физическая культура и самовоспитание личности инвалида.

8.2.3. Перечень примерный вопросов к зачету

7 семестр:

1. Адаптивная физическая культура в системе высшего среднего профес­сионального образования.

2. Возможности интеграции основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами по другим направлениям и специальностям высшей и средней школы.

3. Перечислите основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины, валеологии, профилактической медицины и других отраслей знания и практической деятельности человека.

4. Проиллюстрируйте пространство проблем адаптивной физической культуры с помощью декартовой системы координат.

5. Охарактеризуйте понятия «культура», «физическая культура», «адап­тивная физическая культура», «реабилитация», «социализация», «образ жиз­ни», «социальная интеграция».

6. Аксиологические концепции отношения к лицам с устойчивыми от­клонениями в состоянии здоровья - «инвалидизма», «социальной полезности инвалидов», «личностно-ориентированная».

7. Раскройте концепцию журнала «Адаптивная физическая культура».

8. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры.

9. Коррекционные задачи - основные задачи адаптивной физической культуры. Возможности коррекции сенсорных систем, интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, речи с помощью физиче­ских упражнений.

10. Задачи компенсации функций пораженного органа или деятельности какой-либо системы. Их решение в адаптивной физической культуре.

11. Профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений средствами и методами адаптивной физической культуры.

12. Особенности образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в адаптивной физической культуре.

13. Дайте краткую характеристику основным видам адаптивной физиче­ской культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адап­тивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация).

14. Отличительные особенности креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры.

15. Экстремальные виды адаптивной физической культуры. Потребности человека, которые они удовлетворяют,

16. Классификация инвалидов по тяжести дефекта и нозологическим группам.

17. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в со­стоянии здоровья.

18. Индивидуальная образовательная «траектория» студента факультета адаптивной физической культуры.

19. Требования к личностным качествам и к квалификации педагога-специалиста по адаптивной физической культуре.

20. Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубе­жом. Основные этапы.

21. Становление и развитие адаптивной физической культуры в нашей стране. Основные этапы.

22. Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов.

23. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России.

24. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры за рубежом.

25. Государственные и общественные организа­ции адаптивной физической культуры.

26. Организация адаптивного физического воспитания в России.

27. Организация адаптивного спорта в России.

28. Организация адаптивной двигательной рекреации в России.

29. Между­народный опыт в организация адаптивной двигательной рекреации.

30. Организация физической реабилитации в России.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической
  4. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Общая патология устанавливает функциональные взаимосвязи в больном организме, выявляет общие закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов и заболеваний.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины общая и специальная гигиена (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Общая и специальная гигиена» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.Ф.12.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности и в период
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности,

Другие похожие документы..