Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

5. Принцип диагностики уровня развития физических способностей.

Группы занимающихся в силу разнообразных патологических нару­шений не могут быть однородными и стабильными, что затрудняет дифференцированный и индивидуальный подход к нормированию пе­дагогических воздействий. Клинических, нейрофизиологических, пси­хологических показателей недостаточно, чтобы определять оптималь­ные величины дозирования физической нагрузки.

Методической основой управления процессом индивидуальной фи­зической подготовленности лиц с ограниченными возможностями яв­ляется диагностика физического развития, вторичных нарушений, про­являющихся в различных локомоциях, координационных и кондици­онных способностей. Измерение параметров физического развития (дли­ны, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости лег­ких, состояния осанки, голеностопных суставов), оценка координаци­онных способностей (точности дифференцировки усилий, пространства, времени, равновесия, расслабления, способности усвоения ритма и др.), кондиционных способностей (силы, быстроты, выносливости, ловкости), показателей развития основных движений (ходьбы, бега, прыж­ков, метаний) дает информацию о состоянии сохранных функций, ин­дивидуальных потенциальных возможностей организма.

Динамическая диагностика позволяет выявить сенситивные перио­ды, зоны ближайшего развития, планировать программы комплексно­го развития физических способностей, выбирать оптимальные пути кор­рекции и компенсации двигательных нарушений (ТА. Власова, 1978; А.С. Самыличев, 1985; А.А. Дмитриев, 1991; Н.Н. Ефименко, 1991; И.Ю. Горская, Т.В. Синельникова, 1999).

Лекция 24.

Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогиче­ский) контроль за состоянием занимающихся (всего 2 часа: 2 часа - семи­нарское занятие)

Индивидуальная программа реабилитации инвалида и рекомендации вра­ча или государственной службы медико-социальной экспертизы - основная предпосылка перспективного, этапного и краткосрочного (текущего) планиро­вания.

Особенности текущего, этапного и циклового педагогического контроля в адаптивной физической культуре. Медико-психологический контроль за занимающимися, осуществляемый внешними по отношению к педагогическому процессу организациями: госу­дарственной службой медико-социальной экспертизы, врачебно-физкультурными диспансерами, национальными и международными комис­сиями по спортивно-медицинской классификации (в адаптивном спорте).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Теория и организация адаптивной физической культуры (ОПД.Ф.02)

______________________________________________________________________

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1. Три области знаний, объединяющие в себе специальность адаптивная физическая культура.

2. Раскройте отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицинской реабилитации, двигательной реабилитации, валеологии, профилактической медицины.

3. Особенности основных видов адаптивной физической куль­туры (адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации и адаптивной физической реабилитации).

4. Основные группы (классы) инвалидов по существующим классификациям.

5. Информацию о выступлении спортсменов-инвалидов Рос­сии в крупнейших международных соревнованиях по одному из видов адап­тивного спорта.

6. Международные и национальные организации, занимающиеся адаптивным спортом.

7. В каких учреждениях проводится адаптивная двигательная рекреация?

8. Где и кто проводит занятия по адаптивной физической реабилитации?

9. Почему адаптивная физическая культура является составляющей ча­стью любого вида комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья? Докажите это примерами.

10. Роль адаптивной физической культуры в социальной интеграции ин­валидов.

11. Примеры интеллектуального воспитания ребенка в адап­тивной физической культуре.

12. Характеристика основных положений методологии адаптивной фи­зической культуры.

13. Содержание одной из функций адаптивной физической культуры.

14. Содержание одного из социальных принципов адаптивной физической культуры.

15. Группа задач, являющаяся основной в адаптивной физической культуре.

16. Методы, использующиеся в адаптивной физической культуре.

17. Основные положения теоретической концепции «искусст­венная управляющая среда» (И.П. Ратов).

18. Характеристика повторного метода развития физических спо­собностей.

19. Документ, являющийся основополагающим при планировании в адаптивной физической культуре.

20. Раскрыть главную цель адаптивного физического воспитания.

21. Что является целевым объектом обучения двигательным действиям в адаптивном физическом воспитании?

22. Главная цель адаптивной двигательной рекреации

23. Формы организации занятий по адаптивной физической рек­реации.

24. Отличия в философии Параолимпийского и Специального Олимпийского движений.

25. Влияние занятий адаптивным спортом на формирование здорового образа жизни инвалидов.

26. Какая теоретическая концепция может быть методологической осно­вой методики обучения двигательным действиям и развития физических ка­честв и способностей в адаптивном спорте?

27. Как Вы понимаете главную цель креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры?

28. Задачи, стоящие перед занимающимися в процессе занятий экс­тремальными видами адаптивной физической культуры.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Теория и организация адаптивной физической культуры (ОПД.Ф.02)

______________________________________________________________________

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

  1. Основные виды адаптивной физической культуры и их краткая характеристика.

  2. Характеристика объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре.

  3. Основные аксиологические концепции отношения к лицам с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья - "инвалидизма", "социальной полезности инвалидов", "личностно-ориентированная".

  4. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры.

  5. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре, требования к профессиональным и личностным качествам.

6. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом.

7. Организация адаптивного спорта в России и в мировом сообществе.

8. Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в системе специального и массового образования.

9. Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.

10. Характеристика функций адаптивной физической культуры.

11. Характеристика принципов адаптивной физической культуры.

12.Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

13. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением зрения.

14. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением слуха.

15. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением интеллекта.

16. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

17. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

18. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде.

19. Основные теоретические концепции "безошибочного" обучения, структура процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.

20. Особенности формирования ориентировочной основы двигательных действий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе обучения.

21. Развитие и совершенствование силовых способностей у глухих и слабослышащих.

22. Развитие и совершенствование скоростных способностей у слепых и слабовидящих.

23. Развитие и совершенствование выносливости у детей с поражением опорно-двигательного аппарата.

24. Развитие и совершенствование гибкости у детей с нарушением интеллекта.

25. Цель, задачи и организация адаптивной двигательной рекреации.

26. Цель, задачи и организация физической реабилитации.

  1. Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов.

  2. Цель, принципы, основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады.

  3. Образование детей с нарушениями психического развития в домашних условиях.

30. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 3-4 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

.31.Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 1-2 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

32. Особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом (РДА), причины и проявления раннего детского аутизма.

33. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

34. Понятие о дефекте и его структура, соотношение параметров первичного дефекта и особенности образования вторичных нарушений.

35. Игра и ее роль в психическом развитии дошкольника с отклонениями в состоянии здоровья на примере слепых и слабовидящих

36. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР, классификация задержек психического развития.

37. Роль и значение основных положений теории Л.С. Выготского для адаптивной физической культуры.

38. Понятие депривации, ее виды, депривационный синдром.

39. Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее формирования.

40. Иерархия потребностей (по А. Маслоу), причины слабого проявления потребности в самоактуализации.

41. Анализ понятий «стресс», «психологический стресс», «профессиональный стресс», основные источники дистресса специалиста адаптивной физической культуры.

42. Требования к личности и профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре.

43. Эмоциональная сфера и ее особенности у детей с нарушениями в развитии.

44. Задачи и формы адаптивного физического воспитания в системе образовательных учреждений.

45. Особенности развития и коррекции физических качеств у детей со зрительной депривацией.

46. Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей со зрительной депривацией.

47. Использование сохранных анализаторов при формировании навыков пространственной ориентации детей с нарушениями зрения, противопоказания к отдельным видам физических упражнений.

48. Специфика использования вербальных и невербальных методов с глухими и слабослышащими детьми на уроке физической культуры.

49. Особенности развития и коррекции физических качеств у детей со слуховой депривацией.

50. Особенности развития и коррекция координационных способностей у глухих и слабослышащих дошкольников и школьников.

51. Особенности коммуникативной деятельности педагога с глухими и слабослышащими детьми на уроке физической культуры.

52. Задачи, содержание и особенности организации адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 7-8 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

53. Медицинская классификация в адаптивном спорте.

54. Спортивно-функциональная классификация в адаптивном спорте.

55. Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей с проблемами интеллекта.

56. Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП.

57. Методы реабилитации (восстановительного лечения) детей с ДЦП.

58. Задачи, содержание и особенности организации проведения уроков адаптивного физического воспитания школьников специальных коррекционных образовательных учреждений 5-6 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями ДЦП.

59. Психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями ДЦП, особенности коррекции двигательных нарушений у детей при спастических формах ДЦП.

60. Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей с последствиями ДЦП.

61.Методика лечебного плавания для детей с ДЦП, иппотерапия, фитбол-гимнастика .

62. Общая характеристика позвоночно-снинномозговой травмы, понятия механической и неврологической нестабильности позвоночника.

63. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики после ампутации конечностей в условиях стационара.

64. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики в период подготовки к протезированию верхних и нижних конечностей.

65. Методика обучения ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени.

66. Особенности обучения плаванию после ампутации нижних конечностей.

67. Средства и методы реабилитационного лечения при травмах позвоночника.

68. Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам у инвалидов с патологией зрения, слуха, опорно-двигательной системы, с нарушением умственного развития.

69. Методы оценки физического развития и функциональных возможностей инвалидов с поражением опорно-двигательной системы.

70. Основные задачи, формы и содержание социальной защиты инвалидов, их характеристика.

71. Основные направления реабилитации, их краткая характеристика. .

72. Права и льготы инвалидов в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении и санаторно-курортном лечении, организация протезно-ортопедической помощи инвалидам, права, социальные гарантии.

73. Общественные организации инвалидов, их значение в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

74. Роль и значение специальной протезной техники для инвалидов, перенесших ампутации нижних или верхних конечностей для занятий спортивной деятельностью.

75. Роль и значение функциональных методов исследования во врачебном контроле, методы тестирования физической работоспособности.

76. Технические средства, используемые для оснащения сооружений спортивного назначения с целью обеспечения доступности проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами.

77. Основные направления проектирования, строительства и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов.

78. Особенности влияния социальных факторов на формирование внутренней картины болезни.

79. Механизмы психологической защиты у больных с различной патологией, определение, классификация .

80. Суицидальное поведение у детей и подростков, мотивы, «антисуицидальный барьер».

81. Современные представления о развитии хронического алкоголизма, наркоманий и токсикомании, синдромы.

82. Понятие о здоровье, предболезни и болезни, признаки, классификация, периоды. .

83. Классификация и характеристика основных видов технологий физкультурно-спортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

84. Нетрадиционные оздоровительные технологии в адаптивной физической культуре

85. Профессионально-ориентированные виды соревновательной и учебно-тренировочной деятельности.

86. Гимнастика для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

87. Цели, задачи и организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности с лицами с отклонениями в состоянии здоровья .

88. Основные средства и отличительные черты методик креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов адаптивной физической культуры.

89. Плавание лиц, имеющих ограниченные возможности - гидрореабилитация.

90. Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Теория и организация адаптивной физической культуры (ОПД.Ф.02)

______________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

«Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной ос­новной образовательной программы по адаптивной физической куль­туре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптив­ной физической культуры стоят следующие задачи:

— сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физи­ческой культуры, основанные на личностпо-ориентированной аксио­логической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонения­ми в состоянии здоровья;

— обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний теории и организации адаптивной физической культуры, целостное ос­мысление профессиональной деятельности, методологических подхо­дов, общих закономерностей данного вида социальной практики;

— сформировать у студентов стремление к самостоятельности и твор­честву в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательс­кой работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности;

— обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценност­ного отношения к будущей профессиональной деятельности и па этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дис­циплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представ­лены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также те­матика рефератов, курсовых и квалификационных работ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Кафедра

Адаптивной физической культуры

Учебно-методический комплекс дисциплины

Теория и организация адаптивной физической культуры (ОПД.Ф.02)

______________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы в адаптивной физической культуре; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.

Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по адаптивной физической культуре.

Выпускники кафедры должны обладать умением на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности.

Использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья, позволит специалистам добиться больших результатов в своей профессиональной деятельности и максимально эффективно вести реабилитационную работу.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической
  4. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Общая патология устанавливает функциональные взаимосвязи в больном организме, выявляет общие закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов и заболеваний.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины общая и специальная гигиена (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Общая и специальная гигиена» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.Ф.12.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности и в период
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности,

Другие похожие документы..