Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

8

9

Общая трудоемкость дисциплины

200

70

65

65

Аудиторные занятия

98

36

30

32

Лекции

49

18

15

16

Практические занятия (ПЗ)

49

18

15

16

Семинары (С)

-

Лабораторные работы

-

И другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

102

34

35

33

Курсовая работа

+

Расчетно-графические работы

-

Реферат

-

И другие виды самостоятельной работы

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зач.

Экз.

Экз.

4. Содержание дисциплины
4.1. Тематический план

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

ПP (или C)

1.

Понятие об адаптивной физической культуре, история ее становления и развития

2

2

2.

Предмет и задачи адаптивной физической культуры

2

2

3.

Общие особенности реализации принципов физического воспитания в адаптивной физической культуре

2

2

4.

Особенности выбора средств, методов и форм построения занятий

2

5

5.

Специфика адаптивной физической культуры и спорта в выборе и составе средств, методов и форм построения занятий

2

2

6.

Организация физкультурного движения инвалидов

2

2

7.

Федерация физической культуры и спорта инвалидов.

2

2

8.

Паралимпийский комитет России

2

2

9.

Специальный олимпийский комитет

3

-

10.

Организация деятельности первичных физкультурно-спортивных организаций инвалидов (ФОК)

2

2

11.

Организация центров спортивной реабилитации инвалидов

2

-

12.

Формы и методы совместной деятельности государственных и общественных организаций

-

2

13.

Организация физкультурно-спортивной работы в различных звеньях физкультурного движения инвалидов ( дошкольные и школьные специальные учреждения ,на промышленных предприятиях, по месту жительства и т.д.)

2

-

14.

Организационные формы и источники финансирования

2

-

15.

Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья

-

2

16.

Воспитание личности средствами и методами адаптивной физи­ческой культуры

2

2

17.

Опорные концепции методологии адаптивной физической куль­туры

2

2

18.

Функции адаптивной физической культуры

2

2

19.

Организация физической реабилитации

2

2

20.

Основные виды адаптивной физической культуры

4

2

21.

Организация адаптивной двигательной рекреации

2

2

22.

Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре

4

2

23.

Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья

2

6

24.

Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогиче­ский) контроль за состоянием занимающихся

2

4

Итого:

49

49

4.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Понятие об адаптивной физической культуре, история ее становления и развития Адаптивная физическая культура в системе высшего и среднего профес­сионального образования. Высшее профессиональное образование: специаль­ность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здо­ровья (адаптивная физическая культура); магистерская программа 521915 Адаптивная физическая культура в направлении подготовки кадров; 521900 Физическая культура. Среднее профессиональное образование: специальность 0323 Адаптивная физическая культура (базовый уровень, квалификация выпускника - педагог по адаптивной физической культуре) и 0323 Адаптивная физическая культура (по­вышенный уровень, квалификация выпускника - учитель адаптивной физиче­ской культуры). Интеграция образовательных программ - современная тенденция в выс­шей и средней школе. Высшая школа: интеграция основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами в области педагогики, меди­цины, коррекционной педагогики. Средняя школа: объединение программ по адаптивной физической куль­туре с программами по медицине, специальной педагогике, интеграция с про­граммами высшего профессионального образования. Системы повышения квалификации и переподготовки кадров по адап­тивной физической культуре.

2. Основные понятия и термины адаптивной физической культу­ры. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»; «образ жизни», «здоровый образ жизни», «естественные факторы внешней среды»; «аксиологические концепции жизни человека и инвалида» -сходство и различия; «реабилитация», «социализация», «социальная интегра­ция» и др. Предмет, цель, задачи, содержание адаптивной физической культуры. Коррекционные, компенсаторные, профилактические задачи - главная группа задач в адаптивной физической культуре. Оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи - традици­онные задачи физической культуры, их адаптация к проблемам лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья. Роль и место адаптивной физической культуры в комплексной реабили­тации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

3. Общие особенности реализации принципов физического воспитания в адаптивной физической культуре. Отличия адаптивной физической культуры (АФК) от физической культу­ры, медицины, коррекционной педагогики, валеологии, гигиены и др. отраслей знания и практической деятельности; связь АФК с другими областями научных знаний. Декартова система координат как модель пространства научных проблем адаптивной физической культуры (первая ось - виды адаптивной физической культуры, вторая ось - виды заболевания (инвалидности), третья - возрастные периоды жизни человека). Формирование правового и информационного пространства адаптивной физической культуры в Российской Федерации как важнейшее условие обеспе­чения интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество (пре­доставление гарантий и возможностей инвалидам, подготовка общества к при­нятию инвалидов как равноправных членов общества, обладающих самоценностью).

4Особенности выбора средств, методов и форм построения занятий.Критерий для выделения основных видов адаптивной физической куль­туры - естественные и социальные потребности человека с отклонениями в со­стоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации тру­довой и бытовой деятельности, за счёт формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессио­нально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого кру­га основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и исполь­зования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлече­нии, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт форми­рования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философ­ских взглядов гедонизма, освоения ими основных приёмов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопостав­лении их со способностями других людей за счёт приобщения лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нару­шенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности) за счёт освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучения его умением использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливаю­щие и термические процедуры, и другие средства АФК. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), дру­гие средства искусства за счёт освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционной ритмопластики и др. Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счёт освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных видов двигательной деятельности.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — Физическая
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической
  4. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Общая патология устанавливает функциональные взаимосвязи в больном организме, выявляет общие закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов и заболеваний.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины общая и специальная гигиена (наименование дисциплины)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Общая и специальная гигиена» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.Ф.12.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования по специальности
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности и в период
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности,

Другие похожие документы..