Приказ №287/2 от 15. 12. 2011 Основная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 годы

МКУ «Управление Администрации города Бийска»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Принята

на заседании

Педагогического совета

протокол № 3

от 14 декабря 2011 года

Утверждаю

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

_______________Л.М.Скиба

приказ № 287/2 от 15.12.2011

Основная образовательная программа

начального общего образования

на 2011-2015 годы

Содержание

1.Целевой раздел 4

1.1.Пояснительная записка 4

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального образования 9

1.2.1.Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) 12

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. 12

1.2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 17

1.2.3.Русский язык 21

1.2.4.Литературное чтение 25

1.2.5.Иностранный язык (английский) 28

1.2.6.Математика 32

1.2.7.Окружающий мир 34

1.2.8.Музыка 37

1.2.9.Изобразительное искусство 39

1.2.10.Технология 42

1.2.11.Физическая культура 45

1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 47

1.3.1.Общие положения 47

1.3.2.Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 48

1.3.3.Система оценки планируемых результатов освоения учебной программы начального общего образования по отдельным предметам 52

уважать и ценить искусство и ху­дожествено-творческую деятель­ность человека; 119

получать радость и удоволь­ствие от процесса и результатов собственной художественно-творческой деятельности; 120

1.3.4.Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений 126

1.3.5.Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию 129

2. Содержательный раздел 131

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий 131

2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 132

2.1.2. Характеристики универсальных учебных действий 133

на ступени начального общего образования 133

2.1.3. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД 136

2.1.4. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 138

2.1.5. Преемственность связей формирования УУД при переходе 159

от дошкольного к начальному общему образованию 159

2.1.6. Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий 164

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приложение №2) 182

2.3. Программа духовно-нравственного развития 183

2.3.1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 183

2.3.2.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 184

2.3.3.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 186

2.3.4.Совместная деятельность школы и семьи по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 231

2.3.5.Планируемые результаты духовно-нравственного развития 241

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 252

2.4.1.Пояснительная записка 252

2.4.2.Организация работы по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 256

2.4.3. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 256

2.4.4.Содержание программы 259

2.4.5.Ожидаемые результаты 268

2.5.Программа коррекционной работы 273

2.5.1.Цель, задачи, принципы программы 273

2.5.2.Направления работы 274

2.5.3. Характеристика содержания 275

2.5.3.Механизм реализации программы 277

2.5.5. Требования к условиям реализации программы 288

2.5.6. Планируемые результаты коррекционной работы 289

3.Организационный раздел 290

3.1. Учебный план начального общего образования 290

3.2. План внеурочной деятельности 294

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы 295

Календарь природы 308

Демонстрационный наглядно-дидактический материал 308

Автомобильный транспорт 308

Бабочки 308

Водный транспорт 308

Домашние животные 308

Инструменты 308

Космос 308

Лесные и полевые цветы 308

Листья и плоды 308

Морские обитатели 308

Народные промыслы 308

Насекомые 308

Овощи 308

Офисная техника 308

Птицы 308

Птицы средней полосы 308

Рептилии 308

Садовые цветы 308

3.3.1.План развития кабинета начальных классов на 2011 – 2012год 318

3.3.2. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий 320

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» разработана педагогическим коллективом и Управляющим советом школы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, на основе Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 2002 г., в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», а также на основе концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа» и УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

В программе учтены характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

    • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

    • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учтены существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связано с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

В соответствии с особенностями детей, пожеланиям родителей и согласно профессиональному выбору учителей, в начальной школе преподавание осуществляется по следующим программам:

«Школа России»,научный руководитель А.А. Плешаков (в 2011-2012 учебном году:2Б, 2В, 3Б, 4Б классы).

Приоритетным направлением для данной концепции является духовно-нравственное развитие ребенка, утверждающее такие человеческие ценности, как согласие, сотрудничество и взаимопонимание;

«Перспективная начальная школа», научный руководитель Р.Г. Чуракова (в 2011-2012 учебном году:1А, 1Б, 1В, 2А, 3 А, 4А классы).

Основная идея УМК – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ учебных предметов.

Цель начального общего образования: создание условий для оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (8)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработа­на на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ №
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (10)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработа­на на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ №
  3. Основная Образовательная программа начального общего образования в контексте фгос ноо моу оош п. Приморье на период 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) МОУ ООШ п.Приморье разработана коллективом педагогов на основе п.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №18

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №18 города Кинешмы на 1 ступени обучения с 2011-2012 учебного года.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования Городской округ Орехово-Зуево 2011 год

    Основная образовательная программа
    Под образовательной программой нами понимается нормативно-правовой документ, определяющий образовательные услуги, предоставляемые лицеем. Она разработана в соответствии с Уставом и Программой развития лицея.
  6. Основная образовательная программа начального общего образования срок реализации 2011-2015 гг

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 57 города Чебоксары» разработана в соответствии с
  7. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области на 2011 2015 годы

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная школа» Тарского муниципального района Омской области
  8. Основной образовательной программы начального общего образования 12

    Пояснительная записка
    Проектирование содержания образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта (разработка учебного плана, программ по отдельным учебным предметам, инструментария оценки планируемых результатов
  9. Образовательная программа начального общего образования (проект)

    Образовательная программа
    1.Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом образовательного учреждения МОУ Теребаевской средней общеобразовательной школы в соответствии: с требованиями федерального государственного

Другие похожие документы..