Рабочая программа дисциплины психология и педагогика направление подготовки

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель работ по направлению Заведующий кафедры социологии

подготовки бакалавров120700 и психологии

профессор Мустафин М.Г.. доц. Завражин В.Н.

___________________ _______________________

«____» декабря 2010 г. «____» декабря 2010 г.

Рабочая программа дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Направление подготовки

120700 «Землеустройство и кадастры»

Профили подготовки

Производственно – технологическая деятельность

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Санкт-Петербург

2012

1.Цели и задачи дисциплины: целью и задачей дисциплины является формирование у студентов представления о психологии и педагогике как науках о закономерностях и механизмах личностного и профессионального развития человека, о сущностях и закономерностях формирования его индивидуальности. Курс должен заложить основы психологической и педагогической компетентности, необходимой будущему бакалавру для профессионального и личностного развития.

Для реализации этих задач теоретические и практические занятия имеют цель:

  • Психологическое и педагогическое обеспечение процесса обучения бакалавра, развития и социализации личности студента высшей школы.

  • Формирование системы знаний о психике, психических процессах и состояниях, индивидуальных особенностях личности и ее развития.

  • Формирование основ педагогических знаний об обучении, воспитании, об их формах и методах.

  • Формирование основных знаний, навыков и умений для успешной адаптации бакалавра к будущей практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология и педагогика» относятся к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, ее освоение базируется на программе полной средней школы, учебных программ «Отечественная история», «Этика и нормы морали», прослушанных в первом семестре вуза. В дальнейшем процессе обучения знания, умения и навыки по психологии и педагогике используются при изучении курсов «Философия», «Политология и социология», «Основы менеджмента», «Безопасность жизнедеятельности» и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);

    - логически верно, аргументированно и ясно строить свою устную и письменную речь (ОК – 2);

    - быть готовым к кооперации с коллегами, работе коллективе (ОК- 3);

    - способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК – 4);

    - умением использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК – 5);

    - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК – 8);

    - умением критически оценивать свои личностные качества. Намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК – 7);

    - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК – 8);

    - способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики (ОК – 9);

    - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК – 11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    - в чем заключается сущность психики, какова роль биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности;

    - характеристики основных психических процессов и явлений, их свойства и функции;

    - как строятся межличностные взаимоотношения в производственном коллективе;

    - закономерности развития и научения человека;

    - основные подходы к обучению и воспитанию.

    Уметь:

    - анализировать ситуации межличностного общения;

    - составлять психологическую характеристику личности и группы.

    Владеть:

    - навыками использования доступных психологических методов для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

Аудиторные занятия (всего)

51

51

В том числе:

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

20

20

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

6

6

Другие виды самостоятельной работы

Чтение литературы по дисциплине, подготовка к практическим занятиям

5

5

Подготовка к сообщениям и докладам на практическом занятии

3

3

Подготовка к коллоквиуму по 1 – 2 разделам

3

3

Подготовка к контрольной работе по 3 – 4 разделам

3

3

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

71

71

2

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Роль психологических знаний в деятельности инженера

Тема 1. Психология как отрасль знаний

Предмет, структура, методы и задачи психологии.

Психология как наука. Понятие психики как отражения объективной реальности.

Возникновение психики. Понятия раздражимости и чувствительности. Психика и основные виды психических явлений: психические процессы, состояния и свойства.

Отрасли психологии. Связь психологии с другими отраслями знаний.

Основные методы психологии: наблюдение, беседа, анкета, эксперимент, тестирование, изучение продукта деятельности.

Психология и общественная практика. Система психологической службы. Консультирование и вопросы психологической коррекции. Роль психологических знаний в профессиональной деятельности.

Раздел II. Психические процессы

Тема 2. Психические познавательные процессы

Ощущения. Виды ощущений. Классификация ощущений (экстеро- и интероцептивные ощущения). Характеристики ощущений: абсолютная и дифференцированная чувствительность, модальность, адаптация. Тренировка и пороги чувствительности. Влияние деятельности на развитие ощущений. Компенсаторные возможности развития ощущений. Развитие ощущений при наличии дефектов анализаторных систем.

Восприятие. Характеристики перцептивного образа: целостность, предметность, константность , обобщенность. Иллюзии восприятия.

Представления. Характеристики вторичного образа: бледность, фрагментарность, панорамность, обобщенность. Образы воображения и образы памяти. Приемы воображения: агглютинация, схематизация и др.

Мышление. Исследование мышления в логике и психологии. Основные логические формы мышления: суждение, понятие, умозаключение. Виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и вербально – логическое. Мышление как процесс решения задач. Взаимосвязь мышления и эмоций.

Внимание. Функции внимания. Характеристики внимания: распределение, концентрация, устойчивость, переключение и объем. Методы тренировки внимания.

Память. Классификации памяти по ведущему анализатору, по материалу запоминания, по временным характеристикам. Информационная теория памяти. Мнемотехника. Методы тренировки памяти.

  1. Рабочая программа дисциплины общие основы педагогики направление подготовки

    Рабочая программа
    Программа построена на концептуальной основе целостности и гуманизации образовательного процесса. Современные подходы к научно-педагогической науке и педагогическому знанию предполагают разработку дисциплины в единстве ее теоретической
  2. Рабочая программа дисциплины «психология» Рекомендуется для направления подготовки (1)

    Рабочая программа
    Дисциплина “Психология” предназначена для студентов I курса общеэкономического факультета дневной, вечерней и заочной форм обучения по направлению “Управление персоналом”.
  3. Рабочая программа дисциплины «психология» Рекомендуется для направления подготовки (2)

    Рабочая программа
    Цели дисциплины: формирование у студентов представлений об основных категориях общей психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями.
  4. Рабочая программа дисциплины психология и педагогика направление (специальность) ооп 080500 Менеджмент

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика» являются: овладение психологическими и педагогическими знаниями с учетом основных практических задач, стоящих перед будущими менеджерами; повышение общей и профессионально ориентированной
  5. Рабочая учебная программа дисциплины Психология и педагогика Направление подготовки (1)

    Рабочая учебная программа
    Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов умения самостоятельно анализировать и интерпретировать личностные особенности, психические состояния и свойства как в отношении самого себя, так и других людей.
  6. Рабочая учебная программа дисциплины Психология и педагогика Направление подготовки (2)

    Рабочая учебная программа
    Знание основ психологии и педагогики позволяет также более эффективно решать проблемы, возникающие в процессе развития и функционирования семьи как важнейшего социального института современного общества.
  7. Рабочая учебная программа дисциплины Психология и педагогика Направление подготовки (3)

    Рабочая учебная программа
    - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен и готов понимать движущие силы и закономерности исторического процесса,
  8. Рабочая учебная программа дисциплины Психология и педагогика Направление подготовки (4)

    Рабочая учебная программа
    знать: основные понятия и категории психологической и педагогической наук, условия формирования личности, ее свободы, иметь представление о сущности сознания,
  9. Рабочая программа дисциплины «Общие основы педагогики» Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

    Рабочая программа
    Курс «Общие основы педагогики» призван ввести студентов в сферу педагогического знания, подготовить их к освоению различных разделов педагогической науки и интегрированных психолого-педагогических курсов.

Другие похожие документы..