Ответственные редакторы: Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 А. Л. Журавлев Е. А. Сергиенко В. В. Знаков И. О. Александров

Российская академия наук Институт психологии

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Том 3

Психология развития и акмеология

Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии

Рубинштейновские традиции исследования и экспериментатики

(Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.)

Ответственные редакторы:

Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2009


А. Л. Журавлев Е.А. Сергиенко В. В. Знаков И. О. Александров

УДК 159.9 ББК 88 П 86

Редакционная коллегия:

Г. А. Виленская, Ю. В. Ковалева, Н. Е. Максимова, Е. А. Никитина, К. Б. Зуев, И. И. Ветрова, И. Я. Лялина

П 86 Психология человека в современном мире. Том 3. Психо­логия развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии. Ру-бинштейновские традиции исследования и экспериментатики (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Жу­равлев, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, И. О. Александров. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 400 с.

ISBN 978-5-9270-0170-5

УДК 159.9 ББК 88

Данный сборник научных трудов - материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леони­довича Рубинштейна (1889-1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены психологии развития и акмеологии, экзистенциальным проблемам современной пси­хологии и рубинштейновским традициям исследования и экспе-риментатики.

Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции (том 3) изданы при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант №09-06-14 080г

© Институт психологии Российской академии наук, 2009

ISBN 978-5-9270-0170-5

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

психология развития и АкмЕология

1.1. Психология развития

A.Р. Кирпиков

Общие закономерности функционирования психики

как методологические основы психологии развития человека 7

Т.Н. Скрипкина

Детерминанты развития субъектности в подростковом возрасте 12

Е.А. Сергиенко

Развитие понимания себя и другого как проблема сознания 19

B.Е. Василенко

Возрастные кризисы детства и отрочества: дискуссионные проблемы 27

Н.А. Васильченко

Образ родителей у агрессивных и неагрессивных подростков 35

Г. А. Виленская

Стратегии контроля поведения в проблемной ситуации у детей

с разным типом темперамента 43

М.А. Вышквыркина

Динамика социального интеллекта в юношеском возрасте 46

Н. С. Залюбовская

Факторы развития самосознания в период ранней взрослости 52

И. А. Зачесова, Е. В. Калинкина Возрастные особенности детского речевого общения:

взаимоотношения собеседников в диалоге 54

Д. Г. Климась

Способность к символизации как показатель развития

и интеграции «Я» при расстройствах аутистического спектра 62

О. В. Козачек

Последствия манипулятивного общения: отношение к другим и к себе

у детей подросткового возраста 70

C.В. Куваева

Психологические последствия раннего обучения 76

В. Р. Манукян

Ценностные детерминанты переживания кризисов средней взрослости 83

М. Д. Петраш

К вопросу о совладающем поведении субъекта деятельности

в разные периоды взрослости 91

A.Г. Портнова, М. Г. Иванова
Психологическое здоровье и зрелость личности

как цели возрастно-психологического консультирования 98

B.Г. Сивакова

Эффект респондента в оценках эмоциональных и поведенческих проблем
младших школьников 105

А.А. Суханов

Интеллектуальный статус дошкольников на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края

Л. В. Тарабакина Эмоции и их связи с познавательными процессами

117

М. В. Фор

Гендерные различия интеллекта и креативности взрослых людей

119

А.А. Черников, С. В. Зверева Индивидуально-типологические и характерологические маркеры формирования компьютерной игровой зависимости у подростков 14-16 лет 126

1.2. Акмеология

А.А. Деркач

Субъектность и субъективность в акмеологическом развитии человека 132

Е. Н. Двинянинова
Акмеологический подход к изучению человека как субъекта развития
и саморазвития 138

Е. А. Карпова

Акмеологические основы самореализации личности

в основных сферах жизнедеятельности человека 145

Л.А. Кунаковская
Принципы развития, самодеятельности и рефлексивности
как методологические ориентиры процесса профессионального
самосовершенствования педагога 151

Л.М. Митина

Два способа жизни (по С. Л. Рубинштейну) - две модели

профессиональной жизнедеятельности человека в современном мире 156

М. Мунхцэцэг Акмеологическое изучение исторической личности

в контексте монгольской традиционной культуры 160

П. П. Пачина Механизмы достижения продуктивных уровней

в психолого-педагогической подготовке специалистов 163

М. А. Степанова Психологические аспекты педагогической практики

в свете научных воззрений С. Л. Рубинштейна 170

Е. И. Сутович

Эталонный образ специалиста как компонент акмеологической

культуры личности 180

В. А. Толочек

Социализация в квадрате: гетерохронность и нелинейная динамика профессионального становления субъекта в социономических профессиях 182

А. Ф. Федоров

Акмеологические проблемы использования социально-психологических резервов в профессиональной самореализации работников,

занимающихся юридическим трудом 191

Е. В. Федосенко

Профессиональная самореализация специалиста: концептуальный подход 197

1.3. Психология развития личности

Н. Е. Харламенкова

Отраженное самоотношение личности и его динамика 204

О. Р. Бусарова

Мотивация достижения успеха и избегания неудачи московских студентов 212

М. Ю. Двоеглазова Современное состояние проблемы исследования

личностной рефлексии субъекта 214

Т.А. Петрова

Проблемы становления личности в период взросления 219

Л. А. Стахнева Проблема «психологического обеспечения» развития

субъектности личности в образовательном пространстве 224

А. Э. Цымбалюк

Характеристика значимых жизненных задач в юношеском возрасте 229

Э. А. Щеглова

Манипулирование в условиях профессионально-педагогической

деятельности 231

Часть 2

экзистенциальные проблемы в трудах с. л. Рубинштейна

и в современной психологии

2.1. Развитие идей С. Л. Рубинштейна о человеском бытии

Л. И. Рюмшина

Постановка и анализ проблем бытия в трудах С. Л. Рубинштейна 239

Л. И. Дементий

Проблема ответственности в научном наследии С. Л. Рубинштейна и ее развитие в концепции ответственности личности

как свойства субъекта жизнедеятельности 245

И. А. Джидарьян

Философская концепция С. Л. Рубинштейна в контексте гуманистической

и позитивной психологии 250

В. В. Знаков

Научный анализ человеческого бытия в трудах С. Л. Рубинштейна

и современной психологии 260

Е. И. Кузьмина

Единство экзистенциальных положений о человеке и мире

в теориях личности С. Л. Рубинштейна и В. Франкла 269

И. О. Логинова

Жизненное самоосуществление человека в трудах С. Л. Рубинштейна

и в современной психологии 272

Л. М. Разорина

Подход к диагностике ценностно-смысловых аспектов мировоззрения

с позиции философско-этической концепции человека С. Л. Рубинштейна 278

Т. В. Рогачева

Решение проблемы смысла с теоретических позиций С. Л. Рубинштейна 286

2.2. Экзистенциальные проблемы в современной психологии

Т. Д. Марцинковская Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна

и современной психологии 293

Е. Н. Ермакова

Проблема смысла в контексте жизненного пути личности 300

A.А. Лиходед

Проблемы экзистенциальной психологии в работе С. Л. Рубинштейна

«Человек и мир» 306

Е. А. Магазева

К проблеме личностного выбора 308

B.Г. Малахова

Сущностные характеристики понимания как способа освоения
действительности 315

О. А. Мельник

Экзистенциальные проблемы в XXI веке 322

К. Муздыбаев

Экзистенциальная интерпретация заботы о другом человеке 329

Н. А. Польская

Смерть и Я 342

Е. Ю. Рязанцева Исследование экзистенциальных ресурсов личности

в период переживания психологического кризиса 348

Ю. В. Саенко

Страх смерти как экзистенциальная проблема 353

Часть 3

  1. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной
  2. С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. Ответственный редактор: А. Л. Журавлев Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Все­российской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.
  3. И. А. Джидарьян В. А. Барабанщиков Издательство «Институт психологии ран»

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Вы­готского. Проблема деятельности в отечественной психологии.
  4. А. Л. Журавлев директор Института психологии ран

    Документ
    Концентрированное изложение наиболее крупных и значимых научных событий в жизни Института психологии РАН (ИП РАН) за 2010 г. позволяет за короткий период заново их пережить и увидеть общую панораму того, из чего собственно и складывалась
  5. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 368с. Состав организационного комитета Симпозиума

    Документ
    В настоящее время в силу социально- общественных изменений, которые влекут за собой психологические преобразования личности, особенно актуально стоит тематика кризиса среднего возраста.
  6. А. Л. Журавлев, член-корреспондент ран

    Документ
    Прежде, чем излагать конкретные результаты научной деятельности ИП РАН, целесообразно выделить то, что было наиболее характерно для научно-организационных и административно-правовых условий деятельности Института в 2009 г.
  7. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.
  8. Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 376с. Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Сборник, который Вы держите в руках, является отражением работы Международного Конгресса «Психология XXI столетия», который будет проходить в г. Ярославле с 4 по 7 сентября 2008 года.
  9. Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2008 376с. Состав организационного комитета Симпозиума (2)

    Документ
    Уже завершен подготовительный этап (сентябрь 2007- сентябрь 2008 г.) Конгресса, в процессе которого был сформирован оргкомитет Конгресса, разработана стратегия и тактика его проведения, определены участники, волонтеры, конкретное место

Другие похожие документы..