Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей 13. 00. 08. теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

Чмыхова Галина Васильевна

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

13.00.08. – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Журкина Алла Яковлевна

Официальные оппоненты: ФГАОО «Академия повышения квалификации и «профессиональной переподготовки», профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор

Зарецкая Инесса Исааковна

МАОУ ДОД «Детская школа искусств»

посёлка Свердловский ЩМР МО, директор

кандидат педагогических наук, Анджапаридзе Татьяна Вячеславовна

Ведущая организация: ГОУ ДПО (повышение квалификации) специалистов МО Педагогическая академия последипломного образования

Защита диссертации состоится «17» мая 2012 года в «10.00» часов на

заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата педагогических наук при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет по адресу: 155908, Ивановская область, г. Шуя, Кооперативная, д.24,ауд.220.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Автореферат разослан «13» апреля 2012года.

Учёный секретарь

диссертационного совета Н.В.Лысых

кандидат педагогических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из важнейших социальных проблем во всём мире является обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социо-технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле погибает в дорожно-транспортных происшествиях. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов, интенсивности дорожного движения, порождает множество проблем.

Дорожно-транспортный травматизм является глобальной проблемой («Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма», Всемирная организация здравоохранения – 2004г., 2008г.). Организация объединённых наций (ООН) называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

В самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. Ежегодно в Российской Федерации погибают и получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях около 27 тыс. детей и подростков до 16-ти лет. Количество погибших из года в год увеличивается, а большинство из пострадавших становятся инвалидами.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области безопасности жизнедеятельности, законодательного регулирования вопросов, обновления нормативной базы, - становится очевидным необходимость глубокого реформирования образовательной сферы в области подготовки педагогов к обеспечению безопасной жизни и деятельности детей в сфере дорожного движения.

Подготовка педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования требует кардинального пересмотра ее содержательной и технологической основы. Необходима новая модель подготовки педагога к обеспечению безопасности жизни и деятельности детей. Очевидна и необходимость смены ценностных ориентаций учащихся к безопасной жизни и деятельности в постоянно развивающейся, высоко энерговооруженной, динамичной и, в определенной степени, опасной среде.

Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.

Различные аспекты безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных учёных (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).

Вопросы привития навыков безопасного поведения детей отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Анализ этнопедагогических трудов В.Ф.Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, А.А.Сергина, К.С.Чиряева, Н.К.Шамаева и др. позволяет определить научные подходы к безопасности жизнедеятельности на основе народных традиций.

Изучением социально-педагогических проблем дополнительного образования занимались Л.Н.Буйлова, Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, В.Я. Коровина, Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Л.Н. Николаева, М.Н.Поволяева, А.Б. Фомина, А.И.Щетинская и др.

Особо отметим педагогические исследования, в которых обоснована специфика такого субъекта воспитания, как детское объединение: различные формы его деятельности (С.В. Ерохин, Т.П.Щербакова, М.В. Копосова, Г.В. Телицина, Н.А. Смирнова и др.), развитие творческих способностей, творческого стиля жизнедеятельности, творческой индивидуальности в детских объединениях (В.В. Белова, Р.У. Богданова, М.Д. Виноградова, Н.Е. Коробкина, Ю.Л. Львова, В.И. Максакова, В.В. Полукаров и др.)

В последние два десятилетия заложены продуктивные подходы к созданию современной теоретической и технологической базы обучения, воспитания и развития личности ребёнка, формирования у него специальных знаний, умений и навыков, а также воспитания общей культуры и её таких ветвей, как культуры поведения (В.С. Библер, Н.П. Дубинин, И.В. Дубровина, Э.В.Соколов, А.В. Меренков и др.), экологической культуры (К.М. Петров, Б.Б. Прохоров, Ю.Л. Хотунцев, Н.Ф. Реймерс и др.), безопасности (Ю.Л. Воробьев, Л.А. Михайлов, В.Н. Мошкин, М.Б. Сулла и др.).

В настоящее время стало очевидно, что в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо создавать новую парадигму обучения и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдалённые последствия реализации опасных ситуаций. Необходимо создать инновационную систему обучения детей и подростков во всех звеньях непрерывного образования.

Обеспечить указанные требования можно только путём формирования профессиональной компетентности педагогов в области безопасности жизнедеятельности, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, обеспечение безопасности детей и собственной безопасности, освоение необходимых знаний, умений и практических действий по предупреждению опасных и чрезвычайных ситуаций.

Как любой учитель-предметник, педагог дополнительного образования вне зависимости от преподаваемой дисциплины или образовательной области обязан уметь сам и научить обучающихся безопасному поведению в окружающей среде.

Таким образом, возникает необходимость нового подхода к содержанию и методике подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности, обеспечению их готовности к работе с детьми в обозначенном направлении. Прежде всего, сказывается невысокая методическая подготовленность учителей, преподающих Правила дорожного движения (ПДД) в школе. Недостаточно хорошо организована работа в образовательных учреждениях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Имеет место несогласованность в работе ГИБДД и учреждений образования.

В теории воспитания, дидактике и методике обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в сфере дорожного движения обобщены эмпирические данные и сформулированы выводы о свойствах процесса подготовки человека к обеспечению безопасности. В частности, Л.Г. Ахметшина (2003г.) обосновала региональную систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. П.И. Кайгородов (2002г.) изучал средства проектирования интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности». Л.А. Михайлов (2003г.) исследовал процесс подготовки учителя основ безопасности жизнедеятельности. Ю.В. Репин (2002г.) обосновал концепцию курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В.И. Устинов, В.Е.Устинов, В.В. Пападейкин (2004г.), проанализировали проблемы воспитания общественной культуры безопасности. А.М. Якупов (2009г.) изучал вопросы формирования транспортной культуры школьников. А.В. Цыганов разработал инновационную модель обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе с применением мультимедийных средств, А.В. Горская (2004г.) работала над проблемой детского дорожно-транспортного травматизма в современном мегаполисе. Р.Ш. Ахмадиева (2011г.) исследовала формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога.

Признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизни и деятельности детей в профильных общественных объединениях в данных исследованиях не рассматривался.

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями между:

- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на улицах и дорогах и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у детей;

- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и недостаточной разработанностью образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности средствами и возможностями детских объединений;

- важностью целенаправленной деятельности педагогов и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечивающих содержание подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования.

Названные противоречия актуализируют проблему: каковы теоретические основания подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и условия её успешной реализации в учреждениях дополнительного образования, что определило выбор темы исследования: «Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

Объектом исследования является процесс подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: научно-практическая подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах.

Гипотеза исследования: подготовкапедагоговв учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей будет эффективной если:

- сформулированы социально-педагогические предпосылки необходимости подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;

- охарактеризована сущность безопасности жизнедеятельности детей и особенности подготовки педагогов к её обеспечению в учреждениях дополнительного образования;

- осуществлено моделирование процесса подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности, включающее определение цели, принципов, задач, содержания и форм подготовки и ожидаемые результаты;

- достигнуто взаимодействие различных социально-педагогических институтов в образовательной среде как условие обеспечения педагогами безопасности жизнедеятельности детей;

- спрограммировано содержание и формы деятельности педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в объединениях «Внимание, улица!»;

В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. охарактеризовать социально-педагогические предпосылки необходимости деятельности учреждений дополнительного образования по подготовке педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

2. Разработать модель процесса подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах на основе анализа психолого-педагогической литературы и оценки состояния проблемы в теории и практике деятельности учреждений дополнительного образования.

3. Определить и опытно-экспериментальным путём проверить комплекс организационно-технологических условий эффективного функционирования модели процесса подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах.

4. Разработать комплексную программу и содержание деятельности педагогов по руководству детскими объединениями «Внимание, улица!».

Ведущая идея исследования заключается в утверждении, что подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей обеспечивается построением межотраслевого взаимодействия социальных институтов (образования, культуры, здравоохранения, ГИБДД, МВД, спорта, летнего оздоровительного отдыха, общественных организаций) для создания социокультурной среды деятельности детских объединений под руководством педагогов; достижения социального партнёрства названых учреждений в координации целей и задач, проектировании содержания подготовки, форм и условий его реализации; интеграции ресурсов и потенциалов деятельности педагогов по руководству детскими объединениями; согласования требований социального заказа государства, общества, образовательных учреждений к содержанию и результатам подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; обеспечения продуктивности, востребованности и удовлетворённости результатами профессиональной деятельности педагога.

Методологической основой исследования являются фундаментальные работы по философии и методологии системного подхода в научном познании и образовании (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.Г.Афанасьев, Б.С. Флейшман, Э.Г.Юдин и др.), теории развития личности в деятельности (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.), типология основных идей и принципов отечественного образования – А.М. Новиков, интеграции педагогического и технического знания – (В.С. Безрукова, Г.Н.Сериков, Ю.С. Тюников, Н.Н.Тулькибаева, Н.К. Чапаев и др.).

  1. Повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско краеведческого образования детей 13. 00. 08- теория и методика профессионального образования

    Диссертация
    Защита состоится 23 декабря 2011 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, д.
  2. Подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» июня 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  3. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.
  4. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 сентября года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета 212.001.04 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  5. Научные основы формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 октября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая (050010, г.
  6. Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «16» октября 2009г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
  7. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  8. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  9. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 июня 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.03 при ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул.

Другие похожие документы..