Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей 13. 00. 08. теория и методика профессионального образования

Модель процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

В ходе исследования был осуществлён анализ опыта учебно-воспитательной работы учреждений дополнительного образования детей в сфере дорожного движения в целях использования наиболее ценных достижений в организации работы.

В 1995 году была разработана первая образовательная программа детских объединений «Светофор» для детей 10-14 лет по профилактике дорожно-транспортного травматизма на основе типовой программы «По обучению учащихся образовательных школ правилам дорожного движения», рекомендованной управлением ГИБДД Московской области, департаментом образования Московской области, являлась дополнением школьной программы по ОБЖ, осуществлялась педагогами-организаторами УДОД «Горизонт».

Эффективность работы в этом направлении напрямую зависела от профессиональной подготовки педагогов-организаторов учреждения дополнительного образования детей. Для них работали курсы повышения квалификации. Они принимали участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях, пытались осмыслить опыт своей работы и опыт работы других педагогов. Педагоги-организаторы Центра стали настоящими специалистами в области обеспечения безопасности жизнедеятельности детей, чего нельзя было сказать о школьных учителях – руководителях детских объединений. Чтобы комплексно решать проблемы предупреждения детского травматизма, возникла необходимость готовить и учителей и педагогов-организаторов общеобразовательных школ.

Важным организационно-технологичским условием обеспечения безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании является совместная работа образовательных учреждений с другими заинтересованными социальными институтами: с Министерством Образования Московской области, Администрацией Щёлковского муниципального района (далее ЩМР), Комитетом по вопросам образования, Областным Управлением внутренних дел Московской области, государственной инспекцией безопасности дорожного движения ЩМР, Обществом Автомобилистов, образовательными учреждениями, Автошколой «Ягуар», Комитетом здравоохранения ЩМР, страховыми компаниями, средствами массовой информации, организациями других ведомств.

Для объединения усилий всех заинтересованных организаций в деле обеспечения безопасности жизнедеятельности детей, подростков и юношества в муниципальных учреждениях был создан межведомственный совет, который (Совет) планировал работу в обозначенном направлении в Щёлковском муниципальном районе; вырабатывал рекомендации по организации массовых мероприятий; оказывал помощь в проведении муниципальных мероприятий.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по подготовке педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей» рассмотрены ход и результаты исследования, позволившие выявить уровни готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности, охарактеризовано содержание их подготовки.

Экспериментальная работа проводилась нами 2008-2011 годах на базе Центра развития творчества детей и юношества «Горизонт» и школ Щёлковского муниципального района Московской области.

Выявление уровня подготовки педагогов осуществлялось с помощью ознакомления с опытом их работы, анализа отчётной документации.

Распределение педагогов по уровням готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности, изучаемое с помощью анкетирования, на констатирующем этапе эксперимента выглядело следующим образом: высоким уровнем готовности к работе с профильными детскими объединениями обладали 11,8% (31 педагог), средним – 41,2% (107 педагогов), низким 47%. (122 педагога).

Уровень

Мотивационный

компонент

Когнитивный

компонент

Деятельностный

компонент

низкий

38,2%

52,9%

50%

средний

47,2%

35,3%

41,2%

высокий

14,6%

11,8%

8,8%

Таблица 3.

Готовность педагогов к руководству детскими объединениями в соответствии с выделенными компонентами (констатирующий этап)

Содержанием преобразующего этапа эксперимента являлась разработка и реализация организационно-технологических условий формирования готовности педагогов школ к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Установившиеся связи с образовательными учреждениями района, накопленный опыт обеспечили возможность работы по созданию программы подготовки педагогов к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Программа повышения квалификации педагогов-организаторов, учителей, классных руководителей была рассчитана на 36 часов: - 24 часа - теоретические (из них 18 часов – лекции, семинары, консультации) 6 часов - самостоятельная работа); - 12 часов - практические.

Работа с педагогами осуществлялась в формах: информационного обеспечения деятельности, индивидуального и группового консультирования, проведения семинаров на базе Центра и образовательных учреждений района, обмена опытом работы. При реализации программы учитывалась специфика деятельности педагогов-организаторов, учителей, классных руководителей, их профессиональный уровень.

Обучающиеся знакомились с требованиями законодательных, нормативных актов, основами аналитической деятельности, некоторыми вопросами психологии, теории воспитательных систем, детского общественного движения. Проводились конференции по теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Было разработано методическое пособие «В помощь педагогу организатору».

В школах педагоги проводили лекции по теме: «В школу я иду пешком», «В школу на автобусе», «Моя семья и безопасность дорожного движения», практические занятия, «Школа Светофорных наук», «Школа ЮИД», «Безопасное участие в дорожном движении»; семинары «Детям Подмосковья – безопасность на дорогах». Педагоги учились творчески применять научно-теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении различных методик, специальных дисциплин; у педагогов развивался интерес к работе в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Занятия по данной программе способствовали росту не только педагогического мастерства, но и общей культуры педагогов-организаторов, учителей, классных руководителей.

Для решения выдвинутых в программе задач, был разработан план социальных связей учреждений с учетом образовательной политики региона и организационно-управленческая база для осуществления межведомственного взаимодействия исполнителей программы.

Перед каждым социальным институтом стояла своя задача, свои выполнялись функции. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Московской области и Щёлковского муниципального района содействовала обучению детей правилам дорожного движения в школах Юных инспекторов движения (ЮИД) в «Автогородках», организации соревнований, Слётов ЮИД, конкурсов, праздников, акций, дежурств отрядов ЮИД в образовательных учреждениях, бесед, проведению семинаров с детьми, родителями, педагогами. Взаимодействие в системе здравоохранения предполагало организацию теоретических и практических занятий по оказанию первой доврачебной помощи, медицинское сопровождение всех массовых мероприятий. Сотрудники Всероссийского Общества Автомобилистов (ВОА) организовывали историко-познавательные экскурсии в музеи автомобилестроения; рассказывали об устройстве автомобиля и обучали детей практическому вождению. Специалисты Отдела культуры и спорта Щёлковского муниципального района принимали участие в организации и проведении Слётов, праздников, соревнований по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, предоставляли стадионы и площадки для проведения мероприятий. Специалисты страховых компаний и организаций знакомили детей и педагогов с правами и обязанностями пешехода, велосипедиста, водителя, рассказывали о различных видах страхования имущества, здоровья, жизни и др. Средства массовой информации (СМИ) информировали о проведенных конкурсах, соревнованиях и о работе объединений, отрядов ЮИД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Были созданы предпосылки для разработки целевой комплексной программы «Внимание, улица!», которая имела социально-педагогическую направленность, была рассчитана на работу с детьми 6-18 лет и состояла из трёх подпрограмм: рамках подпрограммы «Школа дорожных наук» (для учащихся 1-х классов) в игровой форме педагоги обучали детей правильному поведению на улицах, что способствовало формированию необходимых знаний, умений безопасного поведения на дорогах. В соответствии с подпрограммой «Заочная школа безопасности», учащихся 2-4 классов в игровой форме педагоги знакомили с дорожными знаками, правилами поведения на улицах и дорогах. Дети выполняли творческие задания. Подпрограмма «Юные инспектора движения» (ЮИД) была рассчитана на добровольное объединение школьников 5–9 классов, которые создавались с целью массового привлечения обучающихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах и улицах среди детей младшего и среднего возраста; для формирования общественной активности и гражданской позиции, общей культуры, профессиональной ориентации.

Педагоги с детьми изучали правила дорожного движения, основы страхования, ОБЖ; учились вождению велосипеда, оказывали первую доврачебную помощь; проводили акции и операции, занятия на полигоне «Автогородок»; участвовали в конкурсах рисунков, плакатов, стенгазет, агитбригад, «Презентаций»;проводили беседы, викторины, выступали с агитбригадами в детских садах и перед младшими школьниками. Участвовали в районных, конкурсах, соревнованиях, в Московском областном детском творческом конкурсе по безопасности дорожного движения «Дорожная мозаика», в областных конкурсах «Безопасное колесо», «Форд ГАИ», «Добрая дорога детства».

Ежегодно на территории Щёлковского района проходили областные Слёты ЮИД, праздники «Добрая дорога детства», организаторами которых являлся межведомственный Совет. Результативность работы педагогов определялась качеством выступления обучающихся на областных праздниках и Слётах, а главное снижением дорожно-транспортного травматизма среди детей.

Проведение экспериментальной работы в течение последних трёх лет показало, что педагогами приобретен опыт по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

В настоящее время в программе участвуют 260 педагогов из 32-х школ района, создано 225 детских объединений, в которых занимаются более пяти тысяч школьников.

О результатах формирующего эксперимента свидетельствуют изменения в уровнях готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности (рис. 2-4).


Рис. 2. Уровни мотивационной готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей



Рис. 3. Уровни когнитивной готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.


Рис. 4. Уровни (деятельностной) практической готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей

В ходе формирующего эксперимента педагоги приобрели навыки и умения в осуществлении организаторской, просветительной и воспитательной деятельности, в проведении занятий, организации конкурсов, соревнований, умения взаимодействовать с другими социальными институтами.

Произошли значимые изменения в развитии готовности к работе педагогов с детскими объединениями по обеспечению безопасности жизнедеятельности (табл. 4).

Уровень

Мотивационный

Когнитивный

Деятельностный

Констатиру- ющий этап

Формирующий этап

Констатиру-ющий этап

Формирующий этап

Констатиру-ющий этап

Формирующий этап

Низкий

38,2%

5,9%

52,9%

23,5%

50%

23,5%

Средний

47,2%

58,2%

35,3%

52,8%

41,2%

52,9%

Высокий

14,6%

35,9%

11,8%

23,7%

8,8%

38,30%

Таблица 4.

Динамика сформированности компонентов готовности педагогов

к обеспечению безопасности жизнедеятельности

В нашей работе сложнее всего было сформировать мотивационный компонент готовности педагога к работе с детьми. Это объясняется тем, что для его формирования необходима регулярная профессиональная деятельность, когда педагог будет видеть результаты своего труда. Вместе с тем в ходе практики педагоги смогли осознать всю важность педагогического сопровождения обучающихся и реализовать разные формы и методы в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. За счёт активной деятельности педагогов менялась их мотивация. На формирующем этапе эксперимента высоким уровнем готовности обладали 27,8% (72 педагога), среднем - 54,6% (142 педагога), низком – 17,6% (46 педагогов).

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что выявленные организационно-технологические условия реализации модели процесса позволяют учреждениям дополнительного образования формировать готовность педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности, что подтверждает гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В Заключении по результатам исследования сделаны следующие выводы:

1. Сущность и специфика подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности состоит в построении межотраслевого взаимодействия социальных институтов для создания социокультурной среды деятельности детских объединений под руководством педагогов; в достижении социального партнёрства учреждений в координации целей и задач; проектировании содержания подготовки, форм и условий его реализации; интеграции ресурсов и потенциалов деятельности педагогов по руководству детскими объединениями; согласовании требований социального заказа государства, общества, государственных учреждений к содержанию и результатам подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; обеспечении продуктивности, востребованности и удовлетворённости результатами профессиональной деятельности педагогов.

2. Исследование социально-педагогических предпосылок активизации процесса подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей позволило уточнить роль учреждений дополнительного образования в новой социокультурной действительности, определить тенденции обновления содержания и организационно-технологического обеспечения подготовки педагогов к работе с детскими объединениями по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

3.Уточнено определение «Обеспечение безопасности в сфере дорожного движения». Это педагогический процесс предупреждения правонарушений на улицах и дорогах, а также выявление и устранение причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий по вине детей, и создание условий, обеспечивающих эффективность пропаганды норм и правил безопасного поведения на дорогах.

4. Обоснована, разработана и реализована модель процесса подготовки педагогов в учреждении дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, включающая: цель, задачи, содержание деятельности педагога по руководству детским объединениями, организационные формы, ожидаемый результат, характеризующий уровни готовности педагога (высокий, средний, низкий).

5. Определена структура готовности педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах, её критерии и показатели: мотивационный (сформированное положительное отношение, интерес и понимание значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности детей); когнитивный (наличие знаний по педагогике, психологии, знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей); деятельностный(свободное владение умениями и навыками в обеспечении безопасности жизнедеятельности, наличие творческой активности в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма).

6. Разработана комплексная образовательная программа «Внимание, улица!» и её методическое обеспечение, которая включает подпрограммы: «Школа дорожных наук» для детей 1-х классов (изучение правил поведения на улицах и дорогах); «Заочная школа безопасности» для детей 2-4 классов (основы безопасности жизни и деятельности); «Светофор» - для обучающихся 5-7 классов освоение правил дорожного движения и подготовка к районным и областным соревнованиям); «Юные инспектора движения» для отрядов ЮИД 5-7 классы (освоение правил дорожного движения, работа с младшими школьниками, пропаганда правильного поведения на улицах и дорогах); «Автомобилист» для обучающихся 10-11 классов (освоение правил дорожного движения, задачи изучение устройства автомобиля и практическое вождение).

7. В процессе экспериментального исследования доказана эффективность модели процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. На завершающем этапе высокого уровня готовности достигли 27,8% (было - 11,8%), среднего 54,6% (было – 41,2%), низкого 17,6% (было 47%).

В подготовку педагогов включились все школы муниципального района. Ежегодно в районе стали проводится областные Слёты. Возрос интерес к работе по руководству детскими объединениями у представителей учреждений членов межведомственного совета муниципального района. Снизилось число детского дорожно-транспортного травматизма.

Таким образом, можно констатировать, что поставленные в исследовании задачи решены, в процессе их решения выдвинутые гипотезы нашли своё подтверждение, что отражено в положениях, вынесенных на защиту.

Между тем, проведённое исследование не исчерпывает проблемы подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании. Дальнейшие исследования могут быть посвящены поиску направлений повышения компетентности специалиста в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе создания информационно-дистанционных технологий подготовки педагогов и оценки качества результатов их деятельности.

Основные публикации по теме диссертации:

Публикации в рецензируемых журналах и изданиях, включённых в

перечень ВАК МО и Н РФ:

  1. Чмыхова Г.В.Учимся безопасному поведению на улице [Текст]/ Чмыхова Г.В. // Начальное образование. – 2011. - №3. С.26-28

  2. Чмыхова Г.В. Подготовка педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в УДО [Текст] Чмыхова Г.В.// Наука и школа.– 2011.- №1.-С.12-15

3. Чмыхова Г.В. Подготовка педагогов к обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения. Вопросы теории. [Текст] Чмыхова Г.В. // Вестник Вятского ГГУ. Киров. - №1(3). - С.125-127

Основное содержание и результаты исследования опубликованы

в следующих публикациях автора:

  1. Чмыхова Г.В. Детское движение как форма социализации детей в условиях образовательного кластера. [Текст] / Чмыхова Г.В. // Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество – материалы Международной научно-практической конференции. – Казань, 2009. - С.304-306

  2. Чмыхова Г.В. Требования к педагогам дополнительного образования, занимающимся профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. [Текст] /Чмыхова Г.В. Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста // Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. Под ред. доктора педагогических наук профессора М.А. Викулиной. – Н.Новгород, 2009. - С.365-369

  3. Чмыхова Г.В. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – важное направление дополнительного образования. [Текст] / Чмыхова Г.В. // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста // Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. Под ред. Доктора педагогических наук профессора М.А. Викулиной. – Н.Новгород, 2010. - С.195-198

  4. Чмыхова Г.В. Непрерывность обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в учреждениях дополнительного образования. [Текст] / Чмыхова Г.В. // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых. III межвузовская научная конференция. - Москва-Шуя, 2010. - С.182-185

  5. Чмыхова Г.В. Обеспечение безопасности жизнедеятельности младших школьников в современном социуме. [Текст] / Чмыхова Г.В. // Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников. Материалы межрегионального научно-методического семинара. – Саранск, 2010. - С75-78

  6. Чмыхова Г.В. Межведомственное взаимодействие при формировании безопасного образовательного пространства. [Текст] / Чмыхова Г.В. // Творческая мастерская работников системы дополнительного образования детей. – Шуя-Москва, 2011. - С.44-48

  7. Чмыхова Г.В. Социально-педагогические предпосылки и программное обеспечение деятельности объединений по обеспечению безопасности жизнедеятельности. [Текст] / Чмыхова Г.В. // Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования. – Шадринск-Шуя, 2011.- С.297-299

  8. Чмыхова Г.В. Подготовка педагогов к руководству общественными объединениями по ПДДТТ [Текст] / Чмыхова Г.В. //Дополнительное образование и воспитание. - Москва 2011. - С.8-11

  9. Чмыхова Г.В. Профилактика асоциальных явлений. [Текст]/ Чмыхова Г.В. // Культура здоровой жизни. Спецвыпуск, - Нижний Новгород 2011. - С. 56-57.

  10. Чмыхова Г.В. Моделирование процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в объединениях «Внимание, улица!» [Текст] / Чмыхова Г.В. // Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования. – Шадринск-Шуя, 2012.- С.244-247

  1. Повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско краеведческого образования детей 13. 00. 08- теория и методика профессионального образования

    Диссертация
    Защита состоится 23 декабря 2011 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, д.
  2. Подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» июня 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  3. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.
  4. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 сентября года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета 212.001.04 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  5. Научные основы формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 октября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая (050010, г.
  6. Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «16» октября 2009г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
  7. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  8. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  9. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 июня 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.03 при ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул.

Другие похожие документы..