Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей 13. 00. 08. теория и методика профессионального образования

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и выбор его темы; определяются объект, предмет, формулируется цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, раскрываются методологические основы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту, описывается база и этапы исследования.

В первой главе «Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей как педагогическая проблема» рассматриваются социально-педагогические предпосылки активизации процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования, комплексно решающих задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей, потребность в формировании социокультурной среды для профессионального становления руководителей детских объединений «Внимание, улица!»

Анализ преобразований, проводившихся в последнее десятилетие, говорит о том, что в нашей стране складывается достаточно устойчивая система дополнительного образования детей, вобравшая в себя многое из того, что было во внешкольных учреждениях. Уникальность дополнительного образования, его учреждений состоит в том, что их деятельность охватывает внешкольное пространство социума, досуг детей и подростков; выходит за рамки базового обучения; реализуется в сферах культуры, техники, спорта, в духовной жизни ребёнка, превращаясь в открытое непрерывное образование в социуме, который становится школой жизни. Однако для того чтобы добиться более высоких результатов необходимо решить множество сложных проблем, одна из которых это создание целостной системы подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности с учётом условий работы педагогов в разных образовательных учреждениях не только за счёт повышения их квалификации, но и путём построения межотраслевого взаимодействия социальных институтов (образования, культуры, здравоохранения, ГИБДД, МВД, спорта, общественных организаций).

Изучению этой проблемы посвящены работы ряда исследователей А.Г. Асмолов, Л.Н.Буйлова, (1998г.), исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога в дополнительном образовании – В.Г.Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Камил, А.И.Адамский, М.М. Поташник, И.Д.Чечель идр.

Во второй главе «Модель процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в объединениях «Внимание, улица!» теоретически обосновывается и характеризуется модель процесса подготовки педагогов, рассматриваются организационно-технологические условия реализации модели.

Анализ исследований по проблеме подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности позволил в качестве рабочих принять определения понятий «безопасность жизнедеятельности», «основы безопасности жизнедеятельности» и уточнить определение «обеспечение безопасности детей в сфере дорожного движения».

Основы безопасности жизнедеятельности - это - единая, непрерывная система целенаправленной работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Безопасность жизнедеятельности – это состояние защищённости жизненно важных интересов человека во всех сферах его обитания и деятельности; область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека и общества в любых условиях обитания и деятельности.

Обеспечение безопасностидетейв сфере дорожного движения – это педагогический процесс предупреждения правонарушений на улицах и дорогах, выявление и устранение причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий по вине детей, и создание условий, обеспечивающих эффективность пропаганды норм и правил безопасного поведения на дорогах.

Установлено, что профессиональная готовность квалифицированного специалиста, занимающегося профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма, должна отвечать следующим требованиям:

в мотивационно-целевом аспекте: выявлять и делать зримой для обучающихся объективную необходимость получаемых ими знаний, умений и навыков для обеспечения жизнедеятельности; создания условий для самоопределения, саморазвития личности обучающегося;

всодержательном аспекте: обеспечивать преемственность между циклами учебных занятий; органически соединять, как в содержании, так и в отдельных учебных занятиях разнородные знания, которые отражают различные стороны одного и того же обучающего процесса, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и их социальную поддержку и т.д.;

в процессуальном аспекте: объяснять и показывать практическую значимость научных и технических знаний;перейти от абстрактных научных знаний к конкретным знаниям и от них к обеспечению жизни и деятельности;

в контрольно-оценочном аспекте: проводить мониторинг и прогнозирование изменений в данной специальности; учет результатов при организации образовательного процесса и т.д.;

в управленческом аспекте: проводить воспитательную работу по формированию социально-устойчивой личности специалиста; создавать в образовательном учреждении современную учебно-материальную базу; включать образовательное учреждение в целостную систему многоуровневого, непрерывного образования; переподготовки и повышение квалификации педагогов.

Анализ проблемы подготовки педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании и обоснование психолого-педагогических предпосылок исследуемого процесса, позволил перейти к построению модели (табл.2), которая включает: цель (подготовка педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в объединениях «Внимание, улица!), задачи: формирование ценностного отношения к деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; овладение знаниями и умениями в области руководства детскими объединениями «Внимание, улица!» на различных возрастных этапах; дифференциация образовательной деятельности педагогов в работе с детскими объединениями «Внимание, улица!».

Изучение исследований (Л.Г. Ахметшина (2003г.) П.И. Кайгородов (2002г.) Л.А. Михайлов (2003г.) Ю.В. Репин (2002г.) В.И. Устинов, В.Е.Устинов, В.В. Пападейкин (2004г.), А.М. Якупов (2009г.). А.В. Цыганов. Р.Ш Ахмадиева (2011г.) и имеющегося опыта позволил определить содержание деятельности педагога по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в соответствии с возрастными возможностями детей, занимающимися в учреждениях дополнительного образования: «Школа дорожных наук» (1-е классы); «Заочная школа безопасности» (2-4 классы); «Светофор» (5-7 классы); «Юные инспекторы движения» (5-9 классы); «Автомобилист» (10-11 классы).

Критериями достижения успешности деятельности педагогов были выделены: мотивационный – наличие устойчивого интереса и осознание целей своей деятельности, целостное представление о проблеме безопасности жизнедеятельности, наличие устойчивых убеждений в необходимости обеспечения безопасности жизнедеятельности детей, осознание необходимости сотрудничества и взаимодействия с другими социальными институтами, со всеми участниками педагогического процесса, удовлетворённость результатами деятельности; когнитивный – наличие совокупности теоретических знаний о содержании, формах, приемах и методах в организации работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности; деятельностный - свободное владение умениями и навыками в профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, проведения различных мероприятий, конкурсов, соревнований, слётов и т.д. Деятельность направлена на овладения детьми необходимыми знаниями, умениями, навыками правильного поведения на улицах и дорогах, взаимодействие с другими социальными институтами.

Полученная характеристика критериев и их показателей позволила нам перейти к разработке уровней становления готовности педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности в детских объединениях.

критерии

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Мотивацион-

ный

Нет интереса, нет понимания значимости здоровьесбережения

Понимание значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности на фоне неустойчивого, несформировавшегося интереса

Интерес и понимание значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.

Когнитивный: (знание теории)

Отсутствие знаний в области безопасности жизнедеятельности. Отсутствие стремления к самообразованию, саморазвитию.

Недостаточный объём знаний в области педагогики, психологии, а также специальных и методических знаний в области безопасности жизнедеятельности детей.

Наличие знаний по педагогике, психологии, знаний по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся.

Деятельност-

ный

(умение действовать)

Наличие определённого объёма умений по организации и проведению конкурсов, соревнований, акций, операций, и т.д.

Наличие определённого объёма умений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Свободным владение умениями и навыками в области обеспечении безопасности жизнедеятельности. Наличие творческой деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Таблица 1.

Уровни готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей

Использование модели позволяет составить целостное представление об изучаемом явлении.

ЦЕЛЬ: Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в объединениях «Внимание, улица!»

ЗАДАЧИ

1. Формирование ценностного отношения к деятельности по обеспечению безопасности обучающихся, социально-профессиональной ответственности за безопасность жизнедеятельности детей.

2. Овладение предметно-специальными знаниями по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

3. Дифференциация образовательной деятельности педагогов в детских объединениях «Внимание, улица!»

Знание теории,

методики преподавания в объединениях,

опыт практической деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

1. Школа дорожных наук (1-е классы) – изучение основных правил для пешеходов и пассажиров.

2. Заочная школа безопасности (2-4 классы) – изучение основ безопасности жизни и деятельности.

3. «Светофор» (5-7 классы) - освоение правил дорожного движения и подготовка к районным и областным соревнованиям.

4. Юные инспекторы движения (5-9 классы) - освоение правил дорожного движения, работа с младшими школьниками, пропаганда правильного поведения на улицах и дорогах.

5. «Автомобилист» (10-11 классы) – освоение правил дорожного движения, изучение устройства автомобиля и практическое вождение.


Организационно-технологические условия

Программно-методическое обеспечение деятельности учреждения; программа подготовки педагогов, разработка комплексной образовательной программы детей «Внимание, улица!», целевых программ педагогов – руководителей детских объединений.

«Взаимодействие социальных институтов в образовательной среде: Комитет по вопросам образования, ОГИБДД УВД, образовательные учреждения. ВОА, Отдел культуры, Комитет здравоохранения, страховые компании, СМИ.

Активизация деятельности педагогов в детских объединениях: акции, операции, викторины, конкурсы, соревнования, презентации, слёты; методы – словестные, наглядные, практические, проблемно-поисковые и т.д.

Критерии и уровни

Мотивационный

Когнитивный

Деятельностный

Высокий

Средний

Низкий

Ожидаемый результат

Готовность педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в объединениях «Внимание, улица!»

Таблица 2

  1. Повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско краеведческого образования детей 13. 00. 08- теория и методика профессионального образования

    Диссертация
    Защита состоится 23 декабря 2011 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, д.
  2. Подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» июня 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  3. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.
  4. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 сентября года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета 212.001.04 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  5. Научные основы формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 октября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая (050010, г.
  6. Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «16» октября 2009г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
  7. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  8. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  9. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 июня 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.03 при ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул.

Другие похожие документы..