Подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей 13. 00. 08. теория и методика профессионального образования

Теоретической основой исследования является:

- труды ученых в области фундаментальных основ, теории и практики профессионально-педагогического образования (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Г.Е.Зборовский, Э.Ф.Зеер, В.С.Леднев, М.И.Махмутов, А.Я.Найн, И.Г.Пустальник, Г.М.Романцев, Г.Н.Сериков, Е.В.Ткаченко, В.В.Шапкин, и др.);

- теоретическая база и научный аппарат, разработанные в исследованиях по специфике подготовки педагогических кадров (Е.В. Бондаревская, Е.А. Климов, В.А. Канн-Калик, В.В.Краевский, В.С. Леденёв, А.В.Мудрик, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, В.А.Сластёнин, А.П.Тряпицина идр.).

- концепция развития системы дополнительного образования детей (В.А. Горский, А.Я.Журкина)

- подход к детскому творчеству как необходимому условию образования всех без исключения детей (Л.С.Выготский, В.П..Ушачёв);

- идеи организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития обучающихся (А.Г.Асмолов, А.Г. Берулава, Е.В. Бондаревская, М.М.Битянова, Л.И.Божович, Е.М. Борисова, Е.И. Исаев, Л.М. Митина,А.В. Мудрик, А.М. Прихожан, В.В.Сериков, О.В. Соловьёва, А.Р.Фонарёв и др.);

- сущность и содержание безопасности жизнедеятельности личности на дорогах (Л.Г. Ахметшина, Б.Е.Боровских, Р.Н. Манниханов, И.А. Халиулин, Э.С.Цыганков).

Для решения поставленных задач были использованыследующие методы исследования:

- теоретический анализ отечественной философской, социологической, психолого-педагогической литературы, непосредственно касающейся предмета исследования;

- анализ нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области общего и дополнительного образования;

- изучение и обобщение опыта подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании;

- ретроспективный анализ личного педагогического опыта работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;

- опытно-экспериментальная работа.

База исследования: детские объединения муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра развития творчества детей и юношества «Горизонт» Щёлковского муниципального района Московской области, 32 школы Щёлковского муниципального района, 260 педагогов, более пяти тысяч детей.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2007 по 2012год.

Первый этап (2007-2008) – теоретико-поисковый. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме, опыта работы педагогов образовательных учреждений, систематизация наработанного теорией и практикой материала по исследуемой проблеме.

Второй этап (2008-2010) – проведение опытно-экспериментальной работы на базе муниципального учреждения дополнительного образования детей (внешкольное учреждение) «Центра развития творчества детей и юношества «Горизонт» и школ района.

Третий этап (2011-2012) – обобщающий. Анализировался, систематизировался, обобщался и интерпретировался накопленный материал, проводились дополнительные контрольные срезы, осуществлялась дальнейшая апробация опыта, обработка и анализ полученных данных. Оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования:

- Ведущая идея - подготовка педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей обеспечивается построением межотраслевого взаимодействия социальных институтов (образования, культуры, здравоохранения, ГИБДД, МВД, спорта, летнего оздоровительного отдыха, общественных организаций) для создания социокультурной среды деятельности детских объединений под руководством педагогов;

- выявлены социально-педагогические предпосылки необходимости удовлетворения социального заказа в образовании педагогов, потребность формирования социокультурной среды для профессионального становления руководителей детских объединений «Внимание, улица!» многообразие эффективных форм и видов деятельности детских объединений.

- Разработана и обоснована модель подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах, включающая целевой, содержательный, организационно-технологический, оценочно-результативный компоненты;

- выявлены и охарактеризованы уровни готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, разработаны критерии и показатели для их определения;

- теоретически обоснован и опытным путём проверен комплекс организационно-технологических условий эффективного функционирования модели процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на дорогах (программно-методическое обеспечение подготовки педагогов, взаимодействие социальных институтов в образовательной среде на уровне планирования, организации деятельности и оценки результативности освоения педагогами социально-культурного опыта; активизация форм и методов взаимодействия педагогов с детскими объединениями).

Теоретическая значимость результатов исследования:

- введено в терминологический аппарат уточнённое автором содержание базового понятия «Обеспечение безопасности детей от дорожно-транспортного травматизма - как педагогический процесс предупреждения правонарушений на улицах и дорогах, выявление и устранение причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий по вине детей и создание условий, обеспечивающих эффективность пропаганды норм и правил безопасного поведения на улицах и дорогах»;

- выявлена и обоснована содержательная характеристика готовности педагога к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, которая включает совокупность взаимосвязанных компонентов: мотивационного (профессионально-педагогическая направленность личности педагога, сформированность убеждений в необходимости подготовки к обеспечению безопасности детей), когнитивного (система знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по профилактике детского травматизма; знания концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и развития), деятельностного (профессиональная деятельность педагога по обеспечению безопасности детей от дорожно-транспортного травматизма, адекватность принимаемых решений, соответствующих интересам и потребностям обучающихся, их познавательной и творческой активности и.т.д.);

- результаты исследования содействуют дальнейшему развитию содержательной и технологической составляющих профессиональной подготовки педагогов средствами дополнительного образования, обогащают общую теорию педагогики, а также служат основой для новых исследований в соответствующей области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

Разработана и апробирована комплексная программа подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению деятельности по руководству объединениями «Внимание, улица!».

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях по руководству детскими общественными объединениями, организациями; педагогами при разработке новых образовательных программ, пособий по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования, воспитателей, социальных педагогов, в обучении студентов вузов, педагогических училищ.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается четкостью исходных методологических и научно-методических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, целям, задачам исследования, опорой на личный опыт работы с педагогами в дополнительном образовании. Сопоставлением данных исследования с результатами передового современного педагогического опыта, экспериментальной проверкой полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические идеи и материалы исследования на различных этапах работы обсуждались и получили одобрение на совместном заседании кафедры общей педагогики и научно-исследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО Шуйский государственный университет, педагогических советах Центра развития творчества детей и юношества«Горизонт» г.Щёлково (2007-2011), на районных и областных семинарах (2007-2011); телемостах: «Межведомственные связи в образовательной среде по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Московская область, (2010). Всероссийский телемост РАО «Формирование готовности педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в дополнительном образовании» (2010г.).

Внедрение осуществлялась в МОУДОД ЦРТД и Ю «Горизонт» и 32-х образовательных учреждениях Щёлковского муниципального района; на районных, региональных и областных Слётах, соревнованиях, конкурсах: г. Щёлково (2004-2011); г. Подольск (2004-2008), г. Мытищи (2007-2010), г. Фрязино (2007-2011), г. Ногинск (2005-2009), г. Нарофоминск (2006), г. Электросталь (2004-2011), г. Москва (2004-2011); на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество» (г. Казань 2009); Международной научно-практической конференции «Современная образовательная среда: приоритетные направления развития» (г. Минск 2009); межрегиональном научно-практическом семинаре «Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников» (Саранск 2010); Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Москва-Шуя 2010; 2012); I заочной объединённой сессии «Трибуна учёного: актуальные проблемы современного образования» (Шадринск-Шуя 2010-2012).

Результаты исследования были внедрены в практику подготовки педагогов к обеспечению безопасности жизнедеятельности в учреждениях дополнительного образования Щёлковского муниципального района, г.Мытищи, г. Пушкин, г.Ивантеевка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-педагогическими предпосылками необходимости подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования выступают: необходимость удовлетворение социального заказа (государства, общества, школы) в образовании педагогов, комплексно решающих задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; отсутствие ФГОС ВПО по специальности «Педагог дополнительного образования»; потребность в формировании социокультурной среды для профессионального становления педагогов – руководителей детских объединений «Внимание, улица!», многообразие эффективных форм и видов деятельности детских объединений, обеспечивающих реализацию образовательной, воспитательной, развивающей и оздоровительной функций.

2. Модель процесса подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования к обеспечению безопасности жизнедеятельности в сфере дорожного движения включает цель, задачи, содержание и этапы его реализации применительно к возрасту детей; комплекс методического обеспечения, диагностические средства измерения уровня достижения готовности педагога к руководству детскими объединениями «Внимание, улица!», которая включает совокупность взаимосвязанных компонентов: эмоционально-мотивационного (профессионально-педагогическая направленность личности педагога, сформированность убеждений в необходимости подготовки к обеспечению безопасности детей), когнитивного (система знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности по профилактике детского травматизма; знания концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и развития), деятельностного (профессиональная деятельность педагога по обеспечению безопасности детей от дорожно-транспортного травматизма, адекватность принимаемых решений, соответствующих интересам и потребностям обучающихся, их познавательной и творческой активности и.т.д.).

3. Организационно-технологическими условиями реализации модели процесса подготовки педагогов выступают: программно-методическое обеспечение подготовки педагогов в учреждениях дополнительного образования, взаимодействие социальных институтов в образовательной среде на уровне планирования, организации деятельности и оценки результативности освоения педагогами социально-культурного опыта; активизация форм и методов взаимодействия педагогов с детскими объединениями.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

  1. Повышение квалификации педагога системы дополнительного туристско краеведческого образования детей 13. 00. 08- теория и методика профессионального образования

    Диссертация
    Защита состоится 23 декабря 2011 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: улица Горького, д.
  2. Подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» июня 2009 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  3. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 октября 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок д.
  4. Подготовка будущих учителей начальных классов к работе с младшими школьниками в группе продленного дня 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 26 сентября года в 13-00 часов на заседании диссертационного совета 212.001.04 в Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  5. Научные основы формирования творческой активности будущих учителей средствами современных педагогических технологий 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 октября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая (050010, г.
  6. Формирование экологической компетентности специалиста дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «16» октября 2009г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
  7. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  8. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  9. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 16 июня 2009 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.218.03 при ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» по адресу: 443011, Самара, ул.

Другие похожие документы..