Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов специальности 160302 «Ракетные двигатели»

Министерство образования и науки РФ

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Т.Н. Зырянова

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ
И СЕРТИФИКАЦИЯ

Методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
«Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов
специальности 160302 «Ракетные двигатели»

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического
университета им. И.И. Ползунова

2011

УДК 006.91: 389 (076)

З89

Рецензент:

к.т.н., доцент кафедры ТМ БТИ АлтГТУ А.В. Жеранин.

Зырянова, Т.Н.

З89

Метрология, стандартизация и сертификация: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изуче-
нию дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
для студентов специальности 160302 «Ракетные двигатели» /
Т.Н. Зырянова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2011. – 20 с.

Методические рекомендации содержат основные сведения о дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», включая цели, задачи, структуру, рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов и изучению дисциплины.

Приведены содержание самостоятельной работы студентов, план-график выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплине, характеристика, описание и требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы студентов, рекомендуемая литература.

УДК 006.91: 389 (076)

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

производственной безопасности и управления качеством.

Протокол № 09/10 от 16.11.2010 г.

© Зырянова Т.Н., 2011


© БТИ АлтГТУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ..…………………………………….…

4

2 СТРУКТУРА КУРСА……………………………………………….

6

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ..………..

9

4 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ…………………………………………………………..

9

5 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………

10

6 ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К

ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.………………….

11

7 ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………..

14

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

17

1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основанием для введения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в учебный процесс является ГОС высшего профессионального образования по специальности 160302 «Ракетные двигатели» по направлению 652200, номер государственной регистрации № 409 тех/дс от 14.04.2000 г.

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 160302 «Ракетные двигатели».

Цель изучения дисциплины состоит в освоении студентами основных научно-практических знаний в области метрологии, взаимозаменяемости, стандартизации и сертификации, необходимых для решения задач обеспечения единства измерений и контроля качества продукции; метрологического и нормативного обеспечения разработки, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации продукции, планирования и выполнения работ по стандартизации и сертификации продукции.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести необходимые знания в области метрологии, стандартизации и сертификации.

Дисциплина состоит из четырех взаимосвязанных модулей:
1) метрология; 2) взаимозаменяемость; 3) стандартизация; 4) сертифи- кация. Каждый модуль рассматривается как самостоятельный и в не-посредственной связи с другими модулями курса.

Изучение дисциплины предусматривает применение таких активных методов обучения, как тематическое изложение отдельных учебных элементов, индивидуализация обучения и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов, управляемой преподавателем.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные закономерности измерений, влияние качества измерений на качество конечных результатов метрологической деятельности, методы и средства обеспечения единства измерений;

- организацию и техническую базу метрологического обеспечения предприятия, методы и средства поверки и калибровки средств измерений, методики выполнения измерений;

- систему госнадзора и госконтроля за качеством продукции, стандартами, техническими регламентами и единством измерений;

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по метрологии, стандартизации и сертификации;

- порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации.

- основные термины, понятия и определения в области метрологии, стандартизации и сертификации;

- единую систему допусков и посадок (ЕСДП);

- предпочтительные поля допусков отверстий и валов;

- виды посадок и области их применения;

- причины возникновения различных погрешностей и методы их исправления.

Студент должен уметь:

- применять методы унификации и расчета параметрических рядов при разработке стандартов и другой нормативно-технической документации;

- применять методы и средства поверки и калибровки средств измерения, правила проведения метрологической и нормативной экспертизы документации;

- в своей практической деятельности правильно использовать методы и средства измерений, общие методы обработки результатов измерений и оценки их точности и достоверности с целью повышения качества выпускаемой продукции;

- рассчитывать посадки с натягом;

- назначать допуски и посадки, выбирать систему вала или отверстия; назначать квалитеты;

- проверять подлинность и правильность заполнения сертификатов соответствия;

- правильно выбирать схему сертификации;

- отличать сертификаты соответствия для обязательной сертификации от сертификатов соответствия для добровольной сертификации.

Учебный курс включает лабораторные работы в объеме 17 часов. Цель лабораторных работ: закрепить приобретённые на лекциях теоретические знания, научиться пользоваться основными измерительными приборами. Для проведения лабораторных работ используются:

- методические рекомендации по выполнению лабораторных работ для студентов всех специальностей и форм обучения;

- национальные стандарты;

- измерительные приборы (штангенинструменты, микрометричес-кие инструменты, нутромеры индикаторные, скобы с отсчетным устройством, плоскопараллельные концевые меры длины и т.д.).

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется с помощью итогового тестирования, состоящего из трех вопросов по основным разделам курса: метрологии, взаимозаменяемости, стандартизации и сертификации.

В системе подготовки инженеров специальности 160302 важное место занимают вопросы качества продукции. Рациональное решение этих вопросов в значительной степени зависит от уровня подготовки
и знаний специалистов по метрологии, стандартизации и сертификации.

Задачи изучения дисциплины: получение знаний об основных понятиях метрологии, как науке об измерениях, методах и средствах их обеспечения; об единицах физических величин, погрешностях измерения и средств измерения; научно-технических принципах и методах стандартизации, использование которых позволяет значительно повысить качество продукции.

В преподавании дисциплины ставятся также задачи ознакомления студентов с основами Национальной системы стандартизации РФ, различными формами подтверждения соответствия, схемами и системами сертификации, схемами декларирования, деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий.

При изучении дисциплины большое внимание уделяется формированию навыков у студентов практического использования полученных знаний. Решение этой задачи осуществляется на лабораторных
работах путем применения полученных теоретических знаний для решения различных практических вопросов: ознакомление студентов с устройством и назначением различных средств измерения размеров деталей, приобретение практических навыков в работе со средствами измерения, правильный выбор средств измерения, определение годности деталей по результатам измерений, ознакомление с нормативной документацией и справочной литературой.

2 СТРУКТУРА КУРСА

Основные положения курса «Метрология, стандартизация и сертификация» излагаются на лекциях. Необходимая детализация и освоение курса лекций обеспечиваются во время лабораторных работ и самостоятельной работы, а более глубокое изучение дисциплины достигается при написании реферата.

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» изучается в пятом семестре. В объеме курса предусмотрено: тридцать четыре часа лекционных занятий и семнадцать часов лабораторных занятий. В рамках дисциплины рассматриваются темы, основное содержание которых приведено ниже.

2.1 Модуль 1. Метрология

Тема 1.МВИ

Измерение. Виды измерений. Методики выполнения измерений (МВИ).

Тема 2. Средства измерений

Основные средства измерений различных параметров изделий авиационной техники. Виды средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Классы точности средств измерений. Погрешности средств измерений.

Тема 3.Погрешности измерений

Понятие погрешности измерений. Классификация погрешностей измерений. Оценки погрешностей результатов измерений. Основные источники погрешностей результатов измерений. Анализ источников погрешностей измерений. Методы и средства исключения или уменьшения их.

Тема 4.Однократные измерения

Обработка результатов однократных измерений.

Тема 5.Прямые многократные измерения.Косвенные измерения

Обработка результатов прямых многократныхизмерений. Обработка результатов косвенных измерений

Тема 6.Метрологическая экспертиза

Нормоконтроль и метрологическая экспертиза конструкторско-технологической документации.

2.2 Модуль 2. Взаимозаменяемость

Тема 7. ЕСДП

Нормирование точности деталей, узлов и механизмов. Система нормирования различных соединений изделий авиационной техники.

Тема 8.Посадки

Посадки в типовых соединениях.

Тема 9.Допуски формы и расположения. Шероховатость

Нормирование отклонений формы, расположения и шероховатости поверхностей деталей.

2.3 Модуль 3. Стандартизация

Тема 10.Общие положения стандартизации

Исторические основы развития стандартизации. Термины и определения стандартизации. Основные положения национальной системы стандартизации (НСС). Виды и категории стандартов.

Тема 11.Федеральный закон «О техническом регулировании» Техническое регулирование. Технические регламенты.

Тема 12.Параметрическая стандартизация

Система предпочтительных чисел. Параметрические ряды.

Тема 13.Методы стандартизации

Унификация и агрегатирование. Определение оптимального уровня унификации и стандартизации.

2.4 Модуль 4. Сертификация

Тема 14.Основные положения сертификации

Исторические основы развития сертификации. Термины и определения в области сертификации. Основные цели и объекты сертификации. Основные положения системы сертификации ГОСТ.

Тема 15. Сертификация продукции и производства

Схемы сертификации. Сертификация продукции и производства. Сертификационные требования к качеству производства.

Тема 16.ОС и ИЛ

Органы по сертификации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ).

  1. Сборник тем научных работ для участников научно-образовательного соревнования «Шаг в будущее, Москва» Москва 2010

    Документ
    В этом сборнике рассказано о факультетах и специальностях МГТУ им. Н.Э.Баумана, показаны научные интересы кафедр, основные темы и направления исследования, собраны методические и организационные материалы, разработанные за последние
  2. Справочник для поступающих в Пермский государственный технический

    Интернет справочник
    История первого в Прикамье технического вуза началась в послевоенные годы, когда возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров для промышленности Западного Урала.
  3. Инструкция по составлению, оформлению и согласованию рабочей программы учебной дисциплины

    Инструкция
    Настоящая инструкция является методическими указаниями и рекомендациями по составлению, оформлению и согласованию рабочих программ учебных дисциплин, разрабатываемых кафедрами в соответствии с действующими государственными образовательными
  4. Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2011

    Документ
    Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции 29 сентября – 1 октября 2011 года / под ред.
  5. Инновационной образовательной программы (5)

    Документ
    Наименование вуза: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.
  6. Инновационной образовательной программы (6)

    Документ
    Название инновационной образовательной программы: Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий
  7. Инновационной образовательной программы (19)

    Документ
    Проект 1 «Комплексная подготовка дипломированных специалистов мирового уровня аэрокосмического профиля на основе сквозного использования современных информационных (CAE/CAD/CAM/РDM) технологий»
  8. Омгту

    Документ
    ОмГТУ, СибАДИ Автоматизированные системы обработки информации и управления ОмГТУ Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте ОмГУПС Агроинженерия ОмГАУ, ТФ ОмГАУ Агрономия ОмГАУ,

Другие похожие документы..