Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ № 197

имени В.Маркелова»

___________________ А.О.Окунев

«___» ____________ 2011 года

Рассмотрено и принято

на общешкольной конференции

___________________

«______» ____________ 2011 года


Основная образовательная программа

начального общего образования

на период 2011-2015 годы

Северск, 2011

Оглавление

Пояснительная записка 5

1.Нормативно-правовая база ООП НОО 6

2.Адресность ООП НОО 6

3.Принципы реализации Программы 6

4.Цели и задачи. 6

5.Образовательно-развивающая среда 7

6.Условия реализации программы 7

7.Режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса 11

Планируемые результаты освоения обучающимися 12

основной образовательной программы начального общего образования 12

Планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам 16

Учебный план (примерный) начального общего образования 17

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 21

Пояснительная записка 21

Ценностные ориентиры начального общего образования 23

Понятие, функции, состав и характеристики 24

универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 24

Понятие «универсальные учебные действия» 24

Функции универсальных учебных действий: 24

Виды универсальных учебных действий. 25

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 27

Информационно-коммуникационные технологии – 32

инструментарий универсальных учебных действий. 32

Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности учащихся (примерный вариант) 36

Обеспечение преемственности программы формирования 38

универсальных учебных действий 38

при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 38

Программы отдельных учебных предметов. 40

Основное содержание 40

Планируемые результаты освоения отдельных учебных предметов 64

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 88

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 88

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 90

Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 91

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 94

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 95

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности 98

по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся 98

Повышение педагогической культуры родителей 99

(законных представителей) обучающихся 99

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 101

Программа формирования культуры 104

здорового и безопасного образа жизни 104

Программа коррекционной работы 110

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 116

Общие положения 116

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 117

Портфель достижений как инструмент оценки динамики 122

индивидуальных образовательных достижений 122

Итоговая оценка выпускника и её использование 125

при переходе от начального к основному общему образованию 125

Используемые понятия, обозначения и сокращения 127

Основная образовательная программа

начального общего образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 197 имени В.Маркелова»

Настоящая образовательная программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития на период 2011-2015 годы, учитывает введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) с 1 сентября 2011 года.

Пояснительная записка

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

  1. Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ «СОШ № 197 имени В.Маркелова» является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образованияна начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об Образовании»;

  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года);

  • Устав МОУ «СОШ № 197 имени В.Маркелова»;

  • Правила внутреннего распорядка МОУ «СОШ № 197 имени В.Маркелова».

  1. Адресность ООП НОО

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ «СОШ № 197 имени В.Маркелова», к числу которых относятся:

  • Педагоги начальной школы и учителя-предметники, работающие в начальной школе;

  • Родители обучающихся 1-4 классов;

  • Дети, школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ «СОШ № 197 имени В.Маркелова»;

  • Представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета и других выборных органов ОУ.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительском комитете, Положении об Управляющем совете и т.д.)

  1. Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:

  • Предоставление равных возможностей всем учащимся, в том числе детям, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • Открытость образовательного пространства;

  • Доступность и качество образования;

  • Диалогичность образовательного процесса;

  • Первостепенность интересов обучающихся;

  • Свобода выбора (темпа учения, уровня выполняемых заданий);

  • Культуроцентричность в образовании и развитии учащихся.

  • Успешность всех участников образовательного процесса.

  • Продуктивность и результативность образовательного процесса.

  1. Цели и задачи.

Цели:

Обеспечение качественного начального общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников с учетом возрастныхпсихофизиологических особенностей, в соответствии с концепцией модернизации российского образования, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы.

Задачи:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, осуществлять контроль и оценку своей деятельности;

  • духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся в соответствии с моральными нормами, нравственными установками, национальными ценностями;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;

  • содействие раскрытию творческого и общественно-активного потенциала каждого обучающегося;

  • формирование у обучающихся целостной картины мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

  • дифференциация обучения;

  • взаимодействие с семьей и социумом.

  1. Образовательно-развивающая среда

Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, которая включает в себя:

Ресурсы школы:

Освоение обязательных предметных областей:

- филологии;

- математики и информатики;

- обществознания и естествознания (окружающий мир);

- основ духовно-нравственной культуры народов России;

- искусства;

- технологии;

- физической культуры.

Возможности школьной сети дополнительного образования:

- «Штриховка»;

- Хореография;

- Вокальная студия;

- «Бумажная пластика»;

- «Информатика для начинающих»;

- «Умники и умницы»;

- «Здоровый образ жизни» и др.

Городские учреждения дополнительного образования:

МОУ ДОД «Центр детского творчества»;

МОУ ДОД «Центр «Поиск»»;

МОУ ДОД «Художественная школа»;

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского».

Городские организации, социум микрорайона:

Городская детская библиотека;

Городской музей;

Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов;

МДОУ «Детский сад № 17» и др.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (16)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования разработана творческой группой педагогиче­ского коллектива МБОУ «Гимназия № 12 с татарским языком обучения» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (3)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373
  3. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (12)

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    Цель программы: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373
  6. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (5)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Ананьинской основной общеобразовательной школы разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования,
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (6)

    Основная образовательная программа
    По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинается с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (9)

    Основная образовательная программа
    4.1. Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной системе «Школа России» 60
  9. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (11)

    Основная образовательная программа
    4.1. Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной системе «Школа 2100» 64

Другие похожие документы..