Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УДК 374.3

гос. регистрацииИнв. № 24

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по НР и РСФ

профессор, доктор техн. наук

Е.Е. Нечаев

«___» декабря 2010г.

О Т Ч Е Т

по договору № 75 от 02.11.2010 г.

на выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг

Мероприятие 75.2:

Разработка научно-методического обеспечения для создания

на базе МГТУГА образовательных структур для обучения лиц с ограниченными возможностями.

Раздел 75.2.4:

Создание на базе МГТУГА системы обучения для реализации лицами с ограниченными возможностями их потребности в дополнительном образовании, в личностном развитии и профессиональном совершенствовании.

.

Научный руководитель цикла мероприятий

проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев

Ответственный исполнитель цикла мероприятий

проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов

Научный руководитель мероприятия 75.2.

проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина

Заместитель научного руководителя мероприятия 75.2.

проф., д.т.н. А.В. Самохин

Руководитель научно-образовательного

коллектива раздела 75.2.4.

проф., д.т.н. С.К. Камзолов

Москва 2010г.

Реферат:

Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Разработаны методические материалы для преподавателей, ведущих факультативные занятия у лиц с ограниченными физическими возможностями.

стр.???, рис.??, литература ?? наименования

Ключевые слова: олимпиады, математика, физика, методика, лица с ограниченными физическими возможностями.

Коллектив исполнителей работ по разделу 75.2.4

Научно-образовательный коллектив

1. Руководитель коллектива -

   проф., д.т.н.,   Камзолов С.К.

2. проф., д.ф.-м.н.  Козлов А.И.

3.   Коротков В.А.

4. доц., к.ф.-м.н.    Куколева А.А.

4. доц., к.э.н.   Меланин В.А.

5. доц., к.т.н.   Невельская О.В.

6. доц., к.ф.-м.н.   Новиков С.М.

7. проф., д.т.н.   Самохин А.В.

Оглавление

75.2.4.1………………………………………………………………………………………………………………………………5

75.2.4.2……………………………………………………………………………………………………………………………….??.

75.2.4.3 Разработка специализированных методических материалов по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями……………………………………...??.

75.2.4.4 Разработка методических материалов для преподавателей, ведущих факультативные занятия у лиц с ограниченными физическими возможностями ……………………..………………….??.

75.2.4.5 Литература…………………………………………………………….??.

75.2.4.3. Разработка специализированных методических материалов по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями

Введение

Современное образование невозможно без внедрения современных технологий и особенно информационных, которые позволяют доставить в любые, в том числе удаленные, точки не только информацию, но и современную методику, технологию образования с целью востребовать в полноте интеллектуальный и творческий потенциал личности, формировать его адекватную запросам личности индивидуальную образовательную траекторию.

На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование и развитие детей с ограниченными возможностями по здоровью в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество.

Неотъемлемой частью данного образования является включение лиц с ограниченными физическими возможностями в российское олимпиадное движение. Предоставление возможности таким школьникам равноправного участия во всех видах олимпиад, развитие, расширение, углубление и реализация их творческих способностей, не смотря на какие-либо физические ограничения.

По оценкам экспертов, только 2-5% детской популяции считаются лицами с ограниченными возможностями по здоровью (детей-инвалидов). Ограничение по здоровью тормозит их интеллектуальное развитие, и они оказываются по другую сторону "баррикад" основной (стандартной) группы развития.

Особенность детей-инвалидов заключается в невозможности эффективно использовать в их образовании и развитии стандартной методики и технологии, а также в их особой протекции (медицинской, психологической и даже психиатрической) для полноценного развития такой личности.

Различие детей-инвалидов, в основном, обеспечивается разными интеллектуальными возможностями, что заставляет выстраивать собственные индивидуальные образовательные траектории. Надо отметить, что адекватное образование является решающим для адаптации в современное общество. Нужно также отметить, что по мере развития и получения личностно-ориентированного образования, в этой группе существует миграция ее членов к норме, они становятся полноценными участниками созидательных процессов общества. При этом подходе также проявляются интеллектуальные и творческие таланты учащихся инвалидной группы, решаются вопросы социализации и адаптации.

В задачах поддержки и развития детей-инвалидов особую роль занимают формирование соответствующих сообществ, где они - "норма", чувствуют себя "как рыба в воде", где возможно психо-эмоциональное раскрепощение, и как следствие, - нормальное и адекватное развитие.

В сознании таких сообществ усилена роль новых информационных технологий, которые позволяют участникам раскрыть другие грани личности. В частности, взаимодействие по интересам, знакомства, совместное общее дело и так далее. Такие Интернет-сообщества позволяют более полно реализовывать потребности данной личности. Использование новых информационных технологий, таких как Интернет-технологии, в создании виртуального Интернет-сообщества может явиться пусковым механизмом к развитию детей-инвалидов с целью их адаптации в общество. Это поможет им востребовать во всей полноте свой интеллектуальный и творческий потенциал и сформировать свой положительный жизненный сценарий.

Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей-инвалидов

Для успешного предоставления образовательных услуг и, в частности, для реализации участия детей-инвалидов в олимпиадах различного уровня, нужны специальные методики, удовлетворяющие адекватному развитию детей-инвалидов. Методические особенности обеспечиваются различными требованиями усвоения учебно-методического материала - в частности, для детей-инвалидов, методический материал должен быть выстроен таким образом, чтобы путем усвоения учебного материала приблизить данную группу к норме.

Характерными требованиями к учебно-методическому курсу для детей инвалидов является разработка соответствующих методик, позволяющих усваивать полноценный курс учебной нормы.

Внедрение новых информационных технологий, в частности, мультимедийных, в образовательный процесс позволяет снять ограничения по восприятию и освоению учебного материала детей-инвалидов, создает все необходимые условия для адекватного развития любой личности в не зависимости его интеллектуального или физического статуса, способствующие его социализации в общество.

Формирование среды в Интернет для организации обучения и участия в олимпиадах детей-инвалидов

Для гармонического и устойчивого развития детей-инвалидов, особенно в сенситивный период (школьный период), важным является общение со сверстниками, с себя подобными, а это оказывается затруднительным в силу специфики развития таких детей. Малочисленность детей-инвалидов и их индивидуальная эволюция развития не способствуют адекватной социализации и их адаптации. Использование Интернет-технологий позволяет "снять" проблему общения и образования детей-инвалидов.

Речь идет о создании Интернет-cсреды для детей-инвалидов, которая позволит одаренным детям, проявляющим интерес к фундаментальным наукам - Физике и Математике развиваться и образовываться независимо от их места жительства.

Создаваемая система позволит:

  • сформировать в процессе эксплуатации базу данных по детям-инвалидам;

  • включить одаренного ребенка-инвалида в работу регионального филиала МГТУ ГА, ближайшего от места проживания;

  • расширить "живое" общение со сверстниками, например, посредством специализированных чатов или компьютерных программ наподобие isq или skype;

  • организовать регулярное общение со специалистами по образовательным предметам, а также до и после олимпиад, не только через электронную почту, но и с помощью компьютерных программ, подобных isq или skype;

  • организовать индивидуальную траекторию образования и развития, включая оценку его развития кураторами;

  • участвовать в программах поддержки детей-инвалидов как в регионах, так и в России в целом.

Интернет позволяет через свою систему сформировать виртуальную социо-культурную среду для образования и развития детей- инвалидов. В частности, она может предложить специальные программы для детей-инвалидов - программы для слабослышащих, программы для слабовидящих и др.

Интернет-преподаватель может участвовать в обсуждении проблем одаренных детей и детей-инвалидов через постоянно действующие семинары, включая теле- и видеоконференции, где вместе с педагогами, медиками и учеными разных специальностей обсуждаются и вырабатываются научно-обоснованные методики работы детьми-инвалидами. Подобные интернет-конференции можно организовать на регулярной основе с привлечением преподавателей разного профиля, а сами конференции-консультации проводить как в групповом, так и в индивидуальном режимах в зависимости от контингента детей

Дистанционное образование – основная форма работы с детьми-инвалидами при подготовке к олимпиадам.

В чем преимущества и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционными формами обучения?

Не следует считать, что дистанционное образование (ДО) — это просто новая форма всем известного заочного обучения. В какой-то мере это так: выбрав дистанционный курс, человек действительно может учиться, не выходя из дома. Но только при одном условии — если у него есть современный компьютер, имеющий выход в Интернет и оснащенный стандартной программой.

Приведем определение дистанционного образования, которое было дано в одном из проектов Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России, разработанном в Госкомитете РФ по высшему образованию. «Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».

Принципиальным в идее ДО является переход от принятого в традиционных видах образования (как очном, так и заочном) «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся». Несомненно, что это наиболее актуально по отношению к детям – инвалидам.

Заниматься можно в любом месте, где есть компьютер с выходом в Интернет. Учебно-методические материалы поступают к обучаемому в виде файла, то есть в виде некоторого объема знаний, после изучения которого учащийся запускает «проверку» — программу, которая задает ему вопросы. По результатам ответов на вопросы обучаемому предлагается перейти на следующий уровень или повторно проработать материал, так как его подготовка оставляет желать лучшего. Один из вариантов обучения заключается в том, что школьник получает материалы, изучает их, а затем сдает экзамен. Другой вариант: информация выкладывается на сервер, школьник ее изучает и спустя определенное время пишет контрольную работу по пройденному материалу. Так, блоками, учащиеся проходят всю программу, а затем организаторы процесса обучения назначают удобное для школьников время сдачи экзаменов.

В точных науках вопросы оценки знаний решаются относительно просто — здесь вполне оправдано тестирование, а вот в гуманитарных, конечно, нужен текст ответа. Опыт многих вузов говорит о том, что контроль лучше всего проводить в виде очных занятий, аналогично тому, как он проводится при заочной форме обучения. Но как быть, если школа находится, например, в Москве, а обучаемый — в глубинке Якутии? Тут, естественно, письменный экзамен — единственный выход.

Стоит отметить и новую роль преподавателя при обучении по дистанционным технологиям: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

Особое педагогическое мастерство должны проявить преподаватели-консультанты при подготовке детей с ограниченными физическими возможностями к олимпиадам различного уровня. Тут уже нужен действительно почти индивидуальный подход к каждому школьнику, внимательность, чуткость, соучастие и желание помочь школьникам в успешном выступлении на олимпиадах.

В нашей стране, по оценкам специалистов, к дистанционному обучению готовы более 1,5 млн человек. Чем же так привлекательно дистанционное образование?

В первую очередь, конечно же, своей гибкостью. Учащиеся дистанционной формы обучения, как правило, не посещают регулярные занятия в виде лекций и семинаров, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Это является большим преимуществом для людей, которые не могут или не хотят изменить свой обычный уклад жизни. Дистанционное образование становится доступным не только тем, кто вынужден совмещать учебу с работой, но и людям с ослабленным здоровьем и инвалидам.

Несомненным преимуществом является и модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям студента.

Относительная дешевизна — тоже несомненный «плюс» дистанционного обучения. Оценка мировых образовательных систем показывает, что в среднем дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров ДО говорит о том, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалиста по дневной форме обучения.

Несмотря на все это, у системы ДО есть и недостатки. Одно из главных — отсутствие «живого» общения преподавателей и студентов. При традиционных формах обучения это основа образовательного процесса, формирующая знания, мировоззрение и характер учащихся, во многом определяющая качество образования.

Кроме того, возражения вызывает доступность сети Интернет и низкое качество связи. Дистанционное образование предполагает использование не только текстовых, но и графических, и звуковых файлов, и даже некоторого количества видеоматериалов. У большинства же пользователей сети существуют проблемы с получением объемных файлов, так как связь осуществляется по телефонной линии. Наконец, многие вообще не имеют доступа в Интернет, либо имеют, но их рабочее место не приспособлено для длительной работы в сети.

И еще один аргумент, который часто приводят противники ДО, — недостаточное качество обучения. Специалисты, например, отмечают, что у студентов, дистанционно изучающих иностранные языки и не имеющих достаточной разговорной практики, часто формируется неправильное произношение.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (6)

    Документ
    Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.

Другие похожие документы..