Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогическая психология и андрагогика» Программа и методические указания по изучению курса

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра социальной и экономической психологии

Одобрено

Учебно-методической

комиссией БГУЭП

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«педагогическая психология и андрагогика»

Программа и методические указания по изучению курса

Специальность 030301 Психология

Цикл общепрофессиональных дисциплин; федеральный компонент

Иркутск

Издательство БГУЭП

2009

УДК 159.9:37(075.8)

ББК 88.5я7

У 91

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры социальной и экономической психологии (протокол № от 2009г.)

Составитель Е.Л. Трофимова,

Е.В. Пономарева

Согласовано

Декан факультета д-р экон. наук, проф. В.Г. Былков

15 ноября 2009

Начальник УМУ канд. физ.-мат. наук, проф. Н.В. Деренко

20 ноября 2009 г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогическая психология»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030301 Психология / сост. Е.Л. Трофимова, Е.В. Пономарева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 25 с.

Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 030301 Психология, утвержденного 17марта 2000 г.

Содержит учебную программу и методические указания по изучению курса.

Предназначен для студентов очной, заочной форм и обучения в сокращенные сроки.

ББК 88.5я7

© Издательство БГУЭП, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

I. Учебная программа дисциплины 4

1. Пояснительная записка 4

2. Цели и задачи изучения дисциплины 4

3.Требования к уровню освоения дисциплины 5

4. Содержание дисциплины 6

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных
занятий с указанием их объемов в часах 6

4.2. Содержание разделов и тем 9

5. Организация промежуточного и итогового контроля знаний 15

5.1. Система формирования 100-балльной оценки 15

Все разделы и темы 15

5.2. Образцы тестовых и контрольных заданий 16

5.3. Форма итогового контроля 17

5.4. Перечень вопросов к экзамену 17

5.5. Образцы экзаменационных тестов, заданий 17

II. Методические указания по изучению
дисциплины 19

1. Методические указания по выполнению курсовой работы 19

2. Методические указания по организации самостоятельной работы 23

3. Список рекомендуемой литературы 23

3.1. Основная литература 23

3.2. Дополнительная литература 23

3.3. Интернет – источники 24

I. Учебная программа дисциплины

1. Пояснительная записка

Программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, рекомендациями Министерства образования и науки России, современных достижений психологической и педагогической наук.

Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

Выписка из ГОС ВПО:

Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека; теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования; структура, функционирование и условия развития деятельности учения и взаимодействий между участниками образовательного процесса на разных этапах онтогенеза; характеристика и сравнительные особенности развития познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях обучения и воспитания; психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования; проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций

Для усвоения курса «Педагогическая психология и андрагогика» необходимо предварительное усвоение дисциплин: введение в профессию, общая психология (1 часть), общая психология (2 часть), возрастная психология и психология развития.

При заочной форме и обучения в сокращенные сроки основной является самостоятельная работа над учебниками, учебными пособиями. В процессе изучения курса студентам-заочникам (ускоренникам) особое внимание следует обратить на основные понятия и термины, применяемые в данном предмете. Рекомендуется вести конспект. Возникающие в процессе изучения отдельных тем вопросы следует записывать на полях конспекта, а затем консультироваться с преподавателем.

После изучения теоретических материалов необходимо ответить на контрольные вопросы, которые приведены по каждой теме.

В процессе изучения данной дисциплины студенты заочного обучения выполняют курсовую работу. Курсовая работа пишется в соответствии с методическими указаниями

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Основной целью изучения дисциплины «Педагогическая психология и андрагогика» является формирование у студентов знания и представления относительно оптимальных условий умственного и личностного развития в процессе обучения.

Задачи изучения дисциплины

  • раскрыть закономерности обучающего и воспитательного воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

  • определить и проанализировать психологические аспекты педагогической деятельности;

  • определить закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта в обучении;

  • раскрыть связи между уровнем интеллектуального и личностного развития и формами и методами обучения;

  • сформировать умения анализа учебной деятельности.

3.Требования к уровню освоения дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО по специальности 030301Психология.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь представление об основных проблемах педагогической психологии, ее принципах;

- иметь представление о предпосылках и этапах развития педагогической психологии;

- знать закономерности обучающего и воспитательного воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

- знать теории учения, основные направления современного обучения;

- структуру основных педагогических способностей;

- знать общую характеристику учебной деятельности (структуру учебной деятельности, факторы, влияющие на успешность учебной деятельности)

- знать основные стили педагогической деятельности, стратегии общения в образовательном процессе, барьеры в педагогическом общении

- знать требования к профессионально значимым и личностным качествам педагога

- уметь определять образовательные потребности обучающихся

- уметь определять цели и задачи обучения

- уметь выявлять особенности развития познавательных процессов и процессов развития личности в ситуациях обучения и воспитания

- владеть навыками использования различных методик психолого-педагогической диагностики

- владеть навыками психологического наблюдения;

- уметь стимулировать познавательную активность учащихся

4. Содержание дисциплины

4.1. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных
занятий с указанием их объемов в часах

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Сокращенные сроки

№№ триместров

2.2-2.3

3.2-4.2

2.1

Аудиторные занятия:

60

26

20

лекции

30

26

20

практические и семинарские занятия

30

0

Самостоятельная работа

60

94

100

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

120

120

120

Курсовая работа

4.2

2.1

Итоговый контроль

Экзамен – 2.3

Экзамен – 4.2

Экзамен – 2.1

  1. Концепция кадровой политики и системы научно-педагогического образования гоу впо вгму на период 2010 и до 2015 года У. Личностно-профессиональные качества преподавателя высшей медицинской школы

    Документ
    Модуль кадровой политики и педагогического образования ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет» разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании,
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса заочной формы обучения специальности «Педагогика и психология» сокращенной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    Экономика 4 3 Концепции современного естествознания 1 0 8 4 Зачет 4 Методология и методы психолого-педагогических исследований 1 0 К/р Экз.
  3. Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород (1)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений / Под ред. В.Ю. Ереминой, Г.
  4. Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород (2)

    Методические рекомендации
    В сборнике представлены методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижегородской области.
  5. Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород (4)

    Методические рекомендации
    Представленные материалы образуют целостную систему методического сопровождения аттестационных процедур, структурированную в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждению
  6. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  7. Итоги 2005 2006 учебного года в чипкро 4 Совершенствование региональной системы специального образования 12

    Документ
    Зинченко В.П., д.п.н., профессор, академик Российской академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук, зав. кафедрой психологии Международного университета природы, общества и человека (Дубна).
  8. Учебники и учебные пособия с грифом Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию

    Учебники и учебные пособия
    Учебники и учебные пособия с грифом Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию (издания с 2003 г. по ноябрь 2008 г.
  9. Примерная основная образовательная программа (1)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) (специалитет), реализуемая вузом по направлению подготовки 074301 ПРОДЮСЕРСТВО и профилю подготовки продюсер кино и телевидения, педагог .

Другие похожие документы..