Рабочая программа по дисциплине «Методика и методология истории России» послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 02 Отечественная история Институт Экономики и управления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор-проректор по НР

__________________ В.Д. Богданов

«____» _____________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Методика и методология истории России»

послевузовского профессионального образования

по специальности 07.00.02 – Отечественная история

Институт Экономики и управления

Кафедра Философии, культурологии и истории

Всего – 105 час

Владивосток

2009

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной

программы послевузовского профессионального образования по специальности 07.00.02 – Отечественная история, утвержденной проректором по научной работе Дальрыбвтуза.

Рабочая программа разработана к.и.н., профессором кафедры Философии, культурологии и истории Г.А. Трифоновой.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Философии, культурологии и истории, протокол №___ от «____»_________20___ г.

Зав.кафедрой ____________ Г.А. Трифонова

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-технического совета, протокол № ___ от «___» ____________ 20___ г.

Председатель НТС ________________ В.Д. Богданов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели, задачи дисциплины ………………………………..………..…………………..4

2. Требование к уровню освоения содержания дисциплины…………………………..4

3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………5

4. Содержание дисциплины……………………………………………………………..5

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий………………………………………..5

4.2. Содержание разделов дисциплины…………………………………………..6

5. Самостоятельная работа аспирантов………………………………………………...10

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………12

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины …………..14

Лист ознакомления………………………………………………………………………16

Лист учета периодических проверок документа………………………………………17

Лист изменений…………………………………………………………………………..18

1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Методология истории представляет самостоятельную область научного знания, истоки которой уходят в синтез историографии и философии истории.

Предметом учебного курса является методология как специальное учение о природе, принципах и методах исторического познания, способах и приемах их применения в исследовательской практике. В основе курса лежат знания полученные аспирантами в ходе изучения всего комплекса исторических дисциплин на уровне систематизации и обобщении исторического опыта развития народов.

Цель преподавания данной дисциплины ориентирована на реализацию следующих, условно выделяемых, функций процесса обучения.

- Образовательная - формирование у аспирантов системного и целостного представления об основных проблемах методологии науки, о специфике их постановки и решения в исторических исследованиях; овладение умениями и навыками применения общенаучных и специальных приемов, методов и методик в исследовательской практике.

- Познавательная - овладение основными историческими концепциями, понятиями, суждениями, способностью осмысливать и сопоставлять огромное количество исторических фактов, критически оценивать результаты научных исследований, выдвигать гипотезы, строить различного типа модели исторических процессов и явлений.

- Воспитательная - формирование у аспирантов исторического сознания, научной добросовестности, корректности в отношении трудов и идей предшественников, творческой инициативы, нравственных взглядов и убеждений, понимания общественной роли и значимости исторической науки.

Задачи:

- расширение методологических знаний нового поколения историков;

- формирование понимания неразрывной связи теории и методов исторического познания;

- осмысление взаимодействия специальных исторических дисциплин в процессе их генезиса;

- освоение современных научных концепций, их места и роли в развитии исторического знания;

- овладение методами и методиками научного исторического познания.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины аспирант должен

иметь представление:

- об основных этапах развития методологии исторической науки России с древнейших времен до наших дней.

знать:

- методы исторического познания, существующие в современном мире; вопросы общенаучной методологии, как основы теории и методологии истории.

уметь:

применять основные методы исторических исследований

иметь практические навыки:

работы с исторической литературой, логического изложения своих мыслей в ходе дискуссий, умение вести полемику. Воплощения теоретического материала в практической деятельности.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

годы

Общая трудоемкость

105

2

Аудиторные занятия

54

2

Лекции

34

2

Семинары

20

2

Самостоятельная работа, в том числе:

51

2

Вид промежуточного контроля

экзамен

2

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ч

СР,

ч

Сем,

ч

1

 Вводная. Общие проблемы методологии истории

4

2

2

2

Место истории в системе наук

2

2

-

3

Исторический процесс

4

4

4

4

Историческое пространство

2

6

2

5

Историческое время

2

4

-

6

Исторические силы

2

4

2

7

Историческое познание и его особенности

2

-

8

Общее и особенное в истории

2

4

2

9

Мировоззренческие основания различных методологических парадигм

2

4

2

10

Методы исторического исследования

6

12

4

11

Сравнительно-исторический подход к проблемам изучения теории и методологии науки .

4

5

2

12

История и компьютер

2

4

-

Всего

34

51

20

  1. Рабочая программа по дисциплине «Источниковедение истории России» послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 02 Отечественная история Институт Экономики и управления

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности 07.00.02 – Отечественная история, утвержденной проректором по научной работе Дальрыбвтуза.
  2. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  3. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  4. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень
  5. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология по отрасли

    Образовательная программа
    «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)», утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011г.
  6. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень
  7. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

    Правила приёма
    Данный текст Правил приема в РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 году является проектом и принимает силу официального документа, если до 1 июня 2010 года не произойдет каких-либо изменений в порядке приема по независящим от университета причинам.
  8. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 13 Психология развития, акмеология по отрасли

    Образовательная программа
    «Положение о порядке присуждения учёных степеней», постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г.
  9. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 10

    Образовательная программа
    Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 17.00.10 «История науки и техники» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной

Другие похожие документы..