Алтайский колледж информационных технологий

УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

АЛТАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

дипломное проектирование

методические рекомендации для студентов специальностей

230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления

080802 Прикладная информатика

Волчиха 2008

Одобрено

ПЦК информационных дисциплин и математики

«____» ________________ 200 г.

Председатель ПЦК

_________ Л.В.Вихтуренко

Составлено

в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

«____» ________________ 200 г.

Зам. директора по учебной работе

__________ Л.В. Касихина

Автор: И.Н. Федорищев

Рецензент: Е.И. Бодянский

Рецензия

на методическое пособие по дипломному проектированию для студентов специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», разработанное преподавателем АКИТ И.Н.Федорищевым

Представленное на рецензию методическое пособие предназначено для студентов специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» 080802 «Прикладная информатика» и соответствует государственным требованиям к содержанию и уровню подготовки выпускников.

В пояснительной записке раскрыты цели и задачи данного пособия, описаны основные шаги разработки дипломного проекта и показана связь преддипломной практики с этапом непосредственного создания программного продукта.

Пособие содержит три раздела, подробно описывающие стадии разработки проекта, а также порядок оформления пояснительной записки и рекомендации по защите дипломного проекта.

В приложениях представлены дополнительные материалы, способствующие грамотному оформлению пояснительной записки к проекту.

Данное пособие может быть рекомендовано студентам и преподавателям специальностей 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и 080802 «Прикладная информатика» как дополнение при разработке дипломного проекта.

Р

Е.И.Бодянский

Преподаватель АКИТ

ецензент

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 5

1 Общие требования к программным продуктам 7

1.1 требования к программам 7

1.2 Требования к Web-документам 8

2 Методические рекомендации по разработке дипломных проектов 10

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10

2.2 ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОго проекта И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ 10

2.3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 11

2.4 ОФОРМЛЕНИЕ пояснительной записки к дипломному проекту 14

2.5 функции руководителя дипломного проекта 16

2.6 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 17

3 защита выпускных квалификационных работ 18

3.1 Общие положения 18

3.2 Рецензирование выпускных квалификационных работ 18

3.3 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ НА ЗАЩИТУ 19

3.4 рекомендации по процедуре защиты дипломного проекта 19

Список литературы 21

Приложения 22

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями ГОССПО выпускник специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и 080802 «Прикладная информатика» должен уметь разрабатывать алгоритм программной реализации поставленной задачи, создавать программный продукт по разработанному алгоритму, выполнять отладку и тестирование программного продукта, оценивать экономическую эффективность созданного программного продукта, создавать приложения для баз данных.

Итоговая государственная аттестация в виде защиты дипломного проекта направлена на реализацию концепции целостности педагогического процесса, что позволит студенту использовать весь спектр знаний и умений, полученных на протяжении всего времени обучения общим и профессиональным дисциплинам. Кроме того, выпускник сможет продемонстрировать свои творческие способности, а также применить профессиональные навыки при создании учебно-методических комплексов и других необходимых колледжу программных разработок.

Задачи проекта состоят из двух этапов. Каждый из этапов рассматривается как самостоятельное задание и защи­щается отдельно.

Первый этап – преддипломная практика, где выпускнику предлагается «окунуться» в ин­формационную и терминологическую среды потенциального пользователя, выяснить, какую должность этот пользователь может занимать (кому нужно это информационное обеспечение), выяснить, какая информация и для чего используется. После этого преобразовать недостаточно структурирован­ные документы, содержащие основную информацию, в таблицы типа .dbf или .mdb, спроектировать и защитить структуру базы данных в виде связанных таблиц (.dbf-файлов). Полезно (если это возможно) непосредственно познакомиться с потенциальными пользователями информационного обеспечения, с терминологической и информационной средой, с информа­ционными потоками и документооборотом в предложенной отрасли или области знаний, выяснить, какие запросы прихо­диться отрабатывать в профессиональной деятельности пользователям. Кроме этого, предлагается продемонстрировать умение выполнять и обучить потенциального пользователя выполнению простейших оперативных запросов (из командного окна, без создания командных файлов и услуг профессиональных программистов) по спроектированной и частично заполнен­ной (20-30 записей) базе данных.

Здесь же — на первом этапе — должно созреть «ядро» алгоритма будущего программного обеспечения — автоматизированного рабочего места (АРМ) специалиста или информаци­онно-поисковой системы (ИПС), то есть выполняется поста­новка задачи. Предлагаемая формулировка задач представляет собой лишь поверхностные наброски постановки и не претен­дует на полноту и завершенность; конкретизация и уточнение возлагается на разработчика. При этом может оказаться, что функциональная полнота (обеспечение всех потребностей пользователя) не может быть достигнута за ограниченное время, выделенное на разработку. В этом случае необходимо со­гласовать с преподавателем подмножество функций, составляющее ядро реальной системы.

Второй этап — дипломное проектирование — непосредственная разработка программно­го обеспечения, в результате которого должен получиться за­конченный программный продукт, пригодный для опытной эксплуатации пользователем без участия разработчика, пусть и не обладающий функциональной полнотой. Полезно прове­сти его апробацию силами потенциального пользователя или независимого эксперта, а в идеале — найти заказчика и заклю­чить договорные отношения не на модельную, а на практическую разработку с последующим внедрением.

В качестве дипломного проекта могут быть представлены программные продукты, разработанные по темам, предложенным педагогами колледжа или представителями организаций, предоставивших базу практики.

1 Общие требования к программным продуктам

1.1 требования к программам

Независимо от конкретности проблемы, можно выделить некоторые формальные требова­ния, на которых защищается квалификация разработчика программ.

  1. Устойчивость программы. Программа не должна терять работоспособности ни при каких даже некорректных действиях пользователя. Всякие действия, грозящие потерей информации, выполняются только после повтор­ного подтверждения. Вводимая информация там, где возможно, подвергается логическому контролю.

  2. Обеспечение целостности баз данных. При любых действиях пользователя базы не должны терять целостности.

  3. Функциональная полнота. В рамках согласованного с преподавателем или заказчиком подмножества функ­ций все они должны быть реализованы.

  4. Терминологическая среда и интерфейс. В диалоговых средствах используются только термины, понятные пользователю, и не используются термины разработ­чика («запись», «индексация» и т. д.). Появление слу­жебных англоязычных сообщений СУБД недопустимо. Язык диалога — с соблюдением норм вежливости, цве­товая гамма — по общепринятым рекомендациям.

  5. Использование клавиатуры. На любом этапе нажатие любой клавиши (особенно функциональных) должно игнорироваться или вызывать предусмотренные действия (описанные в средствах помощи). Привязка действий к клавишам должна быть общепринятой: F1 — помощь; Enter — согласие, завершение ввода; Esc — отказ, возврат к предыдущему узлу ветви алгоритма (с восстановлени­ем экранной формы); Tab — переход к следующему полю, окну и т. д.; Shift-Tab — возврат к предыдущему полю и т. д.

  6. Порядок движения. Движение по дереву алгоритма «сверху вниз» сопровождается заголовками всех прой­денных вершин; возврат возможен только на предыду­щий уровень с сохранением введенной информации, выбранных пунктов меню и указателей записей.

  7. Средства помощи и реклама. При запуске программы появляется рекламная заставка, отражающая суть и возможности программного средства, а также сведения об авторе. В любой точке алгоритма в строке подсказки должны высвечиваться все активные в данный момент горячие клавиши; в любой момент при нажатии клавиши F1 должен выдаваться контекстно-зависимый (зависящий от ситуации) текст помощи.

  8. Входные и выходные документы. Экранные формы для ввода и корректировки должны быть максимально «похожими» на привычные для пользователя документы; результаты работы не только отображаются на экране, но и выводятся в текстовый файл в привычной для пользователя форме с возможностью корректировки и распечатки.

  9. Средства документации. Программы снабжаются внутренней документацией в виде комментариев, средств меню и диалога, средств помощи, а также (по требованию преподавателя или заказчика) внешней документацией в виде отчета, содержащего, как минимум, постановку задачи, структуру баз данных, инструкцию для пользователя с элементами рекламы, описанием алгоритма, экранных форм, примеры входных и выходных документов.

1.2 Требования к Web-документам

Проекты, созданные в виде Web-страниц должны выполняться в соответствии с заказом руководителя и подчиняться общепринятым правилам Web-дизайна и Web-этикета:

  1. Каждый HTML документ должен быть хорошо структурирован и содержать основную информацию о его происхождении: Автор,Дата создания, Контекст документа и его статус, Адрес (URL) документа.

  2. Стиль оформления. Проект выполняется в едином стиле (то есть при создании должны быть использованы шаблоны или CSS). Текст должен быть контрастным и прекрасно читаться.

  3. Фон сайта. При выборе цвета фона необходимо учитывать, как он будет гармонировать со следующими элементами: цветом текста, цветом гиперссылок, с логотипами или фирменными эмблемами.

  4. Элементы навигации. Необходимо обеспечить достаточный цветовой и яркостный контраст между навигационными элементами и фоном. Система навигации не должна отягощать страницу, не должна отвлекать от ее содержимого, но должна быть легко доступна. Элементы локальной навигации желательно визуально отделять от элементов глобальной.

  5. Гиперссылки. При указании перекрестных ссылок в документе необходимо проверить работоспособность каждой ссылки.

  6. Синтаксис и семантика. Содержательное наполнение сайта должно соответствовать заявленному объему. Уровень синтаксических и семантических ошибок необходимо сводить к минимуму.

  7. Использование графики. Графические объекты и элементы анимации необходимо гармонично встраивать в соответствии с текстом. Наличие каждого элемента должно быть логически оправданным.

  8. Желательно чтобы сайт нормально выглядел как в различных программах просмотра и в разных режимах монитора (640X480, 800X600, 1024X784).

  9. Сайт должен быть разработан без использования HTML-редакторов.

Объем и сложность проекта должны быть на уровне программных разработок. Разработанные Web-проекты будут размещены на Web-сервере АКИТ.

  1. Алтайского края (1)

    Реферат
    В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Алтайского края за 2011 год, определены ключевые задачи деятельности на 2012 год.
  2. Алтайского края (2)

    Документ
    В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Алтайского края за 2009 год, поставлены ключевые задачи деятельности на 2010 год.
  3. Отчет о работе колледжа за 2007- 2008 учебный год

    Содержательный отчет
    Алтайский колледж информационных технологий является правопреемником ГОУ СПО «Волчихинский техникум информатики и вычислительной техники», который был организован 15 августа 1963 года приказом Центрального статистического управления
  4. Отчет о работе колледжа за 2006-2007 учебный год

    Содержательный отчет
    Алтайский колледж информационных технологий является правопреемником ГОУ СПО «Волчихинский техникум информатики и вычислительной техники», который был организован 15 августа 1963 года приказом Центрального статистического управления
  5. План работы колледжа на 2006 2007 учебный год содержание

    Документ
    КГОУ СПО «Алтайский колледж информационных технологий» представляет собой краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования.
  6. «Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий
  7. Программа (26 30 апреля 2004 г.) Издательство Алтайского государственного университета Барнаул 2004

    Программа
    «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)» Секция аспирантов социологического факультета XXXI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов.
  8. Информационно-экспертная группа «панорама» (2)

    Документ
    В книге собраны федеральные партийные списки кандидатов в Государственную Думу V созыва в том виде, в каком они были заверены Центризбиркомом 26 сентября – 8 октября 2007 года.
  9. Программы «Сетевое взаимодействие оу родинского района в профильном обучении» Программы «Здоровье»

    Документ
    - обеспечение расширенного и углублённого уровня по предметам: математика, русский язык, история в соответствии с образовательными потребностями учащихся и их родителей,

Другие похожие документы..