Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно- творческой деятельности средствами народного искусства

На правах рукописи

Наурызбаева Рахат Наурызбаевна

Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно- творческой деятельности средствами народного искусства

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,
истории педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Казань 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор,

академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ Андреев Валентин Иванович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ

Волков Геннадий Никандрович

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Ибрагимов Гусейн Ибрагимович

доктор педагогических наук, профессор

Терехов Павел Петрович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Волгоградский государственный

педагогический университет»

Защита состоится 6 октября 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова - Ленина» по адресу:
420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, корп.2, ауд. 309.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им.
Н.И. Лобачевского ГОУ ВПО «Казанский государственный университет
им. В.И.Ульянова-Ленина».

Автореферат разослан «___» _______________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Казанцева Л.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, в условиях глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них нестандартных задач имеется устойчивая потребность в развитии творческого потенциала учащейся молодежи. Решающим фактором при этом выступает инновационная деятельность современного педагога. Поэтому необходим постоянный поиск новых и эффективных систем обучения творческой деятельности и развития творческого потенциала подрастающего поколения.

В этих условиях, разработка педагогической системы эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства является исключительно актуальной. Данная проблема связана с проектированием целостной педагогической системы эвристического обучения учащихся средствами народного искусства. Педагогическая система эвристического обучения разрабатывалась на основе народных традиций казахского народа. Средства народного искусства всегда существовали в базисных педагогических традициях великих цивилизаций Запада и Востока. Под влиянием социума у каждого индивида развивается система нравственных и эстетических эталонов, одним из источников, формирования которых является народное искусство, народные обычаи и традиции. Нравственный идеал в концентрированном виде фиксирует лучшие черты, качества психики и оптимальные линии поведения, которые воспитывались целыми поколениями.

Средства народного искусства основаны на разнообразных формах восприятия, находивших свое выражение в создании первичных протообразов, возникших на их основе способов репрезентации информации в виде образов-символов, символических и образных средства представления и оперирования информацией, смысл их определяется эмоционально-творческим содержанием и символизмом. Он богат подтекстами и намеками и способен вызывать в сознании нерасчлененный комплекс красочных картин и явлений. Результатом овладения языком народного искусства является сокращение перебора вариантов как «свертывание информации» через символьное творческое мышление.

Народное искусство как уникальный феномен цивилизации, является показателем духовного здоровья нации, общества, государства, отдельного человека. Осмысление проблемы развития личности средствами искусства и связанных с ней вопросов, и ранее осуществлялось такими видными педагогами и психологами как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, С.И. Шацкий и другими.

Каждый народ является неотъемлемой частью человечества, творцом своих обычаев и нравов, вносит свою лепту в общечеловеческую культуру. Традиции – это своеобразный коммуникативный механизм общества, обеспечивающий непрерывность передачи духовных, интеллектуальных и материальных ценностей от поколения к поколению. В основе традиции лежит нравственная идея жизни каждой нации, смысл ее существования. Искусство, в том числе и национальное, выступает как специфический «код» в процессе творческого «самосознания» культуры (М.С. Каган).

Среди трудов ученых Средней Азии и Казахстана, посвященных развитию личности на традициях национальной культуры следует отметить работы И. Алтынсарина, А.К. Кунанбаева, А.К. Алиева, И. Джаббарова, К.Б. Жарыкбаева, А.Э. Измайлова, А.А. Калыбековой, К. Ж..Кожахметовой, И.М. Муминова, М.Б. Садыкова, Б.С. Саламова, Н.С. Сарсенбаева, О.П. Умурзаковой, Ю.Х. Цавкилова и других.

Особое внимание анализу национальных традиций, этнопедагогике уделяли такие ученые как К.Д. Ушинский, В.Ф. Афанасьев, А. Байтурсынов, Г.Н. Волков, Ш. Марджани, Д.С. Лихачев, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Я.И. Ханбиков.

Общие вопросы педагогической эвристики рассматривались в работах К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, A.M. Хмелева, И.И. Родак, В.Я. Стоюнина, Е.Н. Лысенковой, М.И. Махмутова. Проблемы применения эвристических методов в обучении и воспитании разрабатывались в трудах философов, психологов и педагогов: Р. Декарта, Сократа, Г.С. Альтшуллера, В.И. Андреева, А. Бине, Б. Больцано, Д.Буля, Дж. Брунера, А.В. Брушлинского, П.Ф.Каптерева, Ю. Н. Кулюткина, Г. Лейбница, Д. Пойя, Я.А. Пономарева, А. Пуанкаре, В.Н. Пушкина, Раймонда Луллия, В.Н. Соколова, Э. Торндайка, П.К. Энгельмейера, А.В. Хуторского и других.

Следует отметить, что эвристические аспекты обучения присутствуют почти во всех современных отечественных образовательных системах: проблемном обучении (М.И.Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, и др.); развивающем обучении (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.В.Занков и др.); личностно ориентированном обучении (Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, С.В.Кульневич и др.); концепции школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов и др.); теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер) и др.

С эвристическим обучением тесно соприкасаются теории одаренности и теории развития творческой личности. Они так же рассматриваются в различных аспектах: раскрываются социально-философские проблемы творчества как особого вида деятельности (Л. С. Выготский, В.П. Зинченко, Е. Д. Клементьев, Ф. Т.Михайлов и др.), уточняется соотношение интеллектуальных способностей, творческих качеств и творческого мышления индивида (В. И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, И. С. Кон, Т. В. Кудрявцев, Я. А. Пономарев, П. Торренс, Л.М. Попов и др.), рассматриваются закономерности развития творческого потенциала личности (В.Г. Рындак, И.О. Мартынюк, М.С. Каган, В.И. Гинецинский, Л.А. Казанцева, В.Г. Каташев, Г.А. Петрова, Ф.Л. Ратнер, Л.Н. Столович, А. М. Матюшкин и др.), анализируются пути формирования творческих способностей учащихся в образовательном процессе школы (И. П. Волков, Л. Б. Ермолаева-Томина, А. З. Зак, А. А.Мелик-Пашаев, М. И. Найденов, И. С. Якиманская, Л.П. Печко, Б.П. Юсов и другие).

Развитие творческого мышления и творческой деятельности в дополнительном образовании, кружковой работе, во внешкольной деятельности рассмотрены В.А.Горским, Д.М. Комским, Ю.С. Столяровым и др. Активизация детского творчества в обучении литературе и искусству освещалось в работах Г.И. Шатковского, С.А. Леонова и многих других авторов. В работах по теории творчества и организации сети специальных школ изобретательства особенно значима роль Г.С. Альтшуллера.

Исследование проблем развития эстетической культуры учащихся и студентов вузов много лет занималась кафедра педагогики и психологии Казанского государственного университета. Была создана школа исследования этих проблем особенно известная 1960-1990г.г. в Татарстане и за его пределами (В.П. Рождественский, Г.А. Петрова, Т.В. Шуртакова, Д.А. Сладкова, Л.М. Попов, Г. И. Королева и др.).

К проблемам творческой самореализации и саморазвития личности обращались видные зарубежные исследователи, такие как Р. Бернс, Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.

В зарубежных работах так же уделяется достаточное внимание исследованиям развития теории творчества (R.Sternberg, Т.I.Lubart, 1991); эволюции и своеобразию теорий творчества (S.Scarr, К.McCartney, 1983); практике продуктивного обучения как социализации личности (I.Bohm, J.Schneider, 1995); обучению как развитию творческого и когнитивного потенциала учащихся (Е.Р.Torrance, 1988; В.S.Bloom, L.А.Sosniak, 1981); интерактивному характеру обучения с учётом индивидуальных различий учащихся (К.Е.Snow, 1989); проблемам развития одарённости и различных типов талантов детей (R.S.Albert, 1990; R.Jenkins-Friedman, 1992; J.Piirto, J.Fraas, 1995).

На основании анализа теорий эвристики, творчества и одаренности, с одной стороны изучения и преподавания и деятельности в области искусства, с другой стороны мы пришли к идее педагогического синтеза различных видов народного искусства на основе с идеями эвристики.

Проблема синтеза искусства стала неотъемлемой частью общекультурного подхода (Н. А. Дмитриева, К. В. Пигарев, А. И. Мазаев, В.Н. Альфонсов и др.). Особое звучание эта проблема обрела в трудах Д.С. Лихачева. Видовой специфике искусства были посвящены исследования в культурно-историческом аспекте Ю.Б. Борева, А.Я.Зись, В.В.Химчак и др. О способах и характере взаимосвязей отдельных видов искусства, работы В.В.Ванслова, Г.П.Степанова, Б.П. Лихачева, Б.П. Юсова.

В данном диссертационном исследовании представлена концепция интегративной системы эвристического обучения и развития творческого потенциала учащихся, на основе синтеза различных видов творческой деятельности средствами народного искусства: литературно-художественной, артистической, музыкальной, поэтической, изобразительно-художественной и хореографической.

Педагогический опыт обращения к народному искусству на основе интеграции разных видов художественного творчества, вариативности, импровизации позволяет учащимся понять национальное и общечеловеческое в культуре своего народа, развивать творческую направленность учащихся, их творческий потенциал, эвристическое мышление, эвристическое воображение учащихся. Это происходит посредством коррекции и единства эстетических вкусов, нравственных позиций и познавательно-творческой мотивации, приводит к сокращению перебора вариантов решения различных творческих и художественных задач, что осуществлялось путем использования системы разнообразных творческих задач и развития эвристических умений учащихся. Идея развития творческой личности в обучении через решение творческих задач принадлежит (В.И. Андрееву, Г.С. Альтшуллеру, Л.М. Попову, Г.А. Баллу, П.Я. Гальперину, И.П. Калошиной, Я.А. Пономареву, Д. Пойа, В.Н. Пушкину и др.) и через проблемные ситуации (Д.В. Вилькееву, И.Я. Курамшину, И.Я. Лернеру, М.И. Махмутову, А.М. Матюшкину и др.).

Наш опыт практической педагогической деятельности в дошкольном учреждении, школе, техникуме и вузе и результаты проводимых нами специальных исследований свидетельствуют о низком уровне развития у детей творческого мышления, сравнения, соотнесения, сопоставления, противопоставления, экстраполяции, трансформации (преобразования). А также обобщения, нахождения общих точек соприкосновения между разнокачественными явлениями, противоположными позициями (учениями, концепциями, подходами и т.д.), а также представлениями, основанными на активизации творческого переноса знаний различной природы. Наша собственная практика преподавания, результаты контрольных, курсовых и дипломных работ показывают, что учащиеся трудно сосредотачиваются, в ходе своих рассуждений и описаний редко обращаются к эвристическим приемам нахождения неожиданного, творческого решения. Нельзя обойти стороной и факты что современный педагог - практик, активно занимаясь педагогической деятельностью в артистической, музыкальной, поэтической, изобразительно-художественной и хореографической области, по существу, не применяет эвристические приемы и синтез средств народного искусства.

Все это позволило выявить ряд противоречий между:

  • объективной потребностью общества в специалистах, способных творчески подходить к решению нестандартных задач и недостаточным использованием современной системой образования идей развития творческого потенциала учащихся, эвристических приемов и методов решения творческих задач и проблем;

  • наличием множества методик обучения учащихся художественно-творческой деятельности и тем, что в программах ДОУ и школы практически не применяется синтез средств народного искусства;

  • объективно существующими возрастными потребностями в развитии творческого потенциала дошкольника и школьника и недостаточной ориентацией в практике дошкольного учреждения и школы на эвристичность в этом процессе.

Причины указанных противоречий могут быть разными. В то же время можно однозначно выделить главный причинный фактор, каковым является отсутствие четкой интегративной концепции и целостной педагогической системы эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства.

Вместе с тем, и сегодня порой встречаются прекрасно выполненные фрагменты обучения художественно-творческой деятельности учащихся средствами народного искусства, но вместе с тем отсутствует ее целостная система и концепция. Кроме того, одним из направлений обновления образовательного процесса является целенаправленное творческое использование системы знаний по педагогической эвристике, как инновационной области педагогической науки. Эти две области в их интегрированном виде еще не являлись предметом специального исследования в их пролонгированном системном соединении.

Это позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в теоретико-экспериментальной разработке педагогической концепции и системы эвристического обучения детей и учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства в условиях преемственности «дошкольное образовательное учреждение – начальная, средняя школа».

С учетом указанной проблемы был определен выбор и темы исследования: «Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно – творческой деятельности средствами народного искусства».

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить целостную концепцию и педагогическую систему эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства.

Объект исследования – процесс и результат эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства.

Предмет исследования – Проектирование и реализация педагогической системы эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства.

Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, была сформулирована гипотеза исследования: процесс проектирования системы эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства будет достаточно эффективным, если:

  1. Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно- творческой деятельности средствами народного искусства (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 октября 2009 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им.
  2. Фестиваль педагогического мастерства «Педагог - наставник - молодой педагог - 2011»

    Документ
    VI областной Фестиваль педагогического мастерства «Педагог - наставник - молодой педагог - 2011». 25-28 апреля 2011 года / авт.-сост. О.А. Акимова; Главное управление образования Курганской области, Государственное автономное образовательное
  3. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю. Н. Усова Федоров А. В., Челышева И. В., Мурюкина Е. В., Новикова А. А., Федорцова С. С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю. Н. Усова. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 183 c

    Документ
    Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Новикова А.А., Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.
  4. Российской Федерации VI областной Фестиваль педагогического мастерства «Педагог наставник молодой педагог 2011» 25-28 апреля 2011 года г. Курган

    Документ
    VI областной Фестиваль педагогического мастерства «Педагог - наставник - молодой педагог - 2011». 25-28 апреля 2011 года / авт.-сост. О.А. Акимова; Главное управление образования Курганской области, Государственное автономное образовательное
  5. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.
  6. Ii теоретические и методические вопросы организации художественно-конструкторской деятельности на уроках трудового обучения

    Урок
    Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром вещей", который он сам для себя создал.
  7. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения моу вознесеновская сош, работающего по системе развивающего обучения Л. В. Занкова 2011-2015 уч г

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) начального общего образования по системе развивающего обучения Л.В. Занкова разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.
  8. Методика обучения изобразительной деятельности в разных классах Глава Развитие эстетических потребностей школьников с нарушением слуха средствами изобразительного искусства

    Реферат
    2.1. Теоретические положения экспериментальной работы. (Основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства слабослышащими школьниками)
  9. Педагогические теории, системы, технологии Под редакцией С. А. Смирнова

    Документ
    -временная «спрессованность» творчества, когда между зада­чами и способами их разрешения нет больших промежутков вре­мени (ситуация недостатка времени,

Другие похожие документы..