Методические рекомендации по развитию коммуникативно речевых умений у учащихся 3 класса в процессе словарно

ТЕМА инновационного педагогического опыта:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Выполнила: Попова Наталья Александровна

учитель начальных классов

(высшей категории)

Муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа №2 г. Соль-Илецка» Оренбургской области

Содержание

  1. Актуальность проекта …………………………………………стр. 3

    1. Цель и задачи проекта ……………………………………………стр.5

    2. Этапы проекта……………………………………………………..стр.7

    3. Ресурсное обеспечение …………………………………………...стр.8

  2. Реализация проекта ……………………………………………..стр. 9

    1. 2.1. Теоретическое обоснование проекта ………………..……….стр. 9

    2. 2.2. Методические рекомендации по развитию коммуникативно-

    3. речевых умений у учащихся 3 класса в процессе словарно-

    4. лексической работы ………………………………………………..стр. 22

    5. 2.3. Применение методических рекомендаций по развитию

    6. коммуникативно-речевых умений учащихся 3-го класса

    7. в практической деятельности учителя …………………..……….стр. 53

    8. 2.4. Диагностический инструментарий для оценки

    9. коммуникативных умений учащихся 3-го класса в

    10. процессе словарно-лексической работы………………………......стр. 55

    11. 2.5. Результаты апробации методических рекомендаций

    12. учащихся 3-го класса по развитию коммуникативно-

    13. речевых умений в процессе словарно-лексической работы….….стр. 58

    14. Выводы …………………………………………………………….стр. 63

Список использованной литературы………………………………стр. 65

  1. Актуальность проекта

С древнейших времен краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь хорошее слово – половина счастья.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

Современный этап развития, духовного возрождения и обновления России требует обеспечения культурного процветания народа нашей страны. Современные государственные и общественные реалии, состояние образования в нашей стране, перспективы его обновления делают актуальной задачу повышения и развития коммуникативной компетентности нашего общества.

Рассматривая проблему развития речи учащихся, следует остановиться на нарушениях коммуникативных качеств речи, приводящих к низкому уровню речевой культуры. Имеются в виду так называемые «речевые ошибки», допускаемые учащимися в речи.

Учащиеся школ часто испытывают трудности в работе по исправлению, искоренению различного рода ошибок, делающих речь несоответствующей её коммуникативным качествам. Сейчас есть реальная возможность оценить уровень развития речи учащихся и классифицировать речевые ошибки.

Существует ряд типичных недостатков в речи учащихся:

  • Недостаточная последовательность;

  • Отвлечение от темы;

  • Отсутствие логики речевого высказывания;

  • Неумение четко сформулировать выдвигаемое положение;

  • Неумение отделить исходное положение от следствия;

  • Неумение пользоваться научными терминами и т.д.

За большинством вышеперечисленных типичных недочетов можно увидеть несформированность коммуникативно-речевых умений и качеств речи.

Речевые умения представляют собой совокупность мотивационного, содержательного и коммуникативного компонентов, в структуре которых интегрируются знания, мотивы, взгляды, убеждения, качества речи и речевые умения личности. Подготовка учащихся к их будущей жизни, сочетающей в себе учебную, бытовую, общественную, а также будущую профессиональную деятельность во многом определяется степенью их речевого развития, овладения всеми видами речевой деятельности.

Невозможно осуществить полноценное усвоение знаний, развитие умений и навыков по различным дисциплинам, преподаваемым в школе, если учащийся не владеет необходимым уровнем речевой подготовки, понимания речи в устной и письменной формах.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

Мы убеждены, что развитие коммуникативно-речевых умений и проблема расширения словарного запаса (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому языку в начальной школе, играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся и носит актуальный и перспективный характер.

Цель проекта: Создать и апробировать методические рекомендации, направленные на развитие у учащихся 3-го класса коммуникативно-речевых умений в процессе словарно-лексической работы.

Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка в начальных классах.

Проблема: каковы эффективные пути, методы развития коммуникативно-речевых умений у младших школьников в процессе словарно-лексической работы.

Проект призван решить противоречия:

    • между необходимостью использования в образовательном процессе новых педагогических технологий и отсутствием эффективных методик их применения в начальной школе;

    • между современными требованиями к уровню развития речи младших школьников и диагностически фиксируемым уровнем развития речевой культуры;

    • между стоящей перед учителем задачей создания условий для развития коммуникативно-речевых умений ученика и имеющимся у него арсеналом средств педагогического воздействия;

    • между современными требованиями федерального стандарта по освоению первоначальных сведений о лексике, фонетике, грамматике русского языка и возможностями действующих учебных программ по русскому языку для начальной школы.

Задачи проекта:

      1. изучить современную педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме проекта и произвести отбор необходимого материала для создания продукта проекта;

      2. разработать методические рекомендации по развитию коммуникативно-речевых умений у учащихся 3-го класса в процессе словарно-лексической работы;

      3. определить критерии эффективности разработанных методических рекомендаций по развитию коммуникативно-речевых умений у учащихся 3-го класса в процессе словарно-лексической работы;

      4. подобрать диагностический инструментарий для оценивания уровня сформированности коммуникативно-речевых умений у учащихся 3-го классса в процессе словарно-лексической работы;

      5. апробировать разработанные методические рекомендации по развитию коммуникативно-речевых умений у учащихся 3-го класса в процессе словарно-лексической работы.

Предполагаемый результат проекта: будут созданы методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативно-речевых умений у учащихся 3-го класса.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Предполагаемый результат

Дата начала

Дата окончания

1

Изучение психологической и педагогической литературы по избранной проблеме

теоретическое обоснование проекта

сентябрь

2003г.

май 2005г.

2

Разработка методических рекомендаций, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений у учащихся 3-го класса в процессе словарно-лексической работы

методические рекомендации

Сентябрь 2003г.

Сентябрь2006г.

3

Определение критериев эффективности разработанных методических рекомендаций

критерии эффективности методических рекомендаций

сентябрь 2003г.

сентябрь 2006г.

4

Подбор диагностического инструментария для развития коммуникативно-речевых умений у учащихся 3-го 97лассса

диагностический инструментарий для оценивания сформированности коммуникативно-речевых умений

август 2004г.

декабрь 2006г.

5

Апробация сформированности коммуникативно-речевых умений

результаты апробации

январь 2006г.

январь 2007г.

  1. Методические рекомендации по развитию навыков понимания и употребления фразеологических оборотов 12 Заключение 14

    Методические рекомендации
    Язык – основное средство человеческого общения. При помощи языка люди общаются, передают друг другу свои мысли, чувства и желания. Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка.
  2. Программа элективного курса по развитию речи «Русское слово» для учащихся начальных классов для 3-х классов образовательная область филология

    Программа
    Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др.
  3. Методические рекомендации по раннему выявлению патологии глаз у детей (для педиатров, роддомов, женских консультаций и поликлиник)

    Методические рекомендации
    Составлено в сокращенном варианте врачом-офтальмологом Н. Э. Томберг на основании методических рекомендаций кафедрой глазных болезней педиатрического факультета 2-го московского ордена Ленина государственного медицинского института им.
  4. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях г. Томск 2009

    Методические рекомендации
    1. Шушпанова О.В., Сартакова Е.Е., Н.А.Лахтикова Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях Томской области на 2009-2010 учебный год
  5. Рекомендации по построению моделей "портфолио" выпускников основной школы Методические рекомендации по введению предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

    Методические рекомендации
    Астафьева Н.Г. О результатах деятельности системы образования Тамбовской области в 2004 году ио приоритетных направлениях модернизации образования в 2005 году.
  6. Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных образовательных учреждений (1)

    Методические рекомендации
    В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание
  7. Методические рекомендации по проведению 1 (школьного) этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

    Методические рекомендации
    Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа олимпиады с 1 октября по 15 ноября. Конкретные даты проведения школьного этапа олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа олимпиады.
  8. Методические рекомендации по организации системы обучения русскому языку как неродному на базе оу санкт-Петербурга Шерстобитова И. А

    Методические рекомендации
    Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе школьного обучения в России. Разработка и введение в действие ФГОС второго поколения тесно связаны с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностно-деятельностным
  9. Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации выпускников английского отделения.

    Методические рекомендации
    Т.Г. Пшёнкина, доцент кафедры английской филологии ЛИИН БГПУ, Н.В Шевцова, доцент кафедры второго иностранного языка ЛИИН БГПУ, Н.А. Карманова, доцент кафедры лингводидактики ЛИИН БГПУ, Э.

Другие похожие документы..