Уроки 22 27

Уроки 22 - 27

Задание на дом.Выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова «Бородино».

Уроки 22. М.Лермонтов «Бородино»

Текст к уроку.

М.Лермонтов «Бородино».

(1) - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(2) - Да, были люди в наше время.

Не то, что нынышнее1 племя2:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

(3) Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры,

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

(4) И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут3.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(5) Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

( 6)Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день

Повсюду стали слышны речи?

"Пора добраться до картечи!4"

И вот на поле грозной сечи5

Ночная пала тень.

(7) Прилег вздремнуть я у лафета6,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак7 открытый:

Кто кивер8 чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

(8) И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом9:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом10,

Он спит в земле сырой.

(9) И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

(10) Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи.

И всё на наш редут.

Уланы11 с пестрыми значками,

Драгуны12 с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

(11) Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь13 визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

(12) Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

(13) Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны –

И отступили бусурманы14.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

14) Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Акцентное вычитывание лироэпического текста

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

У. У нас стало традицией возвращаться к одному и тому же тексту неоднократно. Вот и теперь вы еще раз почитаете известное уже вам стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» и, может быть, вы откроете для себя что-то новое в этом тексте. Вы помните, что в этом произведении Лермонтов обратился к событиям Отечественной войны 1812 года. Написал он это произведение в 1837 году, в возрасте 23 лет (годы жизни Лермонтова 1814-1841).

Далее учитель сам читает стихотворение и задает детям вопросы по поводу отраженной в нем исторической ситуации:

1. О какой войне идет речь? Что это была за война? Кто и против кого воевал?

2. Почему эта война носит название «Отечественная»?

3. Почему Кутузов отступал до самой Москвы?

4. Почему Кутузов решил сдать Москву, несмотря на то, что его обвиняли в отсутствии патриотизма?

5. Почему он все-таки решил дать Бородинское сражение?

6. Почему же, несмотря на то, что Москва была сдана, Бородинская битва имеет такое значение до сих пор?

После опроса начинается работа с текстом.

У. Какой рассказчик в этом произведении?

Д. Здесь диалог. Один спрашивает, а другой отвечает.

У. Это действительно разговор? Появляется ли еще раз спрашивающий?

Д. Нет. Он только в самом начале задает вопрос, а дальше - монолог рассказчика.

У. И кто же этот рассказчик?

Д. Старый солдат, «дядя», участник Бородинской битвы.

У. Рассказчик и Лермонтов - одно и то же лицо?

Д. Нет. Лермонтов тогда еще не родился. Он как автор придумал себе рассказчика-солдата.

У. Видимо, для Лермонтова важно было, чтобы очевидец, участник событий рассказывал о том, что было до рождения самого Лермонтова, но о чем знает и помнит вся Россия - о «дне Бородина».

Строфа 1

У. Кто говорит?

Д. Какой-то молодой человек, он называет старого солдата «дядей».

У. Может быть, это молодой солдат, может быть, родственник - неизвестно. Но что он хочет узнать, что ему неясно?

Д. Он удивляется: Москву сдали после Бородинской битвы, а тогда почему же "помнит вся Россия про день Бородина"?

У. И дважды повторяет «недаром» - недаром Москва отдана, недаром помнят про Бородино. Что это за битва такая?

Строфа 2

У. Почему рассказчик начинает свой ответ не с описания боя, а с характеристики людей?

Д. Ему важно было показать, какие удивительные люди сражались с французами.

Строфа 3

У. Какое настроение было у солдат во время отступления?

Д. Им «досадно было, боя ждали, ворчали старики» - это нетерпеливое ожидание боя.

У. И старые солдаты не могут понять тактику Кутузова - почему отступаем, уже вся Россия отдана французам, уже Москва рядом. Неужели и Москву отдадим?

Строфы 4 и 5

У. В каких войсках служил рассказчик?

Д. Он артиллерист – «забил заряд в пушку».

У. И какое у него настроение перед битвой?

Д. Нетерпение, готовность к подвигу – «Мы пойдем ломить стеною», «ж постоим мы головою».

У. И повторяет «уж» «ж»- ему не терпится отомстить французам. Он относится к ним насмешливо («угощу я друга», «постой-ка, брат мусью»). Обратите внимание на простую речь солдата. Ведь солдаты - это вчерашние крестьяне, из них набиралась армия.

Строфы 6 и 7

У. Почему рассказчик удивляется, что прошли два дня, а бой не начинается? Все идет перестрелка, от которой нет толку?

Д. Он не понимает, почему тянут время.

У. А почему?

Д. ...

У. Размещение войска, строительство редутов (полевых укреплений) - все это требовало времени, а пока войска размещались - шла перестрелка. А всем хотелось скорее вступить в бой. Артиллеристам не терпелось «добраться до картечи» - пушечных снарядов. Ведь пушка у рассказчика давно готова.

А как ведут себя накануне боя русские и французы? Почему?

Д. Французы ликуют - они уже всю Россию завоевали, верят в победу. Русские серьезны, за ними - Москва, это очень ответственное сражение.

Строфы 8 и 9

У. Какую характеристику дает рассказчик полковнику?

Д. «Хват» - т.е. храбрый, «слуга царю», «отец солдатам», он рвется в бой и воодушевляет своих солдат.

Строфы 10 -12

У. Наконец солдаты дождались боя. Какое у них настроение?

Д. ...

У. Героическое. Вот он - долгожданный день. Умрем, но победим. Всем важно одно - победа. А как рисует рассказчик картину боя? В каком темпе нужно читать описание сражения?

Д. Быстро, ведь все «промелькнуло», «носились знамена», все смешалось.

У. Обратите внимание, сколько здесь специальных слов. «Уланы с пестрыми значками» - это легкая кавалерия с особыми знаками на пиках. «Драгуны с конскими хвостами» - на головном уборе драгуна был конский хвост. Все они побывали на редуте, возле пушки рассказчика.

А почему Лермонтов употребляет такие слова?

Д. ...

У. Во-первых, это говорит солдат - для него это слова родные, понятные - это его жизнь, его профессия. Во-вторых, Лермонтову важно было подчеркнуть историческую подлинность события, такие детали помогают автору передать колорит эпохи.

А как Лермонтов показывает, что бой был трудный, тяжелый?

Д. «Рука бойцов колоть устала», «гора кровавых тел», «Земля тряслась - как наши груди, / Смешались в кучу кони, люди, / И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...»

Строфы 13 и 14

У. А какое настроение у рассказчика в 13-й строфе?

Д. Скорбное – «Тогда считать мы стали раны, / Товарищей считать». И героическое – «были все готовы / Заутра бой затеять новый».

У. Все как один готовы! Рассказчик все время подчеркивает единство всего войска, поднявшегося на защиту Отечества. Недаром война и получила название Отечественной. Бой был тяжелый, однако все как один были готовы умереть под Москвой, но не пустить дальше французов. Несмотря на тяжелые потери, все были готовы продолжить бой завтра. Но ночью произошел знаменитый совет в Филях, на котором Кутузов настоял на необходимости сдать Москву, не принимать больше боя и тем спасти армию для будущей победы. Что и случилось: французы суровой зимой бежали из опустевшей и негостеприимной Москвы, началось отступление, а русская армия шла следом, преследовала и гнала захватчиков вплоть до Парижа. Но сам Кутузов до победы не дожил.

А теперь сравните вторую и последнюю строфы. Зачем автору понадобился повтор? С одинаковым ли настроением надо читать эти строфы и почему?

Д. ...

Итог обсуждения. Повтором автор подчеркивает сравнение людей того времени и нового поколения: те были «богатыри», «могучее, лихое племя», а нынешние - не такие.

Во второй строфе Лермонтов сильнее подчеркивает противопоставление: «не то, что нынешнее племя» - здесь и раздумье, и восхищение, и торжественно-скорбное воспоминание, и упрек нынешнему племени. В последней строфе усиливаются оценки героев Бородина – «могучее, лихое племя». Здесь сильнее звучит гордость и скорбь.

У. Обычно, начиная вычитывание текста, мы определяем род произведения. Для чего?

Д. Чтобы ориентироваться на задачу рода.

У. Но вот сейчас этот вопрос мы не обсуждали. Почему, как вы думаете?

Д. Наверное, потому, что род этого произведения трудно определить. Здесь есть черты лирики и черты эпоса. В учебнике стихотворение помещено в раздел «лироэпические жанры».

У. Докажите текстом, что действительно в тексте наличествуют черты и того и другого рода.

Итог обсуждения. Картина жизни, с одной стороны, повествует о действиях героев. Это – эпическое начало. И хотя картина боя, действия героев важны, но важнее выражение чувств и оценок рассказчика, противопоставление «богатырей» нынешнему поколению. Это – лирическое начало.

Значение лирического начала поэт подчеркивает разными способами. Его лирический рассказчик начинает не с описания боя, а с характеристики «богатырей». В конце стихотворения лирический герой повторяет вторую строфу. И не просто повторяет, но усиливает свое отношение к людям своего времени, добавляя к слову «богатыри» слова «могучее, лихое племя».

Такие произведения с усиленным лирическим началом ученые относят к лироэпическим жанрам.

Дети записывают под схемой № 14: «Лироэпические жанры сочетают в себе особенности лирики и эпоса. В них усилено лирическое начало».

В конце урока - чтение наизусть строф из стихотворения. Дети должны попытаться выразить и передать все те настроения, которые были вычитаны ими на уроке.

Задание на дом. Прочитать стихотворение Н.Некрасова «Крестьянские дети» и выучить наизусть отрывок 8.

  1. Урок 22

    Урок
    Jill: Hi! I am Jill. I haven’t got a room of my own. I share it with my brother. Our room is nice and big. There are two desks next to the window. There is a computer on Jim’s desk.
  2. Уроки литературы в 9 классе коррекционно-развивающего обучения

    Урок
    Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рож­дественские обряды.
  3. Урок № вокальна музика

    Урок
    Урок № 1. ВОКАЛЬНА МУЗИКА Вступ. Бесіда про вокальну музику Музика – це справжнє мистецтво! Однак є й інші види мистецтва. Наприклад, живопис чи література.
  4. Урок Нумерация. Счет предметов. Разряды

    Урок
    Три девочки - Мария Катя и Иванка - одеты в платья разных цветов -синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не бе­лое и не жёлтое.
  5. Урок № музика мого народу (вступний урок до теми)

    Урок
    Урок № 1. МУЗИКА МОГО НАРОДУ (ВСТУПНИЙ УРОК ДО ТЕМИ) Вступ Літо, канікули, ліс, море, річка … Приємні зустрічі, спогади… Як їх багато! Скрізь, де б ви не відпочивали, що б не робили, вашою постійною супутницею була музика.
  6. Урок №1. Тема: «Введение в информатику»

    Урок
    Урок №1.Тема: «Введение в информатику».Цели урока:- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки,
  7. Урок №1 Тема: Види мистецтва та специфіка їх художньо-образної мови. Мистецтво основа художньої культури. Світ людини й образ світу в мистецьких шедеврах

    Урок
    Мета: Ознайомити із структурними компонентами культури, особливостями курсу «Художня культура»; дати поняття про специфіку та засоби художньої мови і виразності різних видів мистецтва; формувати інтерес до аналізу-інтерпретації художніх
  8. Урока Тема и содержание урока

    Урок
  9. Урок Тема урока: подземные воды

    Урок
    Текст учебника, рисунок 5.2, словарь, текст «Геофокус», рисунок «Артезианский источник», «Гейзеры», видеоролик «Артезианский источник», атлас стр. 15 – Большой артезианский бассейн в Австралии,

Другие похожие документы..