Уроки 22 27

Части IV-VI

Вопросы для проверки домашнего чтения:

1. Почему Жилин стал торопить Костылина с побегом? («татары теперь злые - за то, что ихнего русские убили. Поговаривают - нас убить хотят»)

2. Как стали вести себя беглецы, когда они сбили ноги? (Жилин терпит, а Костылин ноет).

3. Почему Жилин не бросил Костылина? («не годится товарища бросать»)

4. Как стали относиться татары к пленникам после побега? (жестоко били палками, камнями, в яму посадили)

5. Почему Жилин кричал: «Братцы, выручай!» (потому что татары могли его перехватить).

Схема сюжета рассказа

Завязка - предложение Костылина и согласие Жилина поехать одним; плен.

Первая вершина - первый побег.

Вторая вершина - второй побег.

Развязка - спасение Жилина.

Акцентное вычитывание текста

Часть IV

У. Как ведут себя пленные?

Д. Жилин пытается найти дорогу, чтобы бежать, а Костылин бездействует.

У. А накануне побега?

Д. Костылин «заробел». - опять рассказчик употребляет просторечие. Жилин реально оценивает ситуацию - надо бежать, а то убьют, а Костылин не очень хочет: «подумал, подумал: «Ну, пойдем». Он не сразу решается.

Часть V

У. На чьей стороне симпатии рассказчика? Найдите места в тексте, подтверждающие ваше мнение.

Д. Жилин заранее собаку приучил, чтобы не лаяла - предусмотрительный.

Костылин говорит: «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги в крови все» - он не выносит трудностей.

Жилин: «Э, брат, заживут, ты легче прыгай».

Костылин отстает и охает, а Жилин – «шикнет-шикнет на него, а сам все идет».

Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху. А Жилин смеется...» - храбрый, сообразительный в отличие от другого героя.

У. Когда Костылин «расслаб», что решил Жилин?

Д. «Бросить товарища не годится» и понес его, хотя было очень тяжело.

У. О какой черте характера это говорит?

Д. О чувстве товарищества.

У. Найдите место в тексте, где он еще раз отказался бросить Костылина.

Д. «Иди один, Жилин...» - «Нет, не пойду: не годится товарища бросать».

Часть VI

У. Как же стали они жить после неудачного побега? Найдите это место в тексте.

Д. «Житье им стало совсем дурное...»

У. И как теперь ведут себя герои?

Д. «Костылин совсем разболелся... и все стонет и спит». А Жилин сначала «приуныл», а потом решил подкоп делать, а когда пригрозили убить, решил попросить Дину помочь.

У. Как ведет себя Дина и как относится к ней рассказчик?

Д. Она помогает Жилину бежать. Рассказчику она нравится. Он говорит о ней: «Глазенки так и блестят, как звездочки...»; «Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеется»; «Да ручонки тонкие, как прутики»; «Бросила камень, заплакала». А когда Жилин собрался уходить – «Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает».

У. А о чем говорит то, что Жилин просит Дину снести шест на место?

Д. Заботливый - боится за Дину, оберегает ее .

У. Предусмотрительный. А в этом абзаце чья речь? Чья точка зрения? (от: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...»)

Д. Говорит рассказчик, но здесь «плавающая точка зрения»: «только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет». Так думает сам Жилин.

У. Обратите внимание: в тексте чаще точка зрения переплывает от рассказчика к кому из героев?

Д. К Жилину.

У. Верно. Мы видим где-нибудь события глазами Дины? Костылина?

Д. Нет.

У. Толстой хоть и дал нам рассказчика-повествователя, а все-таки стремится как можно больше событий описать с точки зрения Жилина. Почему?

Д. Рассказчику ближе всего Жилин, его судьба. Жилин как бы выходит на первое место - все его чувства и переживания удается раскрыть... И рассказ назвал Толстой «Кавказский пленник»: хотя пленников было два, но Жилин для Толстого – главный герой.

У. Попробуйте теперь сделать некоторые выводы о рассказчике и героях Толстого.

Обобщите ваши представления о рассказчике и его особенностях.

Д. ...

У. Рассказчик: хорошо знает жизнь русских солдат; сам он, видимо, простой солдат, для него Жилин – барин, "Плавающая точка зрения" позволяет увидеть многие события глазами Жилина.

Внутренний мир Жилина и Костылина. Сравнительная характеристика.

У. А теперь обобщим ваши представления о внутреннем мире главных героев – Жилина и Костылина. Вы уже давно знаете, что главная задача автора художественного произведения – раскрыть внутренний мир героя, его душевные качества. И в прошлом учебном году вы систематизировали свои знания о том, какие именно душевные качества составляют внутренний мир героя. Откройте в тетрадях по литературе схему 13.

Задание 35.

Напишите, какими душевными качествами обладали Жилин и Костылин.

Внутренний мир

Жилин

Костылин

Ум

воля

чувства

настроения

Дети «прочитывают» схему.

У. А теперь давайте запишем и сравним душевные качества Жилина и Костылина.

Далее дети называют душевные качества Жилина и Костылина, доказывают свое мнение текстом. Учитель на доске, а дети в своих тетрадях записывают выделенные качества У. Сравнивая характеры Жилина и Костылина можно сравнить силу их характеров. Что такое сильный характер?

Д. ...

У. У кого из героев он сильный и почему?

Д. Сильный характер у Жилина. Он действует вопреки обстоятельствам, не сдается.

У. Вспомните Дину. У Дины сильный характер или нет? У ребенка может быть сильный характер?

Д. ...

Задание на дом. Каждый ученик должен написать два сочинения:

1. «За моим окном, когда мне грустно».

2. «За моим окном, когда мне весело».

Урок 27. «За моим окном»

Обсуждение сочинений

Я смотрю в окно...

Из сочинений

У. Сегодня мы займемся обсуждением ваших сочинений. Какая была задача?

Д. Написать два сочинения на тему «За моим окном». Одно – «когда мне грустно», другое – «когда мне весело».

У. И главное - за окном одна и та же картина, но у рассказчика разные настроения. А в какой журнал вы писали эти сочинения?

Миша. В художественный журнал.

Аня. В журнал «Размышления о жизни».

У. В сочинении надо было описать картину и выразить свое настроение. Если бы это было «размышление», то задача была бы иная: разобраться, почему одно и то же я вижу по-разному при разном настроении? Так что лучшие работы должны войти в журнал художественного творчества.

А теперь почитаем ваши сочинения. Подумайте о том, что получилось.

Сочинение 1

Когда я смотрю в окно и мне грустно, потому что на улице пасмурно, когда идет проливной дождь, холодно, все небо заволокло серыми тучами, и солнышко совсем не светит, и так скучно на улице, и даже все время хочется гулять, а сейчас даже не хочется гулять. Когда пасмурно - всем грустно.

Когда я смотрю в окно и мне весело, потому что на улице светит солнышко, побрызгивает маленький грибной дождик. Небо совсем голубое и всем хочется гулять.

У. Что вы можете сказать об этой работе? Выполнил ли автор задачу - описать одну и ту же картину, но с разным настроением?

Д. Нет. Картины разные: одна про «дождь» - и поэтому рассказчику грустно; другая про «солнце» - и поэтому рассказчику весело.

У. А когда пасмурно - всем грустно?

Д. Совсем не обязательно.

У. Так что автор не справился с задачей, и такая работа не может войти в журнал. Послушайте еще одно сочинение.

Сочинение 2

Когда я смотрю в окно на улицу и идет дождь, у меня плохое настроение, мне грустно, мне не хочется ни играть, ни смотреть телевизор. И я представляю себе холодный ноябрь. Я вижу людей, которые идут с работы, вижу траву, которая как бы грустит под дождем, вижу и голубей, которые, нахохлившись, сидят напротив меня на крыше дома. И мне грустно.

А иногда, когда я смотрю в окно и идет дождь, то у меня хорошее настроение, мне весело. Мне кажется, что это не осенний холодный дождь, а весенняя капель, что поют птицы, зеленеет трава, и мне весело.

У. Что вы думаете об этой работе? Как оцените ее?

Д. ...

Итог обсуждения. Автор не сумел увидеть в одной и той же картине и веселое и грустное. Поэтому его рассказчик при веселом настроении не может увидеть ничего веселого в дождливой погоде и вынужден изменить картину: ему кажется, что поют птицы, что это весна, а не осень.

Сочинение 3

Я смотрю в окно, и мне очень грустно, потому что мне поставили двойку. Вон облака плывут, им, наверно, тоже грустно, а деревья листиками грустно трепещут. Все за окном грустное и мрачное. Птички грустные, и травка грустно-зеленая. За моим окном грустное настроение.

Мне очень весело, я смотрю в окно. Я вижу веселые облака которые танцуют по небу. Я вижу очень веселые деревья, которые от радости трепещут листиками, очень веселых мальчишек. У всего, что я вижу за окном, - очень веселое настроение.

Д. Автор описывает одну и ту же картину: деревья, птички, облака.

Когда рассказчику грустно - деревья листиками грустно трепещут, облакам грустно, травка грустно-зеленая. Когда рассказчику весело - деревья веселые, облака танцуют, мальчишки веселые.

У. Итак, автор последнего сочинения сумел увидеть одну и ту же картину глазами грустного и веселого рассказчика.

Но вы не забыли тему сочинения – «За моим окном»? А можно ли сказать, что рассказчик действительно наблюдал что-то именно из своего окна, что он видел именно то, что есть у него во дворе?

Д. ...

Итог обсуждения. Все три сочинения объединяет бедность наблюдений - у всех «общие места», птички, облака, дождик, солнышко. Когда пасмурно - всем грустно, а когда небо голубое, трава зеленая, птицы поют - весело. Конкретная картина отсутствует. Какие птицы? Какие деревья? Какие мальчишки? Чем вид из моего окна отличается от того, что видно другим?

Как видите, работа оказалась очень сложной. И хотя третий автор сумел передать разное настроение рассказчика, но самой картины, которая видна из неповторимого окна, мы не увидели.

Сочинение 4

У нас за окном на первом плане стройка, на втором - красивый дом. Когда мне грустно, то я не замечаю красивый дом, а вижу только стройку, и мне кажется, что я нахожусь в оккупированном Минске и что того гляди меня расстреляют. За моим окном все в тумане. За окном часто пожары - там где дома рушат. И мне кажется, что это идет борьба за Минск. И мне становится так грустно, что хочется плакать.

Когда мне весело, я не замечают стройки, а вижу только красивый дом. Мне кажется, что я в королевском дворце. И что вокруг меня придворные дамы, а на троне сидит король. И мне становится так весело, что хочется петь и танцевать. А еще больше мне хочется вылететь из окна и полететь к тому дому и участвовать в балу.

Итог обсуждения. Рассказчик смотрит в свое собственное окно, и даже выбирает те фрагменты картины, которые более соответствуют его настроению, - красивый дом, когда ему весело, и стройка, - когда ему грустно.

Но глубже всмотреться в картину рассказчику не удается - и он начинает фантазировать. Фантазия про Минск может показаться необоснованной. Слишком уж серьезное дело - война. Но важно, что автору удается передать оба настроения рассказчика.

Сочинение 5

Вон дождик идет, идет, идет.

Листья желтые, и мокрые, но красивые. Вон старушка идет, не везет же людям. А вообще, не везет-то почему? А-а! Мне от этого не легче. Вон синие "жигули" стоят все мокрые, ржавые. Вон липа растет. А ей и не взбрело в голову, что на свете есть двойки. В грустные минуты только у окна сидеть. А вон домик в готическом стиле. А я там был, было лето. Я ел мороженое и шел в кино. Правда, сейчас осень... А мне еще математику делать. Деревьям плохо под дождем, как и мне. Недавно тут рос вяз. Срубили беднягу. И все тут такое унылое.

Дождик идет, зато я в Крым уезжаю. А вон старушка идет, бедная, она в Крым не едет. А вот между тучками луч солнца. Какие красивые дали с крышами домов. Ай, я в Крым опаздываю.

Итог обсуждения. Рассказчик в этом сочинении действительно смотрит в свое окно. Он видит много конкретных деталей: старушку, синие, мокрые и ржавые "жигули", домик в готическом стиле и не деревья «вообще», а липу, вяз. И вся эта наблюдаемая картина очень тонко окрашена настроением грусти. И даже летние воспоминания - все это создает определенное настроение.

А вот со второй задачей автору справиться не удалось. Чтобы получилось у рассказчика веселое настроение, он придумал Крым, а еще и луч солнца через дождь. Чувствуется ли здесь радостное настроение? Как влияет оно на видение героя? Заметно ли это?

Сочинение 6

Папы нету. Мамы нету. Грустно. Я одна, одна, наедине с тишиной. Я не хочу читать и играть тоже не хочу. Что мне делать? Я села у окна и думаю. Ай, ай, как же мне скучно! Вот едет машина и бибикает, а вот бабка идет, молоко несет, а как хорошо было бы в школе с ребятами, но вот уже скоро Новый год.

Вот уж на небе темно стало, появились звезды, одна мерцает и движется по небу - это искусственный спутник. Я с интересом стала наблюдать за небом. Звезды мерцали, переливались. Я совсем забыла, что одна и повеселела, увидев звезды. Я увидела созвездие Большой Медведицы. Но мои мечты прервал звонок в дверь. Это были мама и папа.

Итог обсуждения. В этом сочинении выражена перемена настроения - от грустного - плохо одной, к веселому - рассказчик с интересом наблюдает за звездами.

У. Автор использовал своеобразный ход - процесс разглядывания звездного неба увлек рассказчика и изменил его настроение.

Итак, казалось бы легко - посмотреть за окно грустным или веселым взглядом. А на деле это оказалось трудной задачей.

Трудно наблюдать именно из своего окна, видеть свою картину. Выразить разное настроение рассказчика при описании одной и той же картины.

Обе эти задачи в полной мере никто из вас решить не смог, но есть ряд удачных работ, в которых что-то получилось. Они и вошли в журнал.

А теперь подумайте, почему вам трудно было писать про то, что за вашим собственным окном, и наблюдательны ли вы вообще? Вспомните, что видно из окна школьного коридора?

Д. Двор. Гараж. Домик. Площадка...

У. А теперь подумайте, все ли детали этой картины вам понадобятся для выражения обоих настроений? Или какие-то лучше употребить только для радостного настроения, а какие-то только для грустного?

Д. ...

1 Нынешнее – настоящее.

2 Племя – здесь: люди, поколение людей.

3 Редут – укрепление.

4 Картечь –снаряд.

5 Сеча – сражение.

6 Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия для стрельбы.

7 Бивак – привал.

8 Кивер – военный головной убор.

9 Хват – молодец, удалец, храбрец.

10 Булат – сталь; здесь – стальное оружие.

11 Уланы – вид легкой конницы, вооруженной пиками.

12 Драгуны – вид кавалерии, которая для ведения боя спешивается

13 Картечь – снаряд.

14 Бусурман, басурман – нехристианин, иногда всякий неправославный, всякий иноземец и иноверец в неприязненном значении.

15 Вирши – стихи.

16 Лудильщик – тот, кто лудить посуду, покрывает ее расплавленным оловом.

17 Шерстобит – тот, кто бьет, трепля пушит шерсть.

18 Лава - мостик

19 Пожня – покос, травное место, луг.

20 Содом – беспорядок, шум, суматоха.

21 Жатва – 1. Уборка хлебных злаков путем срезывания их стеблей под корень. 2. Собранный урожай хлебов.

22 Серп – полукруглый мелко зазубренный нож.

23 Сноп – связка сжатых стеблей с колосьями.

24 Рига –сарай для сушки снопов и молотьбы.

25 Застить – заслонять.

26 Дать стречка, дать стрекача – улизнуть, убежать.

27 Дупель – болотный бекас (птица).

28 Чалма – мужской головной убор, состоящий из материи, обмотанной вокруг тюбетейки, фески или другой шапочки.

  1. Урок 22

    Урок
    Jill: Hi! I am Jill. I haven’t got a room of my own. I share it with my brother. Our room is nice and big. There are two desks next to the window. There is a computer on Jim’s desk.
  2. Уроки литературы в 9 классе коррекционно-развивающего обучения

    Урок
    Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рож­дественские обряды.
  3. Урок № вокальна музика

    Урок
    Урок № 1. ВОКАЛЬНА МУЗИКА Вступ. Бесіда про вокальну музику Музика – це справжнє мистецтво! Однак є й інші види мистецтва. Наприклад, живопис чи література.
  4. Урок Нумерация. Счет предметов. Разряды

    Урок
    Три девочки - Мария Катя и Иванка - одеты в платья разных цветов -синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не бе­лое и не жёлтое.
  5. Урок № музика мого народу (вступний урок до теми)

    Урок
    Урок № 1. МУЗИКА МОГО НАРОДУ (ВСТУПНИЙ УРОК ДО ТЕМИ) Вступ Літо, канікули, ліс, море, річка … Приємні зустрічі, спогади… Як їх багато! Скрізь, де б ви не відпочивали, що б не робили, вашою постійною супутницею була музика.
  6. Урок №1. Тема: «Введение в информатику»

    Урок
    Урок №1.Тема: «Введение в информатику».Цели урока:- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки,
  7. Урок №1 Тема: Види мистецтва та специфіка їх художньо-образної мови. Мистецтво основа художньої культури. Світ людини й образ світу в мистецьких шедеврах

    Урок
    Мета: Ознайомити із структурними компонентами культури, особливостями курсу «Художня культура»; дати поняття про специфіку та засоби художньої мови і виразності різних видів мистецтва; формувати інтерес до аналізу-інтерпретації художніх
  8. Урока Тема и содержание урока

    Урок
  9. Урок Тема урока: подземные воды

    Урок
    Текст учебника, рисунок 5.2, словарь, текст «Геофокус», рисунок «Артезианский источник», «Гейзеры», видеоролик «Артезианский источник», атлас стр. 15 – Большой артезианский бассейн в Австралии,

Другие похожие документы..