Уроки 22 27

Части I-III

Письменная проверка домашнего чтения:

1. О каких военных событиях идет речь в рассказе: кто, с кем и когда воевал?

2. Каковы особенности рассказчика?

3. Почему Жилин так написал письмо, чтобы оно не дошло?

4. Как вели себя в плену Жилин и Костылин?

5. Как горцы стали относиться к Жилину?

У. Писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) служил на Кавказе в 1851-54 гг. Рассказ был написан им в 1872 г. В рассказе описываются события войны на Кавказе между русскими и горцами, которые в рассказе называются «татарами».На Кавказе живет много разных народов: чеченцы, черкесы, грузины, армяне, азербайджанцы и многие, многие другие. Нет только татар. Но во времена Толстого по традиции народы, которые, в отличие от русского, не были христианами, а исповедывали ислам, именовались «татарами», хотя это и неточно. Будем называть их «горцы».

Почему же началась эта война? Царская Россия, Крымско-Татарское ханство, Турция и Иран - все эти государства хотели завоевать Кавказ, его природные богатства, выходы к Черному морю.

Христианские народы – армяне и грузины – испокон века искали защиты от Турции и Ирана у России. А вот мусульманские народы, наоборот, отчаянно сопротивлялись владычеству России.

Кавказские войны с горцами начались еще при Петре I - более 250 лет назад, и военные действия, если вычесть мирное время, тянулись в общей сложности более 150 лет. В конце концов Россия окончательно покорила Кавказ. Чтобы закрепить за собой завоеванные территории, царское правительство занялось созданием военных поселений, переселяя на новые земли казаков.

В одной из таких войн с горцами в 1851-54 годах и принимал участие в качестве офицера Лев Толстой. Он видел все трудности этой войны как для простых русских людей, так и для горцев. Люди, жившие своей мирной жизнью, теперь должны были убивать друг друга: одни по воле царского правительства, другие - защищая свою родину. Очень сложная ситуация для русского писателя, человека, который всю жизнь призывал людей любить и понимать друг друга.

Впечатления от этой войны и легли в основу написанного в 1872 г. рассказа «Кавказский пленник».

Как вы думаете, почему Толстой называет свой рассказ «былью»?

Д. Потому что так было на самом деле.

У. В основе рассказа лежит действительный случай, когда горцы напали на пятерых русских офицеров. Но это уже совсем другая история. Был ли среди них именно Жилин? И вообще, был ли такой человек на самом деле? А если даже и был, мог ли знать писатель, что тот думает, что чувствует? Мог ли Толстой видеть все события жизни Жилина в плену до мельчайших подробностей? Или здесь есть доля писательского вымысла?

Д. Конечно, есть вымысел.

У. Мы имеем дело не с публицистикой (журналист дает хронику событий, описывает, что и какбыло). А вот автор художественного произведения использует не только факты, но и вымысел.

Попробуем понять этот рассказ, понять точку зрения рассказчика на сложные отношения русских и горцев.

Акцентное вычитывание текста.

У. Какой же здесь рассказчик?

Д. Рассказчик-повествователь – он в событиях не участвует.

У. Обычно РП очень близок автору. А здесь? Толстой был офицером. Мог бы он назвать другого офицера «барином»?

Д. Скорее всего нет. Так мог бы назвать офицера простой человек – солдат.

У. Обратите внимание на речь рассказчика. Кто употребляет в своей речи такие слова, как «полюбится», «заместо того», «раздумался», «примечать дорогу», «по-ихнему»...

Д. Это простая речь, много просторечий. Значит, здесь особенный рассказчик, не похожий на образованного человека, такого, как сам Толстой.

У. А почему Толстой выбрал именно такого рассказчика?

Д. ...

У. Ко времени создания этого рассказа Толстой уже выработал свой особый взгляд на назначение искусства. Он утверждал, что оно не должно обслуживать только привилегированные классы, отражать жизнь лишь высших сословий. Писатель считал, что искусство должно быть обращено к простому народу, понятно и доступно ему. Эти свои убеждения он и пытался воплотить в своем творчестве. Одной из таких попыток, видимо, и был рассказ «Кавказский пленник». В нем Толстой создал образ особого рассказчика – человека из народа, простого, не очень образованного, скорее всего – солдата.

Есть ли еще какие-то особенности у нашего рассказчика? Например, вот в таком отрывке – чья точка зрения представлена? Кто ведет повествование?

«Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит... Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя».

Д. Здесь «плавающая точка зрения», потому что здесь сливаются две точки зрения – героя и рассказчика.

У. Очень интересный рассказчик. Вот и посмотрим, как он относится к своим героям и как дает нам это почувствовать.

Часть I.

У. Кто же предложил ехать одним?

Д. Костылин.

У. А как ведет себя Жилин?

Д. Сначала раздумывает, а потом предлагает посмотреть - нет ли татар.

У. Так что же, Жилин - трус?

Д. Нет, Жилин осторожный, он раздумывает, планирует.

У. А Костылин какой? Есть ли здесь слова, которые выражают отношение рассказчика к Костылину?

Д. Рассказчик говорит про него: «грузный, толстый, весь красный,а пот с него так и льет». И ехать хочет один потому, что есть хочется, да и жара.

У. То есть он скорее безрассудный, действует по собственному капризу: жарко ему, есть хочется. Да ирассказчик, симпатизирующий герою, наверно, не будет говорить: «толстый, весь красный».

Как ведут себя в сцене погони Жилин и Костылин? Как через их поступки раскрываются свойства их ума и черты характера? Как оценивает рассказчик внутренний мир своих героев?

Д. «А Костылин заместо того, чтобы подождать, только видал татар - закатился что есть духу к крепости». Он трус, и рассказчик его осуждает за это.

У. И еще добавляет: «Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит». Рассказчик презирает Костылина.

Д. А Жилин думает: «не дамся живой». Он храбрый и рассказчику нравится: «...хоть невелик ростом, а удал был».

У. Вернемся еще раз к абзацу с «плавающей точкой зрения». Что вы можете сказать о Жилине, перечитав этот абзац?

«Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит... Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя».

Д. Жилин не сдается: чуть живой, а хочет «примечать дорогу». Рассказчик сочувствует Жилину.

Часть II

У. «Почти всю ночь не спал Жилин. Ночи короткие были. Видит - в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть.

Видна ему из щелки дорога - под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее. Собака черная лежит на пороге, коза с козлятами ходит - хвостиками подергивают. Видит - из-под горы идет татарка молоденькая, в рубахе цветной...» Это с чьей точки зрения описывается?

Д. Здесь опять «плавающая точка зрения».

У. А как рассказчик относится к татарам, к Дине? Так же, как Жилин?

Д. Да, ему тоже интересно - как они живут, он этого никогда не видел. Дина ему нравится – «...тоненькая, худенькая», «глаза черные, светлые и лицом красивая». «Как она прыгнет прочь, как коза дикая».

У. И дом, в который привели Жилина, рассказчику нравится: «Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. К передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток...»

Жилин попал в сложное положение. По обычаю горцев было три возможности для пленника: быть убитым, стать рабом или дать выкуп.

Как же характеризует Жилина сцена торга? Может быть, он жадный?

Д. Нет, у него нет денег, ему мать жалко. Он храбрый: «робеть, то хуже». И говорит храбро: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки же не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

У. А Костылин?

Д. А Костылин, как говорит один татарин, «смирный»: написал письмо.

Часть III

У. Как же характеризует героев их поведение в плену?

Д. «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит».

У. А Жилин?

Д. А Жилин все время думал как сбежать: «все высматривает, выпытывает». И при этом работает. «А Жилин на всякое рукоделье мастер был.» Куклы лепил, колесо водяное сделал, часы починил. Он трудолюбивый, умный. Он нравится рассказчику.

У. Итак, Лев Толстой показывает, что Жилин и Костылин абсолютно разные люди. Он рисует контрастные характеры.

Жилин явно симпатичен рассказчику. Простому человеку близок этот небогатый барин, умный, сметливый, трудолюбивый.

А как татары относились к Жилину?

Д. Один даже восхитился его храбростью, назвал его «джигит». Татары относились к Жилину по-разному: «которые татары привыкли к нему», «а которые всё как на зверя косятся».

У. Почему «как на зверя»?

Д. Он же враг. В бою они друг друга не жалели.

У. Да. И Толстой нам показывает эту сложную ситуацию: в мирное время Жилин и татары нашли бы общий язык, они видят друг в друге хорошие стороны, но война есть война.

Урок заканчивается проверкой выполнения задания 34 в тетради по литературе № 2.

Задание 34.

Подчеркните в данном ниже отрывке из рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник» слова, выражающие отношение к старику рассказчика (красным цветом), Жилина (зеленым цветом), хозяина (синим цветом). Напиши, как же все они относятся к старику? Как относишься к нему ты?

Был еще у них старик. Жил он не в ауле, а приходил из-под горы. Видал его Жилин, только когда он в мечеть приходил богу молиться. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, бородка и усы подстрижены - белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич; нос крючком, как у ястреба. А глаза серые, злые, и зубов нет - только два клыка. Идет, бывало, в чалме28 своей, костылем подпирается, как волк озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернется.

Пошел раз Жилин под гору - посмотреть, где живет старик. Сошел по дорожке, видит – садик, ограда каменная, из-за ограды - черешни, шепталы и избушка с плоской крышей. Подошел он поближе; видит – ульи стоят, плетенные из соломы, и пчелы летают, гудят. И старик стоит на коленочках, что-то хлопочет у улья. Поднялся Жилин повыше посмотреть и загремел колодкой. Старик оглянулся – как визгнет, выхватил из-за пояса пистолет, в Жилина выпалил. Чуть успел он за камень притулиться.

Пришел старик к хозяину жаловаться. Позвал хозяин Жилина, сам смеется и спрашивает:

- Зачем ты к старику ходил?

- Я, - говорит, - ему худого не сделал. Я хотел посмотреть, как он живет.

Передал хозяин. А старик злится, шипит, что-то лопочет, клыки свои выставил, махает руками на Жилина.

Жилин не понял всего, но понял, что старик велит хозяину убить русских, а не держать их в ауле. Ушел старик.

Стал Жилин спрашивать хозяина, что это за старик? Хозяин и говорит:

- Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца; нашел там своего сына, сам убил его и бежал. С тех пор он бросил воевать, пошел в Мекку - богу молиться От этого у него чалма. Кто в Мекке был, тот называется хаджи и чалму надевает. Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить; да мне нельзя убить - я за тебя деньги заплатил; да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал. – Смеется. Сам приговаривает по-русски: - Твоя, Иван, хорош, - моя Абдул, хорош!

Задание на дом. Дочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» до конца (части 4-6). Сделать схему сюжета рассказа.

Урок 40

  1. Урок 22

    Урок
    Jill: Hi! I am Jill. I haven’t got a room of my own. I share it with my brother. Our room is nice and big. There are two desks next to the window. There is a computer on Jim’s desk.
  2. Уроки литературы в 9 классе коррекционно-развивающего обучения

    Урок
    Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рож­дественские обряды.
  3. Урок № вокальна музика

    Урок
    Урок № 1. ВОКАЛЬНА МУЗИКА Вступ. Бесіда про вокальну музику Музика – це справжнє мистецтво! Однак є й інші види мистецтва. Наприклад, живопис чи література.
  4. Урок Нумерация. Счет предметов. Разряды

    Урок
    Три девочки - Мария Катя и Иванка - одеты в платья разных цветов -синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не бе­лое и не жёлтое.
  5. Урок № музика мого народу (вступний урок до теми)

    Урок
    Урок № 1. МУЗИКА МОГО НАРОДУ (ВСТУПНИЙ УРОК ДО ТЕМИ) Вступ Літо, канікули, ліс, море, річка … Приємні зустрічі, спогади… Як їх багато! Скрізь, де б ви не відпочивали, що б не робили, вашою постійною супутницею була музика.
  6. Урок №1. Тема: «Введение в информатику»

    Урок
    Урок №1.Тема: «Введение в информатику».Цели урока:- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки,
  7. Урок №1 Тема: Види мистецтва та специфіка їх художньо-образної мови. Мистецтво основа художньої культури. Світ людини й образ світу в мистецьких шедеврах

    Урок
    Мета: Ознайомити із структурними компонентами культури, особливостями курсу «Художня культура»; дати поняття про специфіку та засоби художньої мови і виразності різних видів мистецтва; формувати інтерес до аналізу-інтерпретації художніх
  8. Урока Тема и содержание урока

    Урок
  9. Урок Тема урока: подземные воды

    Урок
    Текст учебника, рисунок 5.2, словарь, текст «Геофокус», рисунок «Артезианский источник», «Гейзеры», видеоролик «Артезианский источник», атлас стр. 15 – Большой артезианский бассейн в Австралии,

Другие похожие документы..