Уроки 22 27

Фингалушка скорчил серьезную мину,

Под сено пожитки мои закопал,

С особым стараньем припрятал дичину,

У ног моих лег – и сердито рычал.

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенств знакома была;

Он начал такие выкидывать штуки,

Что публика с места сойти не могла.

Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!

Командуют сами! – «Фингалка, умри!»

- Не зáсти25, Сергей! Не толкайся, Кузяха!

«Смотри – умирает - смотри!»

Я сам наслаждался, валяясь на сене,

Их шумным весельем. Вдруг стало темно

В сарае: так быстро темнеет на сцене,

Когда разразиться грозе суждено.

И точно: удар прогремел над сараем,

В сарай полилась дождевая река,

Актер залился оглушительным лаем,

А зрители дали стречка26!

Широкая дверь отперлась, заскрипела.

Ударилась в стену, опять заперлась.

Я выглянул: темная туча висела

Над нашим театром как раз.

Под крупным дождем ребятишки бежали

Босые к деревне своей...

Мы с верным Фингалом грозу переждали

И вышли искать дупелей27.

1861

Акцентное вычитывание лироэпического текста

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит, крестьянских детей...

Н.Некрасов

У. Сегодня вам предстоит поработать со стихотворением «Крестьянские дети»Николая Алексеевича Некрасова, написанным им в1861 г.(Годы жизни Некрасова(1821-1878.) С чего начинает вычитывание текста развитый читатель?

Д. С определения рода произведения и его задачи.

У. К лирике или к эпосы вы отнесете это произведение?

Д. Это лироэпический жанр, так как здесь сочетаются черты лирики и эпоса. Лирика - чувства и мысли лирического рассказчика. Эпос – эпизоды из жизни крестьянских детей и самого рассказчика.

У. Вы правы. Это стихотворение можно отнести к лироэпическим жанрам. В нем, как и в Лермонтовском «Бородино», большую роль играют переживания лирического рассказчика, его размышления о жизни крестьянских детей. В то же время он не только выражает свои чувства, но и изображает жизнь крестьянских детей.

Попробуйте теперь доказать это текстом. Это будет вам довольно трудно, так как произведение сложное. И главная сложность его именно в том, что оно - лироэпическое. Поэт разделил его на 10 частей, отделив части пробелами или линеечками

Часть 1.

У. Первая часть посвящена наблюдению рассказчика над детьми, заглядывающими в сарай. А можно ли эту часть разделить на более мелкие?

Д. Можно разделить ее еще на две части. Первая часть – описание чувств рассказчика-охотника, когда он проснулся в сарае и увидел в щель глаза ребят. Вторая часть – разговор ребят. Эта часть построена как диалог в драме.

У. Кто же рассказчик и какое у него настроение?

Д. Он охотник, он пишет стихи - вирши. Он приехал в деревню, ему здесь Ему хорошо и весело: «живется легко», «веселого солнца лучи".»

У. Как он относится к детям?

Д. Они ему нравятся. Он говорит об их глазах ласково – «глазки»; «В них столько покоя, свободы и ласки, / В них столько святой доброты!»; «Я детского глаза люблю выраженье».

У. Рассказчик сразу же открыто выражает свою симпатию к детям. Как и Андерсен в «Снежной королеве», рассказчик любуется детьми, восхищается их детскими качествами. Перед нами открытое выражение чувств лирического рассказчика.

Затем рассказчик передает разговор детей и, как вы верно отметили, делает это в форме характерного для драмы диалога. Почему?

Д. Рассказчик не видит детей, а только их слышит.

У. Что же вы можете сказать о детях? Ответьте на следующие вопросы:

Почему дети его разглядывают?

Как выглядит барин с точки зрения детей?

На что они обращают внимание?

Откуда ясно, что это крестьянские дети?

Что их удивляет?

Можно ли по речи определить характеры детей? (третий мальчик - трусишка: «Потише вы, черти!»; «(с испугом): Глядит!»;»"Прибьет...»)

Часть 2.

У. Вторая часть – испуг детей и «приговор» рассказчику. Почему Некрасов отделил испуг детей и их «приговор» от диалога?

Д. Потому что «шпионы» испугались, убежали, а потом снова явились – новая картинка.

У. Подумайте над вопросами:

Кто такой Гаврила?

Каков «приговор» детей?

Часть 3.

У. Что побудило автора отделить следующую часть?

Д. Здесь уже он начинает рассказ не про тех детей, которые заглядывали к нему в сарай, а про себя и других «милыхплутов», с которыми он «делывал» грибные набеги.

У. И когда он вернется к своим «шпионам»?

Д. Только в последней части: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

У. Какую пору своей жизни начинает вспоминать рассказчик в этой части? Он «делывал... грибные набеги» вместе с «Савосей» когда был ребенком или уже взрослым?

Д. Скорее всего он это делал, когда был ребенком. Но доказать текстом это трудно.

У. Действительно, трудно. Вот над чем здесь еще следует подумать:

Почему рассказчик часто завидует крестьянским детям?

О каком качестве детей говорит их интерес к рассказам и труду рабочих?

У. В этом отрывке преобладают черты лирики или эпоса?

Д. ...

Часть 4

У. Чему посвящена эта часть?

Д. Тому, что обычно делали дети, когда приходили домой после сбора грибов.

У. И что же они делали? Как к этому относится рассказчик? Завидует ли он этим занятиям детей?

Д. ...

У. Это эпическая часть или лирическая? Или то и другое?

Д. ...

Часть 5.

У. Но вот грибная пора отошла. Чем теперь занимаются дети?

Д. ...

У. По-прежнему ли рассказчик считает детей «счастливым народом»?

Д. ...

У. Что отличает 3-5-ю части от первых двух? Что объединяет 3-5-ю части? Есть ли какие-то различия между 3, 4 и 5 частями?

Д. ...

Итог обсуждения. 1-2 части – про детей, которые сейчас смотрят в щели сарая на рассказчика. З-5 части – воспоминания рассказчика о других детях, то есть речь идет о прошлом. При этом в 3-й части он вспоминает о конкретном мальчике Савосе, а в 4 и 5 частях уже нет конкретных героев, а есть обобщенное размышление о жизни крестьянских детей.

Часть 6.

У. Следующий отрывок посвящен Ванюше. Это конкретный ребенок, такой же, как Савося?

Д. ...

У. Видимо, имя собственное здесь употреблено с той же целью, какая бывает в пословицах. Например, в пословице «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» речь идет не о конкретной Варваре, а о любопытном человеке вообще. Так и Некрасов, размышляя о жизни крестьянских детей вообще, конкретизирует свое размышление в картину жизни конкретного героя.

Каким же сначала представляется Ванюше крестьянский труд?

Д. «...труд обернется сначала / К Ванюше нарядной своей стороной».

У. Почему Ваня в деревню въезжает «царем»?

Д. ...

Часть 7.

У. Сравните этот фрагмент с предыдущим. В чем его отличие?

Д. Рассказчик уже не говорит о «зависти», потому что есть и другая сторона жизни крестьянских детей. Крестьянскому ребенку «сгибнуть» ничто не мешает, ему «рано знакомы труды».

У. Почему ничто не мешает «сгибнуть» крестьянскому ребенку?

Д. ..

У. Эти стихи написаны в 1861 г. Какое событие произошло в этом году в России?

Д. ...

Учитель дает краткую историческую справку о крепостном праве и жизни крепостных крестьян.

Часть 8.

У. Следующий отрывок широко известен, так как его часто печатают в детских изданиях, хотя и не целиком. Как вы думаете, где и почему обычно заканчивают издатели этот отрывок?

Д. ...

Итог обсуждения. Этот отрывок можно разделить на две части. Первая – эпический эпизод встречи рассказчика с «мужичком с ноготок». Эту часть и печатают. Вторая часть – лирическое размышление рассказчика о том, что любит русская душа.

У. Перед читателем вновь разворачивается конкретная картина-воспоминание: встреча рассказчика с «мужичком с ноготок». А сам рассказчик здесь взрослый или ребенок?

Д. Точно взрослый, потому что точка зрения взрослого: «Ребенок был так уморительно мал».

У. Какой характер у «мужичка»?

Д. ...

У. Почему мальчик назван «мужичком»?

Д. ...

У. Сравните предыдущие отрывки о крестьянских детях и о «мужичке». Есть ли разница в оценках и настроении?

Д. ...

Итог обсуждения. До сих пор рассказчик описывал счастливые стороны детства, игры, забавы и «нарядную сторону» труда. А в эпизоде про мужичка показывается не радость труда, не его «нарядная сторона», где ребенку дается посильная, интересная работа и он может даже чувствовать себя «царем», а тяжелый труд - ребенок один, в лесу, на зимнем холоде выполняет тяжелую мужскую работу.

Часть 9.

У. В этом отрывке – прямое обращение рассказчика: «Играйте же, дети!» К кому и зачем он обращается?

Д. Он обращается не к конкретным детям, а вообще. Он призывает их радоваться детству – играть, расти на воле, чтоб потом любить свою землю.

У. А как вы понимаете слова: «И пусть обаянье поэзии детства / Проводит вас в недра землицы родной!..»?

Д. ...

Часть 10.

У. И, наконец, последняя часть – рассказчик возвращает читателей от своих размышлений к той ситуации, которую он начал описывать в первых двух частях: «Теперь нам пора возвратиться к началу».

Зачем рассказчик начинает играть с собакой?

Д. Чтобы развлечь детей. И ему самому тоже весело: «Я сам наслаждался, валяясь на сене, их шумным весельем».

У. Почему «зрители дали стречка»? Почему они не вбежали в сарай, а побежали под грозой в деревню?

Д. Все-таки они боятся барина с ружьем.

Итоги обсуждения.

У. Вот вы и закончили чтение текста. По ходу нашей работы стало четко видно, что преобладают чувства и мысли лирического героя, что каждая картинка действий детей позволяет ему выразить эти чувства и мысли. Этой же цели служат и картинки-воспоминания из собственного детства рассказчика. Каково же ведущее настроение?

Д. Любование крестьянскими детьми. Уважение к маленьким труженикам. Сожаление об их нелегкой судьбе, сочувствие.

У. Для понимания переживаний лирического рассказчика очень важно помнить, что в то время многие помещики крестьян и за людей-то не считали. Не таков лирический герой Некрасова.

А как проявляются лироэпические особенности в построении стихотворения?

Д. ...

У. Лироэпические черты проявляются в свободном чередовании эпических и лирических частей стихотворения.

В конце урока дети читают наизусть отрывки из стихотворения. Класс оценивает выразительность чтения.

Задание на дом. Написать сочинение на одну из двух тем:

1. Сходство и отличие автора и рассказчика в стихотворении «Бородино» М.Лермонтова и в стихотворении «Крестьянские дети» Н.Некрасова.

2. Характеры рассказчиков в стихотворениях М.Лермонтова и Н.Некрасова.

Урок 24. О стихотворениях «Бородино» и «Крестьянские дети».

Обсуждение сочинений

Но оба они – русские люди, которые любят свою Родину, свой народ и защищают его каждый по-своему.

Из сочинений

У. Сегодня вам предстоит обсудить свои сочинения о рассказчиках Михаила Юрьевича Лермонтова и Николая Алексеевича Некрасова. Для какого журнала писались эти работы?

Д. Для журнала «Читательские мнения», так как мы писали о том, что мы думаем о прочитанных произведениях.

«Сходство и отличие автора и рассказчика в стихотворениях «Бородино» М.Лермонтова и «Крестьянские дети» Н.Некрасова».

У. Посмотрим, что получилось. Начнем с обсуждения первой темы – «Сходство и отличие автора и рассказчика в стихотворениях «Бородино» М.Лермонтова и «Крестьянские дети» Н.Некрасова». Эта тема, видимо, более трудная, ее выбрали немногие.

Начнем с сочинения Оли.

  1. Урок 22

    Урок
    Jill: Hi! I am Jill. I haven’t got a room of my own. I share it with my brother. Our room is nice and big. There are two desks next to the window. There is a computer on Jim’s desk.
  2. Уроки литературы в 9 классе коррекционно-развивающего обучения

    Урок
    Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рож­дественские обряды.
  3. Урок № вокальна музика

    Урок
    Урок № 1. ВОКАЛЬНА МУЗИКА Вступ. Бесіда про вокальну музику Музика – це справжнє мистецтво! Однак є й інші види мистецтва. Наприклад, живопис чи література.
  4. Урок Нумерация. Счет предметов. Разряды

    Урок
    Три девочки - Мария Катя и Иванка - одеты в платья разных цветов -синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не бе­лое и не жёлтое.
  5. Урок № музика мого народу (вступний урок до теми)

    Урок
    Урок № 1. МУЗИКА МОГО НАРОДУ (ВСТУПНИЙ УРОК ДО ТЕМИ) Вступ Літо, канікули, ліс, море, річка … Приємні зустрічі, спогади… Як їх багато! Скрізь, де б ви не відпочивали, що б не робили, вашою постійною супутницею була музика.
  6. Урок №1. Тема: «Введение в информатику»

    Урок
    Урок №1.Тема: «Введение в информатику».Цели урока:- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки,
  7. Урок №1 Тема: Види мистецтва та специфіка їх художньо-образної мови. Мистецтво основа художньої культури. Світ людини й образ світу в мистецьких шедеврах

    Урок
    Мета: Ознайомити із структурними компонентами культури, особливостями курсу «Художня культура»; дати поняття про специфіку та засоби художньої мови і виразності різних видів мистецтва; формувати інтерес до аналізу-інтерпретації художніх
  8. Урока Тема и содержание урока

    Урок
  9. Урок Тема урока: подземные воды

    Урок
    Текст учебника, рисунок 5.2, словарь, текст «Геофокус», рисунок «Артезианский источник», «Гейзеры», видеоролик «Артезианский источник», атлас стр. 15 – Большой артезианский бассейн в Австралии,

Другие похожие документы..