Уроки 22 27

Уроки 23.Н.Некрасов «Крестьянские дети»

Текст к уроку

Н.Некрасов «Крестьянские дети».

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

(1) Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши15 – живется легко.

Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи,

Летит и другая какая-то птица –

По тени узнал я ворону как раз;

Чу! Шепот какой-то... а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнáю всегда.

Я замер: коснулось души умиленье.

Чу! Шепот опять!

П е р в ы й г о л о с

Борода!

В т о р о й

А барин, сказали!

Т р е т и й

Потише вы, черти!

В т о р о й

У бар бороды не бывает – усы.

П е р в ы й

А ноги-то длинные, словно как жерди.

Ч ет в е р т ы й

А вона на шапке, гляди-тко – часы!

П я т ы й

Ай, важная штука!

Ш е с т о й

И цепь золотая...

С е д ь м о й

Чай, дорого стóит?

В о с ь м о й

Как солнце горит!

Д е в я т ы й

А вона собака – большая, большая!

Вода с языка-то бежит.

П я т ы й

Ружье! Погляди-тко; стволина двойная,

Замочки резные...

Т р е т и й

(с испугом)

Глядит!

Ч е т в е р т ы й

Молчи, ничего! Постоим еще, Гриша!

Т р е т и й

Прибьет...

---------------

(2) Испугались шпионы мои

И кинулись прочь: человека заслыша,

Так стаей с мякины летят воробьи.

Затих я, прищурился – снова явились,

Глазенки мелькают в щели.

Что было со мною – всему подивились

И мой приговор изрекли:

- Такому-то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи!

И видно, не барин: как ехал с болота,

Так рядом с Гаврилой... – «Услышит, молчи!»

---------------------

(3) О, милый плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как «низкого рода людей», -

Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай Бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»

Мы оба нагнулись, да разом и хвать

Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!

Савося хохочет: «попался спроста!»

Зато мы потом их губили довольно

И клали рядком на перилы моста.

Должно быть, за подвиги славы мы ждали.

У нас же дорога большая была:

Рабочего звания люди сновали

По ней без числа.

Копатель канав вологжанин,

Лудильщик16, портной, шерстобит17,

А то в монастырь горожанин

Под праздник молиться катит.

Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турку, про чудных зверей.

[…]

Рабочий расставит, разложит снаряды –

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

«Гляди, чертенята!» А дети и рады,

Как пилишь, как лудишь – им всё покажи.

Прохожий заснет под свои прибаутки,

Ребята за дело – пилить и строгать!

Иступят пилу не наточишь и в сутки!

Сломают бурав – и с испугу бежать.

Случалось, тут целые дни пролетали,

Что новый прохожий, то новый рассказ...

(4) Ух, жарко!.. До полдни грибы собирали.

Вот из лесу вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра...

А солнце палит их полуденным зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко

И видели волка... у, страшный какой!

Ежу предлагают и мух и козявок,

Корней молочко ему отдал свое –

Не пьет! отступились...

Кто ловит пиявок

На лаве18, где матка колотит белье,

Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню19 ведерко кваску,

А тот подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок.

Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку:

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рожденной

И в фартуке с поля домой принесенной,

Бояться смиренной лошадки своей?..

(5) Грибная пора отойти не успела,

Гляди – уж чернехоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

Испугана пеньем, ауканьем, смехом,

Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,

Зайчонок ли вскочит – содом20, суматоха!

Вот старый глухарь с облинялым крылом

В кусту завозился... ну, бедному плохо!

Живого в деревню тащат с торжеством...

(6) - Довольно, Ванюша! Гулял ты немало,

Пора за работу, родной! –

Но даже и труд обернется сначала

К Ванюше нарядной своей стороной:

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно;

Готовую жатву21 подрежут серпами22,

В снопы23 перевяжут, на ригу24 свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бежит за отцом.

Навьют ли сенца: «полезай, постреленок!»

Ванюша в деревню въезжает царем...

(7) Однако же зависть в дворянском дитяти

Посеять нам было бы жаль.

Итак, обернуть мы обязаны кстати

Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребенок свободно

Растет, не учась ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды...

(8) Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

- Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо,

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

- А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, дав два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я...»

- Так вон оно что! А как звать тебя? – «Власом».

- А кой тебе годик? – «Шестой миновал...

Ну, мертвая!» – крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь –

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти – дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

В которых так много любви!

(9) Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

-----------------

(10) Теперь нам пора возвратиться к началу.

Заметив, что стали ребята смелей,

- Эй, воры идут! – закричал я Фингалу. –

Украдут! Украдут! Ну, прячь поскорей! –

  1. Урок 22

    Урок
    Jill: Hi! I am Jill. I haven’t got a room of my own. I share it with my brother. Our room is nice and big. There are two desks next to the window. There is a computer on Jim’s desk.
  2. Уроки литературы в 9 классе коррекционно-развивающего обучения

    Урок
    Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рож­дественские обряды.
  3. Урок № вокальна музика

    Урок
    Урок № 1. ВОКАЛЬНА МУЗИКА Вступ. Бесіда про вокальну музику Музика – це справжнє мистецтво! Однак є й інші види мистецтва. Наприклад, живопис чи література.
  4. Урок Нумерация. Счет предметов. Разряды

    Урок
    Три девочки - Мария Катя и Иванка - одеты в платья разных цветов -синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не бе­лое и не жёлтое.
  5. Урок № музика мого народу (вступний урок до теми)

    Урок
    Урок № 1. МУЗИКА МОГО НАРОДУ (ВСТУПНИЙ УРОК ДО ТЕМИ) Вступ Літо, канікули, ліс, море, річка … Приємні зустрічі, спогади… Як їх багато! Скрізь, де б ви не відпочивали, що б не робили, вашою постійною супутницею була музика.
  6. Урок №1. Тема: «Введение в информатику»

    Урок
    Урок №1.Тема: «Введение в информатику».Цели урока:- научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке, дать первые основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере, дать понятия мышки,
  7. Урок №1 Тема: Види мистецтва та специфіка їх художньо-образної мови. Мистецтво основа художньої культури. Світ людини й образ світу в мистецьких шедеврах

    Урок
    Мета: Ознайомити із структурними компонентами культури, особливостями курсу «Художня культура»; дати поняття про специфіку та засоби художньої мови і виразності різних видів мистецтва; формувати інтерес до аналізу-інтерпретації художніх
  8. Урока Тема и содержание урока

    Урок
  9. Урок Тема урока: подземные воды

    Урок
    Текст учебника, рисунок 5.2, словарь, текст «Геофокус», рисунок «Артезианский источник», «Гейзеры», видеоролик «Артезианский источник», атлас стр. 15 – Большой артезианский бассейн в Австралии,

Другие похожие документы..