Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

 

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Программа дисциплины

«Современные теории массовой коммуникации»

 

для направления 030600.68 «Журналистика» подготовки магистра

Автор программы: к.ф.н., Ph.D., профессор И.В. Кирия

Рекомендовано секцией УМС

Секция ___________________

Председатель

___________________________

«____»______________200 г.

Одобрено на заседании кафедры

Медиа-менеджмента и медиа-бизнеса

Зав. кафедрой____________________

А.Г.Быстрицкий

«15» декабря 2008 г.

Утверждено УС факультета

прикладной политологии

___________________________

Ученый секретарь

___________________________

«____»______________200 г.

Москва, 2008

Пояснительная записка

Учебный курс «Современные теории массовой коммуникации» - обязательная дисциплина уровня федерального компонента для магистратуры факультетов журналистики в России. Эта дисциплина формирует теоретический фундамент знаний об исследованиях массовой коммуникации, что необходимо на уровне магистратуры, так как этот вид обучения предполагает максимальную реализацию аналитических компетенций студентов. Дисциплина носит теоретический характер, предполагающий определенный уровень подготовки студентов. Программа составлена в предположении, что на уровне бакалавриата слушатели курса изучили такие дисциплины, как «Философия», «Социология» и «Социология массовых коммуникаций».

Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры.

Курс построен как обзор основных теоретических концепций и истории развития теоретических парадигм. Вместе с тем дается общее представление о «карте медиа-теорий», что дает возможность учащимся получить не конкретные члененные знания, но и некие представления о целостной системе научного знания в области коммуникаций и массовых коммуникаций в частности, включая основные научные центры формирования этих знаний.

Курс исходит из того, что науки о коммуникациях лежат на стыке нескольких традиционных для науки методологических подходов: социологии, философии, антропологии, лингвистики, политологии, политической экономики. Таким образом, студенты получают базовые методологические знания о системе наук и месте среди этих наук массовых коммуникаций как исследовательского направления. Курс построен на достаточно большом объеме литературы, в т. ч. на иностранном языке, поэтому в нем предполагаются семинарские и практические занятия, в ходе которых преподаватель или студенты, владеющие тем или иным иностранным языком, будут делиться со своими коллегами полученной теоретической информацией.

В качестве основы курса взяты разработки Факультета журналистики МГУ, а также интегрирован зарубежный опыт преподавания теории коммуникаций во французских университетах (за основу брался Французский институт прессы и Университет Сен-Дени) и собственный опыт разработчика программы, выработанной в ходе преподавания этой дисциплины в Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ, Таллиннском Университете (г. Таллинн, Эстония), МГУ им. М.В. Ломоносова.

Курс рассчитан на 52 часа аудиторной нагрузки. Формой контроля является устный зачет по билетам. Промежуточными формами контроля является 1 контрольная работа.

1. Форма организации учебного процесса:

- проведение лекционных занятий;

- проведение семинарских занятий;

- самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала.

2. Тематический план учебной дисциплины

Дисциплина объемом 108 часов, 3 кредита

Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практич. занятия

11

Определения информации и коммуникации. Коммуникация и медиа. СМИ и СМК.

4

2

0

2

22

Первые исследования коммуникаций и появление первых объектов исследования

6

2

0

4

23

Основные подходы: лингвистика, социология, политическая экономия, философия коммуникации. Классификация теорий.

4

2

0

2

44

Эмпирико-функционалистская школа изучения массовых коммуникаций

14

4

2

8

55

Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры.

12

4

2

6

66

Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции.

14

4

2

8

77

Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

8

2

0

6

98

Теории информационного общества

12

4

2

6

1 9

Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники

12

4

4

4

110

Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.

6

2

2

2

111

Политическая экономия коммуникаций.

16

6

2

8

1

ИТОГО

108

36

16

56

  1. Программа дисциплины Риторика и искусство деловых презентаций для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: к ф. н. А. Д. Плисецкая, А. И. Левинзон

    Программа дисциплины
    1. Краткая история риторики. Историческая обусловленность изменения представлений о риторике. Структуризация риторического знания в зависимости от типа государственного устройства.
  2. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  3. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н., Ph. D., профессор И. В. Кирия, к ф. н., доц. А. Г. Качкаева

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  4. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы А. В. Шариков

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Современные теории массовой коммуникации» - обязательная дисциплина уровня федерального компонента для магистратуры факультетов журналистики в России.
  5. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  6. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  7. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  8. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (3)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  9. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..