Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н

3. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Промежуточной формой контроля является письменная контрольная работа с требованиями на основании полученных знаний синтезировать свои теоретические представление о каком-либо медиа-феномене.

Формой контроля является зачет-беседа в устной форме. Слушатели должны хорошо ориентироваться в направлениях теорий информации и коммуникации, различать различные методологические подходы к изучению медиа и быть знакомыми с основополагающими текстами в этой области. Наконец, слушатели должны уметь аргументировать свою позицию, используя полученные знания, обобщать и систематизировать информацию. Итоговая оценка проставляется по формуле:

Оз*0,5+Ок*0,2+Од

Где: Оз = оценка за зачет по 10 бальной шкале

Ок = оценка за контрольную работы по 10 бальной шкале

Од = оценка работы в ходе семинарских занятий (подготовка доклада и его презентация). Эта переменная принимает значение 0 при отсутствии докладов у студента или значение 0,3, если студент делал доклады в течение семинарских занятий.

Итоговая оценка проставляется по 10 бальной шкале, где:

8-10 = «отлично»

6-7 = «хорошо»

4-5 = «удовлетворительно»

1-3 = «неудовлетворительно»

4. Содержание программы

Тема 1: Определения информации и коммуникации. Коммуникация и медиа. СМИ и СМК.

Теоретические представления об информации и коммуникации. Математическое представление об информации. Гуманитарное представление об информации. Науки об информации и науки о коммуникации: сходства и различия. Информация как абстрактное содержание коммуникации. Информация и ее носители. Профессии информации и профессии коммуникации. Понятие медиа как коммуникационного посредника. Основные компоненты медиа. Медиа и СМИ: сходства и различия. Медиа в западной традиции и СМИ в российской/советской традициях. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации: сходства и различия. Пропагандистские подходы к изучению СМИ: советская школа.

Основная литература:

  1. Ридер по курсу, автор Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Социология журналистики / учебник для ВУЗов под ред. С.Г. Корконосенко, М.: Аспект-пресс, 2004.

  4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / учебник, М.: Аспект-пресс, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  2. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга / М.: Академический проект, 2005.

Тема 2: Первые исследования коммуникаций и появление первых объектов исследования

Каноническая схема коммуникации Г. Ласуэлла и ее элементы в науке о коммуникациях. Исследования коммуникатора. Общество, институты, СМИ, инноваторы, индивиды как коммуникаторы. Изучение содержания коммуникации: материалы СМИ, культура, литература, речевые акты и эннонсация, инновация как «содержание» в процессе коммуникации. Исследование канала коммуникации: каналы коммуникации как экономическая сфера, традиционные способы коммуникации и их влияние на содержание, социальные системы трансляции информации. Изучение аудитории коммуникации: массовая аудитория, индивиды, социальные группы. Эффекты массовой коммуникации и их изучение: реакция индивида на сообщения, «концепция использования СМИ», активный потребитель коммуникации. Ранние исследования процессов обмена. Трудовые и экономические отношения как процесс обмена. Концепции сетевого обмена и исторического развития. Массовая психология и психология толпы. Эмпирические исследования общества. Чикагская школа и первые исследования урбанизированной коммуникации. Первые исследования массовых коммуникаций.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Социология журналистики / учебник для ВУЗов под ред. С.Г. Корконосенко, М.: Аспект-пресс, 2004.

  4. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение, Том 2, № 3, 2002.

  5. Парк Р. Организация сообщества и романтический характер // Социологическое обозрение, Том 2, № 3, 2002.

Дополнительная литература

  1. Зарубина Н.Н. Деньги в социальной коммуникации // Социологические исследования, № 6, 2006, С. 3-12.

  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

Тема 3: Основные подходы: лингвистика, социология, политическая экономия, философия коммуникации.

Классификация основных теорий с точки зрения инструментария. Лингвистика как изучение материалов коммуникаций и социальных структур коммуникаций. Структурализм. Социология коммуникации как эмпирическое исследование объектов, каналов и аудитории. Виды социологии коммуникаций и ее периодизация. Социология трудовых отношений и коммуникация. Математические подходы к исследованию информации как технический взгляд на проблему коммуникации. Философия коммуникации как первый этап обозначения политико-экономической коммуникационной парадигмы. Политическая экономия коммуникаций. Особенности советской политэкономии СМИ.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература

  1. Shannon C. A Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal, Vol. 27, pp. 379–423, 623–656, July, October, 1948.

  2. Багдикян Б. Монополия средств информации / М: Прогресс, 1987.

  3. Мифы буржуазной журналистики / под редакцией. Я.Засурского, М.: Мысль, 1979.

Тема 4: Эмпирико-функционалистская группа теорий изучения коммуникации.

Математическая теория информации в исследованиях систем связи. Линейные и бихевиористские модели, их роль в теориях пропаганды. Биологические науки и их роль в формировании коммуникационных моделей. Циклическая модель Шрамма. Основные факторы возникновения группы теорий. Эволюция коммуникационных моделей. Гарольд Ласуэлл и изучение эффектов пропаганды. Функциональная социология Раскол американской социологии на два лагеря: лагерь структурной социологии действия и лагерь «операционной социологии». Парадигма «пропагандистской силы» и парадигма «ограниченных эффектов» масс-медиа. Нейтральная социология и индустриальная социология. Гарвардская школа и Колумбийская школа. Концепция «демократического реализма» У. Липмана, теория «общественного мнения». Парадигма ограниченных эффектов медиа как основной предмет исследований Колумбийской школы. Теория двухступенчатого потока информации. Работы Карла Хоуланда и функции медиа. Элиху Кац и «теория обретения пользы и удовлетворения»: переломный этап в социологии эффектов. Работы по «использованию медиа». Теория «повестки дня» и «спирали тишины». Теории четвертой власти.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Липман У. Общественное мнение / М.: ин-т фонда «Общественное мнение», 2004.

  5. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / М.: Вагриус, 1998.

Дополнительная литература

  1. Ласуэлл Г., Рогоу А. Власть, коррупция и честность / М.: Изд-во РАГС, 2005.

  2. Summers J.H. Perpetual Revelations: C. Wright Mills and Paul Lazarsfeld // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 2006.

  3. Lazarsfeld P.F. Audience Research in the Movie Field // Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 254, The Motion Picture Industry, Nov. 1947, pp. 160-168.

  4. Katz E. Communications Research Since Lazarsfeld // The Public Opinion Quarterly, Vol. 51, Part 2, 1987, pp. S25-S45.

  5. Noelle-Neumann Е. The spiral of silence: Public opinion — our social skin / Chicago: University of Chicago Press, 1993.

  6. McCombs M.E. and Shaw D.L. The Agenda-Setting Function of Mass Media // The Public Opinion Quarterly, Vol. 36, No. 2 Summer 1972, pp. 176-187.

  7. Katz E. On the Use of the Mass Media as "Escape": Clarification of a Concept // The Public Opinion Quarterly, Vol. 26, No. 3 (Autumn, 1962), pp. 377-388

  8. Shannon C. A Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal, Vol. 27, pp. 379–423, 623–656, July, October, 1948.

Тема 5: Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры.

Философские составляющие «критической теории». «Критическая теория» как оппозиция американскому эмпиризму. Неомарксизм и переоценка учения Маркса. Возникновение Франкфуртской школы. Вальтер Беньямин и первые работы по индустриализации культуры. Концепция культурной индустрии Адорно и Хоркхаймера. Теория технической рациональности и мономерного человека Маркузе. Юрген Хабермас и концепция «публичной сферы».

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Вальтер Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости: Избранные эссе. Пер. с нем. / Под. ред.Здорового Ю.А. - М.: "Медиум", 1996..

  4. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. / Пер.с нем. М. Кузнецова, М., СПб: Медиум. Ювента, 1997.

  5. Маркузе Г. Одномерный человек / М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

  6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / М.: Наука, 2006.

Дополнительная литература

  1. Грамши А. Тюремные тетради / М.: Политиздат, 1991.

  2. Дебор Г.Э. Общество спектакля / М.: Логос, 2000.

Тема 6: Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции.

Фердинанд де Соссюр и рождение структурной лингвистики. Две концепции знака в структурной лингвистике. Структурная антропология Клода Леви-Стросса и ее роль в коммуникациях. Мифы как форма языка. Ролан Барт и семиотический анализ продуктов коммуникации. Французская школа массовых коммуникаций. Теории символического насилия в неомарксистской перспективе. Мишель Фуко и структурная теория власти.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Барт Р. Мифологии / М.: Академический проект, 2008.

  5. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / М.: Академический проект, 2004.

  6. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / М.: Прогресс, 1989.

Дополнительная литература

  1. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / М.: Лабиринт, 2006.

  2. Рикер П. Конфликт интерпретации (очерки о герменевтике) / М.: Медиум, 1995.

  3. Бенвенист Э. Общая лингвистика / М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  4. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / М.: Симпозиум, 2006.

Тема 7: Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

Развитие социологии массовых коммуникаций после эмпирико-функционалистов. Классификация основных социологических теорий. Медиаориентированые и социально-ориентированные теории. Карта теорий.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

Дополнительная литература

  1. Фомичева И.Д. Социология СМИ / М.: Аспект-Пресс, 2007.

Тема 8: Теории информационного общества

Информационное общество как социально-философская парадигма. Технологический детерминизм Маршалла Маклюэна и Гарольда Инниса. Теории «экономики будущего» (Белл, Тоффлер, Фукуяма). Правительственные и политические доктрины по переходу к информационному обществу. Сетевая информациональная экономика Манюэля Кастелльса. Причины краха советского этатизма у Кастельса и их критика. Экономика доступа Джереми Риффкина.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  6. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М.: Академический проект, 2005.

  7. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.: У-Фактория, 2004.

Дополнительная литература

  1. Тоффлер Э. Третья Волна / М.: Аст, 2004.

  2. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России, №1, 2001.

  3. Абрамов Р. Похищение будущего или «футурошок» Алвина Тоффлера // Социальная реальность, № 12, 2006.

  4. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Мир России, №1, 2000.

  5. МакЛюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / Жуковский: Канон-Пресс-2, 2003.

  6. Innis H.A. The Bias of Communication // Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 15, No. 4 (Nov., 1949), pp. 457-476.

  7. Innis H.A. Communications and Archaeology // The Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 17, No. 2 (May, 1951), pp. 237-240

  8. Goody J. Evolution and Communication: The Domestication of the Savage Mind // The British Journal of Sociology, Vol. 24, No. 1 (Mar., 1973), pp. 1-12

  9. Национальные модели информационного общества / под ред. Засурского Я.Н. и Вартановой Е.Л., М.: Икар, 2004.

  10. Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу / М.: Изд-во МГУ, 2005.

Тема 9. Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники

Кибернетика как наука о коммуникациях, работы Норберта Винера. Теория взаимоотношений человека и машины. Понятие энтропии информации. Модель диффузии инноваций как коммуникационный процесс. Модель перевода. Модель социо-технического альянса. Концепция «индустрий воображаемого» как история инноваций в коммуникации. «Использование технологий» как современная концепция активного потребителя. Теории модернизации и их критика.

«Культурные исследования» Ричарда Хоггарта. Раймонд Уильямс и анализ «культурных практик». Стюарт Холл и концепция «кодирования/декодирования». Работы по восприятию телевидения Дэвида Морли. Культурные паттерны.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

  4. Черных А.И. Мир современных медиа / М.: Территория будущего, 2007.

  5. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос, № 5–6 (35), 2002.

  6. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования, № 4, 2006, с. 68.

Дополнительная литература

  1. Rogers E. M. New Product Adoption and Diffusion // The Journal of Consumer Research, Vol. 2, No. 4 (Mar., 1976), pp. 290-301.

  2. Заиченко С.А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению // Экономическая социология, Том 2, № 5, 2002, с. 93.

  3. Wurtzel A.H., Turner C. Fonctions latentes du téléphone. Ce que manque lorsque la ligne est coupée // Réseaux, CNET, n° 55, 2002.

  4. Morley D. Interpreting Television // Popular Culture and Everyday Life (Block 3 of U203 Popular Culture). Milton Keynes: Open University Press, 1984, pp. 40-68

  5. Morley D. The 'Nationwide' Audience: Structure and Decoding. / London: BFI, 1980.

Тема 10: Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.

Концепция психологической лингвистики. Анализируемые переменные в психологической лингвистике. Психологическая лингвистика как инструмент анализа подсознательных отношений автора к тексту. Концепция ролей в тексте и аудиовизуальном тексте. Интеракционистские подходы к коммуникации как микросоциальный анализ. Этнометодология Гарольда Гарфинкеля: личные бытовые коммуникационные ситуации. Школа Пало-Альто. Изучение социальных ритуалов и работы Ирвинга Гофмана. Социология организационных коммуникаций: актер и система.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, авто. Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Спб.: Питер, 2007.

  4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / М.: Канон-пресс, 2000.

Дополнительная литература

  1. Гофман И. Анализ фреймов / М.: Институт социологии РАН, 2004.

  2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / М.: Смысл, 2005.

Тема 11: Политическая экономия коммуникаций

Концепция культурного империализма Герберта Шиллера. Концепция «свободного потока информации» в международной политике США 1950-1970х гг. Неравномерное распределение коммуникационных ресурсов в мире. Политические дебаты вокруг «Нового мирового порядка в области информации и коммуникации». Теория культурной зависимости и ее лимиты. Концепция модернизации и цифрового раскола. Теории интернационализации СМИ. Международное радиовещание в борьбе против цензур. Дебаты вокруг «культуры». Концепция культурных индустрий. Основные понятия культурных индустрий: продукт, цена, стоимость культурных продуктов. Критика экономических коммерческих моделей медиа.

Основная литература

  1. Ридер по курсу, автор Кирия И.В.

  2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  3. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  6. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / М.: Изд-во МГУ, 1999.

  7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / М.: Мысль, 1980.

  8. Кирия И. В., От «культурной индустрии» к «индустриям содержания»: 70 лет теоретических поисков // Меди@льманах, № 1, 2004

  9. Кирия И. В., Мобильная телефония как индустрия содержания // Меди@льманах, № 2, 2004

  10. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей / М.: Изд-во МГУ, 1995.

  11. Багдикян Б. Монополия средств информации / М.: Прогресс, 1987.

Дополнительная литература

  1. Сиберт Ф. С., Шрамм У., Питерсон Т., Четыре теории прессы. М, Национальный институт прессы и изд-во Вагриус. 1998..

  2. McQuail D. Mass Communication theory. 2nd edition. London, Thousand Oaks, New Delhi, SAGE Publications. 1987.

  3. Mosco V., Herman A. Critical Theory and Electronic Media // Theory and Society, Vol. 10, No. 6 (Nov., 1981), pp. 869-896

  4. Mattelart A., Polan D.B. The Nature of Communications Practice in a Dependent Society // Latin American Perspectives, Vol. 5, No. 1, Culture in the Age of Mass Media (Winter, 1978), pp. 13-34

5. Список литературы

Основная литература:

  1. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей / М.: Изд-во МГУ, 1995.

  2. Барт Р. Мифологии / М.: Академический проект, 2008.

  3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Вальтер Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости: Избранные эссе. Пер. с нем. / Под. ред.Здорового Ю.А. - М.: "Медиум", 1996..

  4. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / М.: Вильямс, 2004.

  5. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / М.: Прогресс, 1989.

  6. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Спб.: Питер, 2007.

  7. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования, № 4, 2006, с. 68.

  8. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / М.: Канон-пресс, 2000.

  9. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: Поиск метода / М.: Академический проект, 2004.

  10. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики / М.: Изд-во МГУ, 1999.

  11. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М.: У-Фактория, 2004.

  12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / под ред. Шкаратана О.И., М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  13. Кирия И. В., Мобильная телефония как индустрия содержания // Меди@льманах, № 2, 2004

  14. Кирия И. В., От «культурной индустрии» к «индустриям содержания»: 70 лет теоретических поисков // Меди@льманах, № 1, 2004

  15. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос, № 5–6 (35), 2002.

  16. Липман У. Общественное мнение / М.: ин-т фонда «Общественное мнение», 2004.

  17. МакЛюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М.: Академический проект, 2005.

  18. Маркузе Г. Одномерный человек / М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

  19. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение, Том 2, № 3, 2002.

  20. Парк Р. Организация сообщества и романтический характер // Социологическое обозрение, Том 2, № 3, 2002.

  21. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / М.: Смартбук, 2008.

  22. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / учебник, М.: Аспект-пресс, 2007.

  23. Ридер по курсу, автор Кирия И.В.

  24. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / М.: Вагриус, 1998.

  25. Социология журналистики / учебник для ВУЗов под ред. С.Г. Корконосенко, М.: Аспект-пресс, 2004.

  26. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / М.: Аспект-пресс, 2004.

  27. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / М.: Наука, 2006.

  28. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. / Пер.с нем. М. Кузнецова, М., СПб: Медиум. Ювента, 1997.

  29. Черных А.И. Мир современных медиа, М.: Территория будущего, 2007.

  30. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / М.: Мысль, 1980.

Дополнительная литература:

  1. Goody J. Evolution and Communication: The Domestication of the Savage Mind // The British Journal of Sociology, Vol. 24, No. 1 (Mar., 1973), pp. 1-12

  2. Innis H.A. Communications and Archaeology // The Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 17, No. 2 (May, 1951), pp. 237-240

  3. Innis H.A. The Bias of Communication // Canadian Journal of Economics and Political Science, Vol. 15, No. 4 (Nov., 1949), pp. 457-476.

  4. Katz E. Communications Research Since Lazarsfeld // The Public Opinion Quarterly, Vol. 51, Part 2, 1987, pp. S25-S45.

  5. Katz E. On the Use of the Mass Media as "Escape": Clarification of a Concept // The Public Opinion Quarterly, Vol. 26, No. 3 (Autumn, 1962), pp. 377-388

  6. Lazarsfeld P.F. Audience Research in the Movie Field // Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 254, The Motion Picture Industry, Nov. 1947, pp. 160-168.

  7. Mattelart A., Polan D.B. The Nature of Communications Practice in a Dependent Society // Latin American Perspectives, Vol. 5, No. 1, Culture in the Age of Mass Media (Winter, 1978), pp. 13-34

  8. McCombs M.E. and Shaw D.L. The Agenda-Setting Function of Mass Media // The Public Opinion Quarterly, Vol. 36, No. 2 Summer 1972, pp. 176-187.

  9. McQuail D. Mass Communication theory. 2nd edition. London, Thousand Oaks, New Delhi, SAGE Publications. 1987.

  10. Morley D. Interpreting Television // Popular Culture and Everyday Life (Block 3 of U203 Popular Culture). Milton Keynes: Open University Press, 1984, pp. 40-68

  11. Morley D. The 'Nationwide' Audience: Structure and Decoding. / London: BFI, 1980.

  12. Mosco V., Herman A. Critical Theory and Electronic Media // Theory and Society, Vol. 10, No. 6 (Nov., 1981), pp. 869-896

  13. Noelle-Neumann Е. The spiral of silence: Public opinion — our social skin / Chicago: University of Chicago Press, 1993.

  14. Rogers E. M. New Product Adoption and Diffusion // The Journal of Consumer Research, Vol. 2, No. 4 (Mar., 1976), pp. 290-301.

  15. Shannon C. A Mathematical Theory of Communication // The Bell System Technical Journal, Vol. 27, pp. 379–423, 623–656, July, October, 1948.

  16. Summers J.H. Perpetual Revelations: C. Wright Mills and Paul Lazarsfeld // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 2006.

  17. Wurtzel A.H., Turner C. Fonctions latentes du téléphone. Ce que manque lorsque la ligne est coupée // Réseaux, CNET, n° 55, 2002.

  18. Абрамов Р. Похищение будущего или «футурошок» Алвина Тоффлера // Социальная реальность, № 12, 2006.

  19. Багдикян Б. Монополия средств информации / М: Прогресс, 1987.

  20. Бенвенист Э. Общая лингвистика / М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  21. Гофман И. Анализ фреймов / М.: Институт социологии РАН, 2004.

  22. Грамши А. Тюремные тетради / М.: Политиздат, 1991.

  23. Дебор Г.Э. Общество спектакля / М.: Логос, 2000.

  24. Заиченко С.А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению // Экономическая социология, Том 2, № 5, 2002, с. 93.

  25. Зарубина Н.Н. Деньги в социальной коммуникации // Социологические исследования, № 6, 2006, С. 3-12.

  26. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России, №1, 2001.

  27. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество // Мир России, №1, 2000.

  28. Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу / М.: Изд-во МГУ, 2005.

  29. Ласуэлл Г., Рогоу А. Власть, коррупция и честность / М.: Изд-во РАГС, 2005.

  30. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / М.: Смысл, 2005.

  31. МакЛюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / Жуковский: Канон-Пресс-2, 2003.

  32. Мифы буржуазной журналистики / под редакцией. Я.Засурского, М.: Мысль, 1979.

  33. Национальные модели информационного общества / под ред. Засурского Я.Н. и Вартановой Е.Л., М.: Икар, 2004.

  34. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / М.: Лабиринт, 2006.

  35. Рикер П. Конфликт интерпретации (очерки о герменевтике) / М.: Медиум, 1995.

  36. Тоффлер Э. Третья Волна / М.: Аст, 2004.

  37. Фомичева И.Д. Социология СМИ / М.: Аспект-Пресс, 2007.

  38. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / М.: Симпозиум, 2006.

Автор программы
профессор, к.ф.н., Ph.D. И.В. Кирия
  1. Программа дисциплины Риторика и искусство деловых презентаций для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: к ф. н. А. Д. Плисецкая, А. И. Левинзон

    Программа дисциплины
    1. Краткая история риторики. Историческая обусловленность изменения представлений о риторике. Структуризация риторического знания в зависимости от типа государственного устройства.
  2. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  3. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н., Ph. D., профессор И. В. Кирия, к ф. н., доц. А. Г. Качкаева

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  4. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы А. В. Шариков

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Современные теории массовой коммуникации» - обязательная дисциплина уровня федерального компонента для магистратуры факультетов журналистики в России.
  5. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  6. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  7. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  8. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (3)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  9. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством

Другие похожие документы..