Рабочая программа по дисциплине Идентификация и фальсификация товаров для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)

Л – лекции, ПЗ – практические, ЛЗ – лабораторные, СМ – семинарские занятия, СРС – самостоятельная работа студентов.

Применение активных методов обучения

Форма реализации активных методов

Вид занятия, номер темы по рабочей программе

Количество часов учебной нагрузки по формам обучения

Очная

Заочная

(на базе ВПО)

Практическое занятие с элементами деловой игры

Ассортиментная и качественная идентификация чая

2

2

Демонстрация

видеофильма

Идентификация радиоэлектронной аппаратуры

2

2

5. Содержание дисциплины

Раздел 1. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Основные понятия, виды, способы. Исторические аспекты и проблемы на современном этапе

Тема 1.1 Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Основные понятия, виды, способы. Исторические аспекты и проблемы фальсификации продовольственных товаров на современном этапе

Основные термины и определения в области идентификации. Цели, задачи и функции идентификации продовольственных товаров. Виды идентификации: ассортиментная (видовая), качественная (квалиметрическая), товарно-партионная.

Объекты и субъекты идентификации. Средства идентификации. Упа­ковка, маркировка, товарные знаки, производственные марки, штриховые коды, как средство идентификации продовольственных товаров. Критерии идентификации. Органолептические и физико-химические показатели ка­чества, пригодные для целей идентификации.

Методы идентификации. Органолептические и измерительные ме­тоды, их достоинства и недостатки. Современные инструментальные экс­пресс-методы идентификации потребительских товаров.

Понятие о фальсификации товаров, фальсифицированных товарах, товарах-заменителях, дефектных товарах. Объекты фальсификации. Виды фальсификации продовольственных товаров: ассортиментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная, технологи­ческая, предреализационная, опасная и безопасная для жизни и здоровья потребителя фальсификация.

Способы фальсификации продовольственных товаров. Способы ас­сортиментной, качественной, количественной, стоимостной, информаци­онной фальсификации. Производство контрафактных товаров - один из способов фальсификации.

Методы выявления фальсификации продовольственных товаров.

Исторические аспекты проблемы фальсификации продовольствен­ных товаров. Современное состояние проблемы фальсификации продо­вольственных товаров, причины распространения фальсификации.

Предупреждение фальсификации. Меры по предотвращению и борьбе с фальсификацией.

Последствия фальсификации продовольственных товаров для потре­бителя, производителя, продавца.

Законодательные акты России и зарубежных стран, направленные на защиту потребителя от фальсифицированных товаров.

Раздел 2. Виды, способы и методы обнаружения фальсификации отдельных групп продовольственных товаров

Тема 2.1 Виды, способы и методы обнаружения фальсификации зерномучных и кондитерских товаров

Качественная, количественная, ассортиментная фальсификация зер­номучных товаров: зерна, крупы, муки, хлебобулочных и макаронных из­делий. Пересортица - один из самых распространенных способов фальси­фикации зерна, крупы, муки.

Методы обнаружения фальсификации зерномучных товаров.

Средства, виды и способы фальсификации кондитерских изделий. Замена какао масла гидрожиром и какао бобов соевым шротом - самые распространенные способы фальсификации шоколада и шоколадных кон­фет.

Виды и способы фальсификации меда. Критерии идентификации и методы обнаружения фальсификации меда и кондитерских изделий.

Идентификация товарной позиции отдельных видов зерномучных и кондитерских изделий по ОКП и ТН ВЭД.

Тема 2.2Виды, способы и методы обнаружения фальсификации вкусовых товаров

Виды фальсификации вкусовых товаров. Общие и специфические средства и способы фальсификации водки, ликероводочных изделий, коньяка.

Специфические средства и способы фальсификации виноградных вин.

Опасная и безопасная для здоровья и жизни потребителя фальсифи­кация алкогольных напитков. Фальсификация отдельных групп алкоголь­ных и безалкогольных напитков использованием искусственных пищевых красителей.

Органолептические, физические и химические методы обнаружения фальсификации алкогольных и безалкогольных напитков.

Качественная, ассортиментная и информационная фальсификация чая и кофе.

Методы обнаружения фальсификации чая и кофе. Использование хроматографического метода для определения натуральности чая и кофе по ароматическим компонентам.

Идентификация товарной позиции отдельных видов вкусовых това­ров по ОКП и ТН ВЭД

Тема 2.3 Виды, способы и методы обнаружения фальсификации молочных и жировых товаров

Качественная и ассортиментная фальсификация твердых пищевых жиров (животных топленых, кулинарных жиров, маргаринов). Средства и способы фальсификации твердых пищевых жиров.

Ассортиментная и качественная фальсификация растительных масел. Пересортица - один из способов фальсификации растительных масел. Стоимостная фальсификация расти­тельных масел.

Органолептические и измерительные методы обнаружения фальси­фикации жировых товаров. Критерии идентификации растительных масел и твердых пищевых жиров. Жирнокислотный состав жировых товаров — самый объективный критерий идентификации.

Идентификация товарной позиции растительных масел и твердых пищевых жиров по ОКП и ТН ВЭД

Средства, способы качественной фальсификации молока. Ассорти­ментная и качественная фальсификация кисломолочных напитков, творога и сметаны. Плотность, жирность, влажность, кислотность, температура за­мерзания — объективные критерии идентификации фальсифицированного молока и кисломолочных товаров.

Ассортиментная и качественная фальсификация коровьего масла. Маргарин - один из наиболее распространенных средств фальсификации коровьего масла. Фальсификация коровьего масла путем замены молочно­го жира растительным. Критерии идентификации и методы обнаружения фальсификации коровьего масла.

Ассортиментная и качественная фальсификация твердых сычужных сыров. Критерии идентификации сыров (рисунок, консистенция, масса и форма головки, массовая доля жира и влаги, вкус и запах). Значение мар­кировки сыра для его идентификации. Методы обнаружения фальсифика­ции сыров.

Способы ассортиментной и качественной фальсификации сухих и сгущенных молочных консервов. Критерии идентификации и методы об­наружения фальсификации молочных консервов.

Идентификация товарной позиции молока и молочных товаров по ОКП и ТН ВЭД.

Тема 2.4 Виды, способы и методы обнаружения фальсификации мяса и мясных товаров

Способы качественной и ассортиментной фальсификации мяса. Ме­тоды и критерии определения видовой принадлежности мяса (органолептические характеристики мышечной и жировой тканей, особенности строения костей, реакция преципитации). Методы идентификации мяса больных и павших животных.

Способы качественной и ассортиментной фальсификации колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, мясных копченостей и консервов. Заме­на высокосортного мяса низкосортным, несоблюдение рецептуры, исполь­зование неразрешенных пищевых добавок, несоблюдение схемы разделки, замена мяса низкоценными заменителями - самые распространенные спо­собы качественной фальсификации мясных продуктов.

Критерии идентификации мяса и мясных продуктов. Значение мар­кировки туш и потребительской упаковки для идентификации видовой принадлежности мяса и мясных продуктов. Использование органолептических, физико-химических и гистологических методов для обнаружения фальсификации мяса и мясных продуктов.

Идентификация товарной позиции мяса и мясных товаров по ОКП и ТНВЭД.

Тема 2.5 Виды, способы и методы обнаружения фальсификации рыбы и рыбных товаров

Видовая и качественная фальсификация рыбы и рыбных товаров (живой, мороженой, копченой, соленой). Фальсификация рыбы по размер­ному ряду. Фальсификация способа разделки рыбы.

Средства и способы фальсификации рыбных консервов и икорных товаров. Икра — как наиболее привлекательный объект фальсификации.

Критерии идентификации видовой принадлежности рыбы. Методы обнаружения фальсификации рыбы и продуктов ее переработки.

Идентификация товарной позиции рыбы и рыбных товаров по ОКП и ТН ВЭД.

Фальсификация продовольственных товаров пищевыми добавками. «Санитарные правила по применению пищевых добавок» - документ, регламентирующий использование пищевых добавок в пищевой промыш­ленности. Российская, европейская и международная системы классифи­кации пищевых добавок. Общие правилу использования пищевых добавок Характеристика отдельных групп пищевых добавок. Использование пищевых добавок для фальсификации пищевых продуктов.

Раздел З. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров. Основные понятия, термины и определения

Тема З.1 Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров. Основные понятия, термины и определения. Идентификационные признаки непродовольственных товаров. Понятие и применение при составлении описания товара.

Соотнесение процедуры идентификации и оценки качества непродо­вольственного товара. Прослеживаемость, как вид деятельности и характе­ристика товара. Виды продукции: соответствующая, потенциально соот­ветствующая, несоответствующая, неучтенная, поддельная, контрафакт­ная, нелегитимная. Предупреждающие и корректирующие меры против некачественных товаров.

Идентификационные признаки непродовольственного товара: поня­тие, выбор, формализация в нормативной документации и роль в оценке качества товара, перспективы применения для составления описания това­ра. Использование информационных технологий при создании базы дан­ных о товаре.

Раздел 4. Виды, способы и методы идентификации, и обнаружения фальсификации отдельных групп непродовольственных товаров

Тема 4.1 Виды, способы, методы идентификации и обнаружения фальсификации стеклянных и керамических бытовых изделий, товаров из пластических масс, металлов и сплавов

Распознавание вида стеклянных и керамических изделий органолептическими и из­мерительными методами. Определение природы изделия по химическим свойствам. Возможные способы производства фальсифицированных изде­лий. Информационная фальсификация стеклянных и керамических бытовых изделий иностранных товаропроизводителей.

Распознавание вида пластических масс, металлов, сплавов и покрытий органолептическими и из­мерительными методами. Определение природы изделия по химическим свойствам. Возможные способы производства фальсифицированных изде­лий. Маркировка как средство идентификации.

Идентификация позиции стеклянных керамических товаров по ОКП, ТН ВЭД и другим классификаторам.

Тема 4.2 Виды, способы, методы идентификации и обнаружения фальсификации текстильных товаров

Распознавание природы текстильных волокон органолептическими и из­мерительными методами. Определение природы волокна по химическим свойствам. Возможные способы производства фальсифицированных текстильных изде­лий, методы распознавания и способы защиты от подделки.

Идентификация позиции текстильных товаров по ОКП, ТН ВЭД и другим классификаторам.

Тема 4.3 Виды, способы, методы идентификации и обнаружения фальсификации товаров из кожевенно-обувных товаров и пушно-меховых товаров

Качественная и ассортиментная фальсификация кожаной обуви.

Идентификационные признаки натуральных и синтетических кож. Органолептические, физические и химические методы идентифи­кации кожевенно-обувных товаров.

Качественная и ассортиментная фальсификация пушно-меховых товаров. Идентификационные признаки натуральных и синтетических кож и мехов. Органолептические, физические и химические методы идентифи­кации пушно-меховых изделий. Значение маркировки и этикетирования для идентификации видовой принадлежности меховых изделий.

Идентификация позиции кожаных и меховых товаров по ОКП, ТН ВЭД и другим классификаторам.

  1. Рабочая программа по дисциплине Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)

    Рабочая программа
  2. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса – дать знания и привить навыки в области теоретических основ товароведения и экспертизы товаров, необходимых для успешной профессиональной деятельности товароведов-экспертов, коммерсантов, маркетологов и менеджеров.
  3. Учебно-методический комплекс Для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва

    Учебно-методический комплекс
    1. Выездные школы – это интенсивные формы коллективного обучения в режиме «погружения» в профессиональную среду. Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться опытом и установить
  4. Учебно-методический комплекс Для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    1. Выездные школы – это интенсивные формы коллективного обучения в режиме «погружения» в профессиональную среду. Студенты получают возможность упорядочить знания, развить практические навыки групповой работы, обменяться опытом и установить
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальностям: 080401«Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных)»

    Учебно-методический комплекс
  6. Рабочая программа по дисциплине Товароведение и экспертиза однородных групп продовольственных товаров для специальности

    Рабочая программа
    составлена к.б.н., доцентом Бушуева И.С. в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 2 г.
  7. Рабочая программа по дисциплине Товароведение и экспертиза однородных групп непродовольственных товаров для специальности

    Рабочая программа
    составлена старшим преподавателем Нестеренко В.В. в соот­ветствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 2 г.
  8. Программа по специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров. Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательной для изучения. © Российский государственный торгово-экономический

    Программа
    Целью изучения дисциплины «Товароведение и экспертиза молочных и жировых товаров» является усвоение студентами знаний о потребительской стоимости молочных и жировых товаров и приобретение умений проведения их экспертизы.
  9. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    Целью изучения дисциплины является раскрытие закономерностей формирования ассортимента, потребительских свойств и качества одёжно-обувных и пушно-меховых товаров, приобретение студентами глубоких и прочных теоретических и практических

Другие похожие документы..