Учебно-методический комплекс учебной дисциплины по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Самара 2007

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории и менеджмента

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Самара 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. Учебная программа дисциплины………………………………….3

1. Пояснительная записка……………………………………………………….5

2. Содержание дисциплины…………………………………………………….7

3. Список рекомендуемой литературы………………………………………..11

4. Тематика дипломных работ…………………………………………………12

Часть II. Рабочая учебная программа дисциплины……………………….16

1. Тематический план курса…………………………………………………….18

1.1 Тематический план курса «Управление качеством»…………………………...18

для студентов очной формы обучения…………………………………………...18

1.2 Тематический план курса «Управление качеством»…………………………...19

для студентов заочной формы обучения………………………………………….19

2. Тематика лекционной части………………………………………………….20

3. Методика проведения и планы семинарских

и практических занятий…………………………………………………………27

4. Список рекомендуемой литературы…………………………………………33

5. Вопросы к экзамену по дисциплине…………………………………………34

6. Тематика контрольных работ………………………………………………...36

7. Тематика для самостоятельной работы……………………………………...38

8. Тест по дисциплине…………………………………………………………...40

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории и менеджмента

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Управление качеством

Часть I. Учебная программа дисциплины

080507.65 «Менеджмент организации», специалитет

Факультет менеджмента

Курс 3, семестр 5,6

Самара 2007

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры экономической теории и менеджмента, протокол № 2 от 30.10.2007 г.

Составитель:

к.э.н., старший преподаватель Чуриков Ю.В.

Зав. кафедрой экономической теории и менеджмента

к.э.н., доцент, Яковлева Н.Г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Требования ГОС ВПО к содержанию

дисциплины по специальности

Программа курса «Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Общее количество часов на дисциплину 308.

Индекс

Наименование дисциплин и их основные

дидактические единицы

Всего часов

1

2

3

СД

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.09

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.

Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.

Цель курса - дать студентам, будущим менеджерам, основы теории качества и выработать практические умения управления качеством с использованием принципов системного анализа.

Основные задачи курса: изучение основ теории качества, теории и практики измерений и контроля показателей качества, современных моделей управления качеством, сертификации продукции, услуг и систем качества, социальных и экономических аспектов обеспечения и улучшения качества.

Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины состоит из двух основных частей:

  1. Учебная программа дисциплины.

  2. Рабочая учебная программа дисциплины.

В которых изложены темы и их содержание, контрольные вопросы к экзаменам, контрольные и практические задания, а также список рекомендуемой литературы.

Результатом завершения изучения дисциплины «Управление качеством» должны стать прочные знания основ теории качества и практические умения управления качеством с использованием принципов системного анализа и теоретических знаний.

Преподавание курса ведется с использованием активных форм обучения: лекций в проблемной постановке, практических занятий, деловых игр, дискуссий. Индивидуальная работа включает написание рефератов по предложенной тематике.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. История развития управления качеством

Тема 1. Эволюционное развитие теории управления качеством

Этапы осознания категории «качество». Категории качества. Философские взгляды на качество. Классификация типов качества. Основные факторы, определяющие уровень осознания и понимания сущности категории «качество». Подходы зарубежных исследователей к трактовке категории «качество».

Тема 2. Национальные школы управления качеством

Японская школа. Основные представители японской школы. Американская школа. Основные представители американской школы. Русская школа. Основные представители русской школы.

Тема 3. Отечественный опыт управления качеством продукции

Отечественные системы управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП, КС УКП и ЭЙР. Их преимущества и недостатки.

Тема 4. Актуальность проблем качества

Роль качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Положение по обеспечению качества на развивающихся предприятиях России.

Раздел II. Качество продукции и услуг: понятия, объекты, система

Тема 5. Понятия «качество» и «качество продукции»

Взгляды на понятие «качество» в международных стандартах ИСО серии 9000 различных лет изданий. Основные дополнения к определению «качество продукции». Понятие «качество проекта».

Тема 6. Объекты качества

Виды готового продукта. Правило 10-кратных затрат. Основные факторы, определяющие качество. Объекты менеджмента качества. Этапы процесса разработки (проектирования). Определение выхода процесса. Характеристики качества процесса: результативность, эффективность и гибкость.

Тема 7. Система менеджмента качества

Понятие «система». Эволюционное развитие понятия «система». Взаимосвязь терминов в области системного подхода к управлению качеством. Политика в области качества. Цели в области качества. Принципы функционирования системы менеджмента качества. Объекты и субъекты системы менеджмента качества. Разнообразные модели систем управления качеством. Характеристики подпроцессов менеджмента качества.

Раздел III. Теоретические основы управления качеством

Тема 8. Основные принципы менеджмента качества

Ориентация на потребителя. Лидирующая роль руководства. Процессный подход. Системный подход. Вовлечение всех сотрудников в управление качеством. Постоянное улучшение. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Принятие решений основанных на фактах. Основные выгоды от применения базовых принципов.

Тема 9. Основные инструменты статистического контроля

Бенчмаркинг. Диаграмма «скелет рыбы». Контрольный листок. Блок-схема процесса. Линейный график. График протекания процесса. Гистограмма плотности распределения. Диаграмма Парето. Анализ характера и последствий отказа. Диаграмма разброса. Контрольная карта. Анализ силового поля. Кружки Контроля Качества.

Тема 10. Семь инструментов управления и процесс развертывания функции качества

Диаграмма сродства. Диаграмма связей. Древовидная диаграмма. Матричная диаграмма. Стрелочная диаграмма. Диаграмма процесса осуществления программы (РDРС). Матрица приоритетов (анализ матричных данных). Развертывание функции качества. «Дом качества». Последовательность шагов при развертывании функции качества. Профиль требуемого качества. Профиль желаемого качества.

Тема 11. Квалиметрия – наука об измерении качества

Понятия свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств. Классификация методов определения значений показателей качества. Измерение качества. Методы оценки уровня качества.

Раздел IV. Нормативное сопровождение управления качеством

Тема 12. История эволюционного развития стандартов качества

Причины пересмотра стандартов. 5 базовых стандартов.

Тема 13. Стандарты ИСО серии 9000

Цели и задачи международных стандартов ИСО серии 9000. Модель совершенствования качества. Положительные результаты применения стандартов серии ИСО 9000.

Тема 14. Структура базовых стандартов ИСО серии 9000

Основные элементы базовых стандартов ИСО серии 9000.

Тема 15. Реализация принципов менеджмента качества в ИСО 9001

Модель менеджмента качества, основанная на процессном подходе. Менеджмент процессов. Различие понятий «процедура» и «процесс». Примеры внешних и внутренних процессов. Базовая модель процесса. Обязательные процедуры в ИСО 9001. Требования к документации. Руководство по качеству. Управление документацией. Управление записями.

Раздел V. Экономика качества продукции и услуг

Тема 16. Экономические категории качества

Диаграмма затрат и выручки от продажи продукта. Зависимость цены от количества реализованного продукта при постоянном объеме выручки. Традиционная модель оптимальной стоимости качества.

Тема 17. Затраты на качество и их классификация

Структура доходов и затрат. Основные составляющие затрат на качество. Окупаемость затрат на качество. Относительные доли элементов затрат на качество. Практическое использование оценок затрат на качество

Тема 18. Использование данных о затратах, связанных с качеством

Последовательность действий по совершенствованию затрат на качество. Потенциальные источники затрат на качество.

Раздел VI. Аудит качества и премии качества

Тема 19. Типы аудиторских проверок и применяемых

моделей оценки качества

Понятие «аудит». Цели проведения аудита. Типы аудиторских проверок. Органы по сертификации систем менеджмента качества.

Тема 20. Подготовка к внешнему аудиту на соответствие

стандартам ИСО серии 9000

Организационные мероприятия на этапах разработки, внедрения и сертификации системы менеджмента качества. Основные требования членам аудиторской команды. Подготовка персонала организации к проведению сертификационного аудита.

Тема 21. Премии качества

Премии за достижения в области качества. Критерии оценки предприятия и его системы менеджмента качества. Процедура выполнения оценки соответствия требованиям.

Раздел VII. Системы экологического менеджмента

Парадигма экологического менеджмента, основанного на процессном подходе

Модели экологического менеджмента. Принципы и элементы системы экологического менеджмента. Нормативное сопровождение систем экологического менеджмента

Раздел VIII. Информация как особое свойство

системных объектов качества

3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов.- М.: Радио и связь, 1999.- 600 с.:ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  2. Мазур И. И., Шопиро В.Д. Управление качеством / М.:Высш. шк., 2003.- 334 с. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

  3. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров.-М.: Финансы и статистка, 2006.- 384с.

  4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. Пособие для вузов. – М.:Дрофа, 2004.-720 с.: ил. (рекомендовано министерством общего и среднего образования РФ для студентов экономических и инженерных специальностей ВУЗов)

Дополнительная литература

  1. Международный стандарт (МС) - ИСО 9000-1-94. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению

  2. Комментарий к изменениям стандартов серии ИСО 9000 в версии 1994г. М.:ИПК издательство стандартов, 1996. -12с.

  1. МС ИСО 9000-4-2000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством. Часть 4. Руководство по управлению программой надежности.

  2. МС ИСО 9001-2000. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины управление персоналом 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    к.э.н., доцент кафедры экономической теории и менеджмента Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Гарькина Наталья Геннадьевна.
  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины антикризисное управление 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Антикризисное управление» составлена в соответствии с учебным планом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения по специальности 080507.
  3. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины управленческие решения 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «региональная экономика» (Специальность «080507. 65 Менеджмент организации»)

    Учебно-методический комплекс
    В современных условиях для научного обоснования радикальных экономических реформ, рационализации межрегиональных связей, выработки рациональной и научно-обоснованной региональной политики и стратегии особое значение приобретает изучение
  5. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины операционный менеджмент 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методичекий комплекс учебной дисциплины «Операционный менеджмент» 080507.65. «Менеджмент организации», специалитет. Самара, 2007, СФ МГПУ, - 28 с.
  6. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория организации 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    к.э.н., ст. преподаватель кафедры экономической теории и менеджмента Самарского филиала ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Чуриков Юрий Вадимович
  7. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины инновационный менеджмент 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Инновационный менеджмент» составлена в соответствии с учебным планом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения по специальности 080507.
  8. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины стратегический менеджмент 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» составлена в соответствии с учебным планом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения по специальности 080507.
  9. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины управление качеством 080507. 65 «Менеджмент организации», специалитет

    Учебно-методический комплекс
    Сущность качества и управления им, основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством; квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.

Другие похожие документы..