Законодательство и конфликты 6

Трудовые и социальные конфликты в РФ и субъектах федерации

в мае–августе 2009 г.

(по материалам СМИ)

Москва

август 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Роль трудовых и социальных конфликтов в современном российском обществе 5

Законодательство и конфликты 6

Социальная база и формы конфликтов 11

Профсоюзное движение 20

Количественный анализ протестной активности в РФ во 2 кв. 2009 г. 26

Обзор теоретических и прикладных публикаций 31

"Профсоюзы не нужны ни государству, ни бизнесу" 31

77% российского пролетариата лишились части зарплат, оказались на улице и уже готовы протестовать 34

Профсоюзы начали слияния и поглощения 35

Вперед, к предыдущему Трудовому кодексу 37

Время протестов 38

Инструменты и оружие трудящихся 47

Новый красный пояс 48

Клубничная революция 49

Моногород на замке 52

Профсоюзы объединяются: надежды и угрозы 53

Западные профсоюзы покупают акции компаний, чтобы лучше оберегать работников 54

Конституционный суд разошелся по разные стороны пикетов 55

Рабочие до осени 57

Сообщения СМИ о трудовых и социальных конфликтах по регионам РФ 59

Алтайский край 59

Амурская область 60

Архангельская область 61

Астраханская область 61

Брянская область 62

Владимирская область 63

Волгоградская область 63

Воронежская область 63

Ивановская область 64

Иркутская область 65

Калининградская область 65

Калужская область 66

Кемеровская область 67

Кировская область 68

Краснодарский край 68

Красноярский край 69

Курганская область 71

Ленинградская область 71

Липецкая область 72

Москва 73

Московская область 75

Нижегородская область 75

Новгородская область 77

Новосибирская область 77

Омская область 78

Оренбургская область 78

Орловская область 78

Приморский край 79

Республика Башкортостан 83

Республика Бурятия 83

Республика Алтай 84

Республика Ингушетия 84

Республика Кабардино-Балкария 85

Республика Коми 85

Республика Хакасия 86

Ростовская область 87

Самарская область 88

Санкт-Петербург 89

Свердловская область 89

Тамбовская область 94

Тюменская область 94

Хабаровский край 94

Челябинская область 95

Ямало-Ненецкий автономный округ 100

Ярославская область 101

Акции, проходящие на федеральном уровне 101

Сообщения СМИ о деятельности профсоюзных организаций по регионам РФ 104

Алтайский край 104

Архангельская область 104

Астраханская область 106

Воронежская область 106

Калининградская область 107

Кировская область 107

Красноярский край 108

Курганская область 109

Ленинградская область 110

Нижегородская область 117

Новосибирская область 118

Орловская область 119

Пермский край 119

Приморский край 119

Псковская область 120

Республика Саха (Якутия) 122

Ростовская область 124

Самарская область 125

Санкт-Петербург 129

Свердловская область 133

Томская область 134

Ханты-Мансийский автономный округ 135

Челябинская область 136

Роль трудовых и социальных конфликтов в современном российском обществе

Трудовые и социальные конфликты в современной России играют для властей различных уровней важную роль механизма обратной связи в осуществляемом ими управлении процессом проведения экономических, политических и других, менее масштабных реформ. По количеству, степени напряженности, широте охвата трудовых и социальных конфликтов власти выносят суждения о правильности направлений и темпов проводимых реформ, выбора социальной базы, а также корректируют свою деятельность в зависимости от того, к каким последствиям, выражаемым участниками конфликтов, ведут предпринимаемые меры.

Главная социальная база упомянутых конфликтов в современном российском обществе – это та часть населения страны, которая не смогла в силу различных объективных и субъективных причин вписаться в новые экономические реалии, реализовать себя в условиях перехода экономики страны с социалистических на капиталистические принципы ведения хозяйства. В основном это население средних и мелких городов (в особенности - населенных пунктов, образованных единственным предприятием), закрытых административно-территориальных образований, а по своему составу - представители рабочего класса, производственной и технической интеллигенции. Часть из них, вынужденно превратившаяся в ларечников, челноков, люмпенов, можно считать деклассированными элементами, однако большинство из них пока сохраняют связь с ушедшими в прошлое социальными реалиями. Отдельно необходимо упомянуть представителей бюджетной сферы – учителей, врачей, работников культуры и других, - чье участие в трудовых и социальных конфликтах определяется их правовым бесправием, хроническим недофинансированием или финансированием по остаточному принципу, неумением руководства организовать или реформировать их деятельность, устойчивой бытовой связью с производственной сферой.

Трудовой конфликт можно определить как предельный случай обострения организационно - трудовых противоречий, выражающийся в столкновении субъектов трудовых отношений, обусловленный противоположностью или существенным различием их интересов или целей и предполагающий активные действия, направленные на достижение каждым из субъектов своих целей либо защиту своих интересов. Социальный конфликт аналогичным образом определяется как предельный случай обострения социальных противоречий и развивается, как правило, вне сферы трудовых отношений.

Важным аспектом трудовых и социальных конфликтов в современной России является их тесная взаимосвязь. Она обусловлена тем, что к середине 80-х - началу 90-х годов прошлого века экономической основой российских городов были производственные или научно-производственные предприятия, в большинстве своем градообразующие. Процесс образования (развития) этих городов был неразрывно связан с расположенными в них заводами, фабриками, институтами. Для привлечения работников эти предприятия своими силами строили жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, развивали общественный транспорт. Так и экономически, и в сознании населения социальная сфера оказалась прочно связанной с производственной. Это закреплялось и организационными мерами: так, квартплату и коммунальные платежи жители ведомственных домов вносили в кассу предприятия, жилищно-эксплуатационные конторы являлись придатками ремстройуправлений и т.д. Несмотря на некоторое высвобождение предприятий от груза "социалки" в 90-х годах, часть этих объектов по-прежнему обслуживается предприятиями, а самое главное – в сознании людей объекты социальной сферы по-прежнему крепко связаны с определенным заводом или фабрикой. По этой причине зачастую социальный по существу конфликт разрешается забастовкой или пикетом на предприятии, то есть приобретает форму трудового конфликта.

Кроме того, органами государственной статистики фиксируются только те акции протеста, которые были проведены с соблюдением установленного порядка – была подана заявка, получено разрешение, согласованы место и время акции и т.д. Спонтанные акции, особенно если у них нет явных организаторов, становятся в лучшем случае достоянием средств массовой информации, да и то не всегда. Поэтому имеющиеся данные о социальных конфликтах, как правило, недостоверны, остается высоким процент латентной (то есть невыявленной) активности населения в рамках социальных конфликтов. По вышеизложенным причинам в настоящем обзоре трудовые и социальные конфликты рассматриваются совместно.

Законодательство и конфликты

Общенациональные законы, регулирующие правила проведения демонстраций, митингов и манифестаций, чаще всего принимаются в странах, не имеющих развитой демократии. В Саудовской Аравии, к примеру, закон запрещает уличные демонстрации. Митинги и пикеты требуют особого разрешения властей, причем даже в разрешенных могут принимать участие только лица одного пола. Аналогичные требования существуют во многих других исламских странах. Общенациональные правила проведения митингов и демонстраций существуют в большинстве стран бывшего соцлагеря, а также в странах СНГ. В Белоруссии, согласно закону "О массовых мероприятиях" от 1997 года, акции, в которых участвуют свыше 1000 человек, могут организовывать только политические партии. Массовые мероприятия запрещены на расстоянии менее 200 метров от государственных объектов, телерадиоцентра и станций метрополитена. Запрещены плакаты, "содержание которых направлено на причинение ущерба конституционному строю".

История вопроса в России такова. В июле 1988 года президиум Верховного совета СССР издал указ "О порядке организации и проведения собраний митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР". В мае 1992 года президент РФ установил, что указ Верховного совета СССР 1988 года действует на территории РФ "до принятия соответствующего закона" в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным советом России в ноябре 1991-го. Конституция 1993 года установила, что граждане России "имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования". Попытка принять специальный закон была предпринята еще в 1995 году. Госдума и Совет федерации одобрили документ, разработанный группой депутатов во главе с коммунистом Виктором Зоркальцевым. Но президент наложил на него вето. Лишь в конце марта 2003 г. на своем заседании правительство РФ одобрило проект закона "О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях". Отличительной чертой законопроекта являлось то, что на проведение публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Принятие данного законопроекта диктуется необходимостью создать единую правовую базу, которая регулировала бы порядок проведения публичных мероприятий на всей территории России.

В законопроекте были перечислены места и территории, на которых можно или нельзя проводить публичные мероприятия, а также круг лиц, которые могут или не могут организовывать подобные мероприятия. Организаторы публичного мероприятия по законопроекту должны были уведомить органы исполнительной власти или органы местного самоуправления о намерении провести митинг, шествие, демонстрацию (за исключением собрания) в письменной форме в срок не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до даты проведения мероприятия.

Правительство РФ одобрило законопроект и внесло его в Госдуму. Как подчеркнули в правительстве, введение в действие этого федерального закона не предусматривает дополнительных финансовых расходов.

После длительного обсуждения 31 марта 2004 г. нижняя палата российского парламента приняла в первом чтении правительственный законопроект "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесенный в Госдуму за год до того. Это понятно: непопулярный закон, обесценивающий любой митинг или пикет, не мог быть даже обсужден накануне выборов. Документ одобрили большинством в 294 голоса, против высказались 137 человек, один депутат воздержался. Ни одна думская фракция, кроме "Единой России", законопроект не поддержала, да и сами единороссы не смогли обеспечить стопроцентного положительного голосования в поддержку правительственной инициативы.

Проект вводит уведомительный принцип для пикетчиков, но разрешает гражданам демонстрировать свои чувства органам власти в строго определенных местах - подальше от месторасположения этих самых органов. Вдобавок полномочия местных администраций и милиции неимоверно раздуваются. Получается, по новому закону отказать в проведении митинга легче легкого - причем на вполне законных основаниях. Представлявший документ замглавы Минюста Евгений Сидоренко оправдывал появление закона отсутствием единой правовой базы, касающейся публичных мероприятий. Сослался Сидоренко и на проблемы безопасности, которые якобы возникают именно на митингах и демонстрациях и пообещал в дальнейшем уточнить статьи, в которых прописаны ограничительные нормы: к примеру, в отношении прилегающих к резиденциям органов власти территориям. Однако его слова не убедили ни КПРФ, ни "Родину", ни ЛДПР, ни независимых депутатов. Представители этих фракций твердо заявили, что правительственного законопроекта поддерживать не станут, и свои обещания сдержали.

Столь сильная отрицательная реакция депутатов, многочисленные прокатившиеся по стране митинги протеста, высказывания ведущих политических деятелей заставили власть сделать определенные выводы, и уже 26 апреля 2004 г. Президент РФ В.Путин внес в Госдуму поправки к законопроекту "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В данных поправках содержатся указания на необходимость снять "нездоровые ограничения" на проводимые мероприятия.

Второе чтение законопроекта "О собраниях..." началось 28 мая 2004 г. Недовольные исправленным документом депутаты предложили свои поправки. Единороссы с ходу заявили, что они все противоречат только что принятым, и отказались их обсуждать. Независимый депутат Сергей Попов заявил, что прогресс этого проекта исчерпан тем, что из откровенно плохого он стал просто плохим. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский заметил: не поддается улучшению сама концепция этого законопроекта. Представитель фракции "Родина", профсоюзный лидер Олег Шеин сокрушался, что "в законе осталось много рудиментов, которые позволяют осуществлять манипулирование общественными организациями". Зато другой профсоюзный лидер, но из ЕР, Андрей Исаев, оказался чрезвычайно доволен законом и пообещал, что "если возникнут какие-то сложности, то закон не является догмой, и мы сможем вернуться к нему, чтобы внести туда изменения". В итоге три из четырех думских фракций проголосовали против этого документа, но закон все равно успешно прошел второе чтение: "за" было подано 310 голосов.

04 июня 2004 г. Госдума приняла в третьем окончательном чтении проект закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Это решение поддержали при необходимом минимуме в 226 голосов 336 депутатов, 97 были против, 2 воздержались.

Закон устанавливает уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетов, а не разрешительный, как это было принято прежде. Оговаривается время проведения публичных мероприятий - с 7 утра до 11 вечера, статус его организаторов и участников, в числе которых могут выступать как рядовые совершеннолетние граждане, так и действующие политические партии, а также порядок, формы и характер манифестаций. Закон также предусматривает "создание реальных и безопасных условий для проведения митингов". С этой целью он определяет перечень территорий, вблизи которых проведение шествий и пикетов запрещено. В редакции кабинета министров к таким местам относились, в частности, здания представительств госвласти и дипмиссий. Палата, одобрив во втором чтении соответствующие изменения, не разрешила организацию манифестаций только рядом с опасными и вредными производственными объектами, железнодорожными магистралями, путепроводами, погранзонами, судами и тюрьмами, а также резиденциями Президента РФ. Уведомление об организации митингов, согласно документу, подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней, а в случае с пикетированием не позднее 3 дней до окончательной даты их проведения.

  1. Отчет о научно-исследовательской работе «разработка концепции развития корпоративного законодательства и корпоративного управления»

    Содержательный отчет
    2.2. Возможность осуществления смешанной реорганизации, как по формам реорганизации, так и по организационно-правовым формам юридических лиц, участвующих в реорганизации.
  2. Корпоративные конфликты и конфликты интересов

    Документ
    Принципы корпоративного права и управления не нашли должного отражения в законодательстве. Существующая доктрина из числа специальных принципов права выделяет только приоритет интересов кредиторов общества и миноритарных акционеров.
  3. Конфликты в информационной сфере. Правовые проблемы

    Документ
    8 февраля 2008 года в институте государства и права РАН состоялся очередной теоретический семинар Сектора информационного права ИГП РАН. Основной темой семинара на этот раз были избраны проблемы конфликтов в информационной сфере.
  4. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел

    Диссертация
    Защита состоится « » 2009 г., в 14 часов 30 мин., на заседании диссертационного совета Д 203.002.03 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, г.
  5. Законодательство италии о банкротстве

    Закон
    1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В СТРАНЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ВОПРОСАМИ БАНКРОТСТВА/ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ? (ДА/НЕТ, ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТАКОЙ ОРГАН, КАКИЕ У НЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ?
  6. Законодательство субъектов российской федерации тематический обзор за декабрь 2010 январь 2011 года

    Закон
    Часть 1.Социальное развитие, трудовые отношения, социальная поддержка и социальная адаптация, защита прав детей, культура, образование, здравоохранение
  7. Конфликт на ОАО "Конвейер"

    Документ
    ОАО "Конвейер" – градообразующее предприятие небольшого сибирского города. На момент описанных событий на заводе работало 2069 чел. В течение последних 2-3 лет предприятие работает стабильно и имеет хорошие перспективы для развития.
  8. «Законодательство о центральных банках обзор оптимальной практики»

    Закон
    Настоящий документ составлен из иллюстративных выдержек из национального и международного законодательства нескольких стран по проблемам, обсуждаемым в работе.
  9. Законодательство (14)

    Закон
    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: табачные изделия - изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару,

Другие похожие документы..