Наш край в годы великой отечественной войны

ЦЕНТР НАЧНОЙ МЫСЛИ

ПОМОГАЕВА К.Ю.

НАШ КРАЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Учебное пособие

по патриотическому воспитанию обучающихся

УДК 37.035(072)

ББК 74.200(2Рос-4Ирк)я72

П 55

Печатается по решению редакционного совета

Центра научной мысли

Рецензенты:

Пичко Н.С. – кандидат культурологи, доцент кафедры истории и культуры

филиала Ухтинского государственного технического университета.

Шутова Е.В. – кандидат филологических наук, учитель русского языка высшей квалификационной категории Таганрогского лицея-интерната «Педагогический».

Димитренко Л.В. – учитель истории I квалификационной категории Таганрогского лицея-интерната «Педагогический».

П 55

Помогаева К.Ю. Наш край в годы Великой отечественной войны. – Москва: Изд-во «Перо», 2011. – 44 с.

ISBN 978-5-91940-074-5

В учебном пособии даются методические рекомендации по проведению занятий в 7-11 классах по патриотическому воспитанию учащихся.

Предназначено учителям истории, классным воспитателям для проведения «уроков мужества» на тему: «Наш край в годы Великой Отечественной войны». 

ISBN 978-5-91940-074-5 ББК 74.200(2Рос-4Ирк)я72

© Помогаева К.Ю., 2011.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………

4

Герои Советского союза – зиминцы ………………………………….

7

Город Зима в годы Великой Отечественной войны ……………….

22

След Великой Отечественной войны в названиях улиц города Зимы

29

Рекомендуемая литература и источники ……………………………..

40

ВВЕДЕНИЕ

Пособие содержит методические рекомендации по проведению занятий в 7–11 классах. Предназначено учителям истории, классным воспитателям для проведения «уроков мужества» на тему: «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

Во вторую мировую войну было вовлечено 72 государства, представлявшие свыше 80% населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн. человек, погибло 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане СССР.

Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подобной войны не знало человечество: ни по масштабам, ни по числу жертв, ни по объему разрушения. В отличие от мировых завоевателей прошлого – А. Македонского, Чингисхана, Наполеона – Гитлеру удалось достичь большего. И все-таки нашлась сила, которая смогла не только остановить, но и разгромить агрессора – государство Советский Союз.

Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны. О том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях. О беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу.

Обучающиеся нашего города должны знать не только о важнейших вехах на  пути к Победе – оборона Бреста и Могилева, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы в 1944-1945 году. Также и о том, что весомый вклад в общенародное дело внесли и зиминцы. Наши земляки отважно сражались на фронтах, женщины, подростки, старики мужественно держали бессменную трудовую вахту, но все прошли через горнило жестоких испытаний и победили. Во время войны в полную силу проявился мужественный и стойкий характер земляков-зиминцев как на фронте, так и в тылу. Достаточно сказать, что Зиминская земля подарила Родине 11 Героев Советского Союза.

В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков, 9 мая 1945 года было объявлено днем всенародных торжеств – Днем Победы.

Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века.

Великая Отечественная война оценивается исторической памятью нашего народа как наиболее значимое событие, прежде всего потому, что эта память связана с историей каждой семьи, с самыми существенными и сокровенными сторонами жизни людей.

Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Урок Великой Отечественной войны состоит еще и в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего развития России в XXI веке. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, – основа достоинства нации, ее способности в реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов и дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают жить рядом с нами, – подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России.

Целью данного пособия является создание условий для формирования нравственных, гражданских и патриотических чувств ребят через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Педагогическими и методическими условиями успешного проведения занятия являются следующие:

  • раскрытие значимости Великой Победы;

  • создание конкретного образа опасности, нависшей над страной, массового героизма, проявленного защитниками Родины;

  • показ Победы как результата героических усилий единого многонационального и поликонфессионального Советского государства;

  • опора на местный краеведческий материал, включение в содержание уроков фактов участия зиминцев в защите Родины, история Малой Родины, семьи в военный период;

  • опора на семейные архивы учащихся (фотографии, письма с фронта, воспоминания и т.д.);

  • использование возможностей приглашения на урок ветеранов боевых действий Великой Отечественной войны, участников трудового фронта времен войны;

  • опора на знания учащихся по истории Отечества, литературе, другим предметам, в которых были материалы по истории Великой Отечественной войны;

  • опережающие задания учащимся, занимающимся научно-исследовательскими работами по краеведению, подготовить сообщения по теме: «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны»; «Судьба моей семьи в истории моей страны»; «Боевой путь моего прадедушки»; «Моя бабушка, прабабушка в годы войны».

При работе с материалами данного пособия целесообразно использовать воспитательные возможности музейной педагогики. В народном краеведческом музее города Зимы, в школьных музеях можно организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны. Оформить экспозиции, созданные из документальных материалов и вещественных экспонатов, провести встречи с ветеранами войны и тыла, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.

В пособии представлены материалы по трём направлениям:

  • Герои Советского Союза – зиминцы;

  • Город Зима в годы Великой Отечественной войны;

  • След Великой Отечественной войны в названиях улиц города Зимы.

Использование методических материалов при проведении уроков мужества, часов общения, внеклассных мероприятий будет способствовать:

  • формированию гражданско-патриотического чувства сопричастности судьбам отечества;

  • развитию познавательных интересов, потребности культурно-исторических ценностей,

  • развитию творческой активности;  

  • привлечению учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей своей Малой Родины;

  • формированию творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

  • формированию у подрастающего поколения чувства единения, патриотизма и гордости за свою Малую родину.

Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гордости за историю своей страны, своего родного города:

– беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»;

– викторина «Знаешь ли ты героев Великой Отечественной войны – зиминцев?», «Галерея портретов героев-зиминцев», «Города-герои»;

– конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна», «Никто не забыт, ничто не забыто»;

– конкурсы рисунков и плакатов «Мир глазами детей», «Миру – мир», «Помнить больно – забыть нельзя», «Нам не нужна война», и т.д.

– встреча-чествование ветеранов войны – зиминцев «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»;

– брейн-ринг: «город Зима в годы Великой Отечественной войны»; «Современные проблемы распространения фашизма в мире и его проявление в нашей стране»;

– диспуты: «Что такое Малая Родина? Как связаны между собой понятия «Малая Родина» и «патриотизм»?», «Почему важно хранить память о знаменательном событии прошедшей войны и тех, кто приближал «праздник со слезами на глазах?», «А должен ли я быть верным своей Малой Родине? В чём это должно проявляться?».

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА – ЗИМИНЦЫ

22 июня 1941 г. Гитлер начал войну против СССР. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. В этой чрезвычайной обстановке советская страна превратилась в единый боевой лагерь, охваченный стремлением разбить и уничтожить врага.

Находясь за тысячу километров от линии фронта, Иркутская область вносила значительный вклад в усиление оборонной мощи страны. Сибиряки близко к сердцу восприняли весть о начале войны. Волна митингов прокатилась по городам и селам области. Митинги сыграли огромную мобилизующую роль. На них рабочие, служащие и колхозники обязались трудиться по-военному, все силы отдать для разгрома агрессора. К 15 июля 1941 года в военкоматы области поступило 6 тысяч заявлений о добровольном поступлении в ряды Красной Армии. В области были мобилизованы и призваны в армию десятки тысяч патриотов. Они были направлены на комплектование кадровых дивизий, на формирование новых частей и соединений. В строй защитников Родины за годы войны встало более 200 тысяч наших земляков. Сибиряки приняли самое активное участие и в боевых действиях.

Всего на фронт город Зима отправил 8870 человек, назад вернулось около 5 тысяч. На фронте сибиряков, как правило, отличали мужество, выносливость и упорство в достижении цели. Эти качества сибирского характера не раз особо отмечали немецкие генералы, для которых сибирские войска оказались грозным противником.

Более тысячи сибиряков за боевые подвиги получили высокое звание Героя Советского Союза. Такого звания удостоены и 11 земляков-зиминцев: Алексеев В. Н., Беломестных В. К., Барков М. И., Валентеев С. А., Клименко С. В., Колодяжный П. С., Курзенков А. Г., Лященко Н. Г., Перов Д. М., Романец С. В., Соколов М. В.

Лященко Николай Григорьевич (1910–2000 гг.)

Родился Николай Григорьевич Лященко 16 мая 1910 г. на станции Зима. Сюда в свое время был сослан дед, здесь жил его отец – унтер-офицер старой армии. Рождение Николая Григорьевича совпало с окончанием срока наказания деду, и его семья выехала обратно в Среднюю Азию, на этот раз в Киргизию.

С 11 лет начал свою трудовую жизнь будущий генерал. Работал он в 1919–1927 гг. конюхом, молотобойцем, кузнецом на конном заводе в Иссык-кульском районе. Как получивший неплохое начальное образование, в 1927 г. избирается председателем волостного профессионального комитета сельскохозяйственных рабочих в с. Сазоновка, а затем председателем заводского профсоюзного комитета Урюктинского конезавода в Киргизии.

В 1929 г. пришло время служить ему в армии. Н. Г. Лященко направляется в Ташкентское объединенное командное училище, оканчивает его, командует взводом на Дальнем Востоке, ротой и полковой школой в 217-м стрелковом полку 73-й дивизии Сибирского военного округа.

В 1936 г. весь мир узнал о героической борьбе испанского народа, поднявшегося на борьбу с мятежниками и их поддерживающими немецкими и итальянскими войсками.

На помощь испанцам отправились свободолюбивые люди из многих стран мира, в том числе и из нашей страны. Подал рапорт об отправке добровольцем в Испанию и Николай Григорьевич. Ему присвоили новое имя Николас Беркут, а испанцы называли его «капитан Николас», а иногда и просто «Гранде» – Большой.

За бои в республиканской Испании советский доброволец был награжден орденом Красного Знамени (2 марта 1938 г.). После Испании его ждала учеба в Военной академии им. Фрунзе. Академию окончил за месяц до войны и был назначен заместителем командира 737-го полка Одесского военного округа, а войну майор Н. Г. Лященко начал командиром 972-го полка 255-й дивизии, который сам и формировал в районе Днепропетровска.

Трудными дорогами отступления по земле Украины прошел сибиряк. Было немало драматических моментов в его биографии этой поры. С конца февраля 1942 г. он был заместителем командира 255-й дивизии, а с марта стал уже командиром соседней 106-й дивизии, потерявшей в боях почти весь командный состав. До самого Дона отступал он с жестокими боями, теряя после каждого боя многих бойцов и командиров.

С небольшой горсткой бойцов оказался он в окружении в мае 1942 г. у Дона и едва выбрался оттуда живым. И этот тяжелый и неприятный момент не раз напоминал о себе командиру. Когда закончилась проверка обстоятельств выхода из окружения, Н. Г. Лященко назначают заместителем командира дивизии, когда для него это был уже пройденный этап, а в марте 1943 г. следует еще одно понижение – назначение командовать бригадой на Волховском фронте.

Только в мае 1943 г. он возвращается к своей исходной должности, становится командиром 90-й стрелковой дивизии. На первых порах нового комдива на Ленинградском фронте постигли трудности и неудачи. В июле 1943 г. дивизия участвовала в наступлении в районе Синявино. Продвижение в болотах шло медленно, а иногда атаки и вовсе захлебывались, полки несли большие потери. Вскоре командование отказалось от наступления в этом районе, так как оно не дало результатов, и полковник облегченно вздохнул, напрасные жертвы прекратились. С болью в сердце всегда вспоминал он эти дни.

  1. Тема занятия: «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

    Документ
    Оснащение (оборудование) занятия: набор фотографий памятников и памятных знаков города Полоцка, связанных с историей второй мировой войны, набор предметов-символов,
  2. Тема урока: Наш край в годы Великой Отечественной войны

    Урок
    Цель урока: познакомить уч-ся с основными событиями, происходившими в годы войны в нашем крае; способствовать воспитанию у уч-ся чувства уважения к ветеранам войны, людям, работавшим в годы войны в нашем крае, любви к Родине.
  3. Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

    Документ
    С первых дней войны в крае началось патриотическое движение по оказанию помощи фронту под лозунгом "Все для фронта, все для Победы!". Уже в первой половине дня 23 июня в райвоенкоматы и райкомы партии поступили сотни заявлений
  4. Владимирский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

    Документ
    Это стихи особенные. В них звучат скорбь, боль, слезы, страшные воспоминания о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Войны, которая унесла более двадцати миллионов человеческих жизней.
  5. Библиографический указатель "Самарцы в годы Великой Отечественной войны" включает 260 описаний книг и публикаций в сборниках и периодических изданиях за последние 15 лет. Преимущественно это материалы, опубликованные во второй половине 90-х гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель "Самарцы в годы Великой Отечественной войны" включает 260 описаний книг и публикаций в сборниках и периодических изданиях за последние 15 лет.
  6. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны

    Документ
    Партизанское движение в тылу немецко-фашистских захватчиков явилось составной частьюВеликой Отечественной войны. Оно сыграло важную роль в победе над врагом.
  7. Деятельность военных отделов партийных комитетов областей центрального черноземья в годы великой отечественной войны

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 декабря 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.04 в Курском государственном университете по адресу: 305 , г.
  8. План-конспект урока обобщения по теме: «Великая Отечественная война»

    План-конспект
    Вступительное слово учителя: «Эпиграфом к нашему уроку стали слова поэта Степана Щипачёва (зачитывается эпиграф). В ночь на 22 июня 1941 года советские люди мирно спали, выпускники праздновали окончание школы, через границу шли железнодорожные
  9. Лекция наш край в годы

    Лекция
    белорусского народа. Белоруссия одной из первых подверглась нападению немецко-фашистских полчищ 22 июня 1941 года, став на три года ареной ожесточенных боёв.

Другие похожие документы..