Демократические выборы как инструмент формирования многопартийности в Сибирском федеральном округе

На правах рукописи

ПЕТРОВ Алексей Викторович

Демократические выборы

как инструмент формирования многопартийности

в Сибирском федеральном округе

Специальность: 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

(политические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Чита - 2009

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» на кафедре современной отечественной истории

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Петрушин Юрий Александрович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Васильева Клавдия Кирилловна

кандидат политических наук, доцент

Дубенков Денис Юрьевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

Защита диссертации состоится 22 апреля 2009 года в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.03 по присуждению ученой степени доктора наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, д.30, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Читинского государственного университета по адресу: 672000, г.Чита, ул. Кастринская, 1.

Автореферат разослан 17 марта 2009 г.

Автореферат размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Читинский государственный университет» http://www.chitgu.ru 17 марта 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук, доцент Шеремет Л.Г.

  1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Возрастание роли политических партий в Российской Федерации выражается в изменении федерального законодательства, в соответствие с которым Государственная Дума РФ стала абсолютно партийной. Не менее половины депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ избираются по пропорциональной системе. Правительство РФ в перспективе также станет партийным, а президент возглавит список одной из партий.

Исследование политических партий в России становится все более востребованным. Оно позволяет внести определенные коррективы в дело формирования политической системы современной России. Пропорциональная избирательная система в России находится в стадии становления, и соответственно, практика ее повсеместной реализации пока не сложилась.

До недавнего времени в России не было опыта проведения выборов в федеральный законодательный орган только по партийным спискам. Введение этой системы вызвало много споров среди политиков и ученых. Одни считают, что введение пропорциональной системы окажет положительное влияние на демократизацию страны. Другие - выступают против собственно пропорциональной системы. Несмотря на то, что последние изменения в российском законодательстве были приняты только в мае 2007 года, тем не менее, можно говорить о первых результатах в регионах. Так, девять российских субъектов приняли федеральную модель выборов в представительный орган государственной власти субъекта РФ.

Исследование деятельности пропорциональной избирательной системы в России и в Сибирском федеральном округе, в частности, позволяет определить степень демократичности государства и выявить тенденции развития политической системы в целом. Главную роль в этом играют политические партии, которые выступают, с одной стороны, как институт демократии, обеспечивающий представительские функции и народовластие, с другой, - как общественный институт, являющийся составной частью гражданского общества. Партии формируют и развивают идеологию. В работе идеологический аспект политических партий не рассматривается. Перспективным в исследовании является развитие политической партии как общественного института и как индикатора развития демократии.

Изучение становления многопартийности в Сибири имеет теоретическую и практическую значимость. Актуальность данного исследования определяется следующими факторами: 1) потребностью осмысления процессов становления политических партий в сибирских регионах и их влияния не только на процесс формирования многопартийности на региональном уровне, но и на механизмы принятия политических решений; 2) изучения места политических партий в представительных (законодательных) органах государственной власти субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ. Внимание к данной теме обусловлено также необходимостью формирования научной концепции современных политических процессов в Сибири.

Степень научной разработанности проблемы. Еще в 1850 г. ни одна страна мира (за исключением США) не знала политических партий в современном значении этого термина: лишь течения общественного мнения, народные клубы, философские общества, но отнюдь не партии в собственном смысле слова1. По мнению Дюверже, политические партии - это организации, которые, во-первых, «стремятся, прежде всего, к захвату власти или к участию в ее отправлении», во-вторых, опираются на «поддержку широких слоев населения» в отличие от групп давления, «представляющих ограниченное число граждан с особенными или частными интересами». Популярной теоретической посылкой на рубеже XIX-XX веков стало утверждение о ненужности и принципиальной невозможности существования в обществе единой политической партии. Ряд исследователей утверждали, что политическая партия есть общественная группа, а значит, она не представляет интересов целого народа, общества, каждой партией защищаются интересы отдельной части общества. Поэтому одной партии никогда не может существовать2. Бытовала точка зрения, что наличие нескольких партий приобретает смысл лишь в правовом государстве, значит политические партии могут существовать там, где народу или его большинству предоставлено легальное право участвовать в государственной жизни (право избирать). Именно в это время проблематика политических партий выделилась в отдельное направление политологии.

Термин «многопартийность» заключает в себе два аспекта значения, определяя существующую в том или ином государстве совокупность партий. Это общественный институт, живущий по собственным внутренним законам; это политический институт, который возник в результате реализации таких гражданских свобод, как свобода слова и право на собрания и союзы. В научной литературе обычно выделяют два подхода к интерпретации становления определяющей роли партий в формировании государственной политики. Согласно кратологическому подходу, партийная система предполагает партийность власти, реализующуюся в появлении правящей партии, которая отстаивает свой статус в постоянной конкурентной борьбе с оппозицией. Сторонники институционального подхода утверждают, что существование партийной системы зарождается, когда партии начинают определять политическое лицо даже одной из ветвей власти, в основном, законодательной. При таком взгляде на проблему стирается качественная разница между системой, в которой правящей партии нет, и системой, в которой она есть. Разница эта настолько велика, что представляет собой определяющую, системную характеристику в идентификации многопартийности. Следовательно, при анализе партийных систем целесообразно избрать в качестве отправного пункта не количество партий в той или иной стране, а характер конкурентных отношений в борьбе за власть, определяющий степень действительного политического влияния партий на общество. Наиболее глубоко эту проблему рассмотрел Б.Н.Чичерин в работе 1898 года «Курс государственной политики»3. Он определил плюсы и минусы многопартийности, выделил четыре причины слабого развития многопартийности в России. Свою типологию партий предложил также М. Вебер4.

На рубеже XIX-XX веков были известны мнения и противящиеся созданию политических партий. Большинство из них критично анализирует В.Хвостов в книге «Общественное мнение и политические партии». Партии являются не только полезным, но и совершенно неизбежным учреждением, особенно среди лиц, внимательно следящих за политикой. Главное, чтобы они не превратились в мишуру, как писал П.Рысс в 1921 году5.

Современные исследователи выделяют три периода многопартийности в XX веке6. Первый период – институциональный, главным продуктом которого считается типология политических партий.

Второй период - «бихевиоральный». Важнейшим для него стал труд К. Джанды7, завершившийся созданием эмпирической теории партий. Политические партии, независимо от типа их внутренней орга­низации, проходят в своем развитии ряд ступеней.

Третий, постбихевиоральный, период, когда оптимизм сменился разочарованием и скептицизмом. Политические партии сохраняют свою роль в качестве фундаментальных институтов демократии, обеспечивая представительские функции.

Процесс формирования первых российских политических партий имел свои особенности. В конце XIX - начале XX вв. современники отмечали недифференцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Однако партии стали фактором политической жизни России. Толчком к их формированию и консолидации стала революция 1905 года. Тогда оформились «Союз 17 октября» (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия мирного обновления, Торгово-промышленная пар­тия, Партия правового порядка. Ряд из них заняли заметное место на российской политической арене, участвовали в выборах в первую Государственную Думу.

В этот же период на политическую сцену вышла Российская социал-демократическая рабочая партия. После 1918 года РКП(б) узурпировала власть и установила однопартийную систему. В советский период история партий сводилась к изучению только коммунистической партии и международного коммунистического движения. На них проецировалось и теоретическое определение понятия «политическая партия». Согласно ленинской концепции, политическая партия определялась как передовая, наиболее активная, сознательная часть класса, выражающая его интересы и стремящаяся к достижению соответствующих этим интересам политических целей. Кризис и крушение системы монопартии, возникновение многопартийности, заставили политическую науку заново, критически рассмотреть проблему политической партии.

Большинство современных российских политических партий создавались в начале 1990-х. В качестве генератора новых идей выступила реформирующаяся КПСС. Активизировались общественно-политические организации, которые до этого находились в резерве партии (комсомол, профсоюз, женсовет). Стали формироваться институты гражданского общества. Изменились место и роль Советов, которые могли стать самостоятельной политической силой. Важнейшее значение для будущей многопартийности имел указ Президента РСФСР «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», установивший запрет на создание новых и деятельность уже существующих первичных организаций, комитетов и иных структур политических партий и массовых общественных движений в органах государственной власти, в госучреждениях и на предприятиях.

За последние годы тема изучения многопартийности и партийного строительства стала весьма злободневной. Группа теоретиков (А.В. Иванченко и др.) активно изучают теоретическую базу проведения выборов, виды избирательных систем8. Проблемам правового регулирования процессов становления многопартийности в современной России посвящены монографии Ю.А. Юдина, В.В. Лапаевой, Б.И. Зеленко9. Изучение истории современной российской многопартийности невозможно без использования исследований, посвященных рассмотрению политической истории России конца XX века. Это отражено в работах российских ученых В.В. Согрина, В.П. Пастухова и др.10. Методологической основой данного исследования стала работа Г.В. Голосова «Стратегические манипуляции полем политических альтернатив как механизм «управляемой демократии»11. Вторая группа авторов активно анализирует зарубежный опыт. Но эти работы до конца не раскрывают современные тенденции избирательных кампаний. Третья группа авторов (В.В. Полуэктов, О.П. Кудинов, К.С. Жуков и др.) сами были, либо являются участниками избирательного процесса. Их работы отражают изменения избирательного законодательства12. Четвертая группа - публикации, посвященные региональной специфике. В нее мы включаем работы В.Игнатенко, В.Штурнева, А. Кынева, А. Любарева13. Об истории и современном состоянии политических партий пишут не только политики, ученые, практики. Политические науки активно изучает высшая школа.

По истории политических партий написано несколько научных работ историками Сибири. Отметим работы Ю.А. Петрушина, А.Г. Осипова, В.Козодоя и др14. О представительных (законодательных) органах государственной власти в современной России и развитии многопартийности в России и регионах подготовили и защитили диссертации Н.А. Трегубов, К.А. Пунина, Е.А. Самарская, М.В. Барабанов15. Однако эти авторы не анализировали современное состояние многопартийности в Сибири.

В последние годы много материалов по данной тематике стали публиковаться в прессе и сети Интернет, но они носят фрагментарный характер. Из федеральной прессы выделим еженедельник «Ъ-Власть», ежедневные газеты «Коммерсант», «Независимая газета», «Ведомости». Из региональной прессы отметим корреспондентов Ю. Пронина, Д. Люстрицкого, Е. Петрову, А. Терентьеву. Особо отметим прессу, издаваемую политическим партиями. В их числе «Единая Россия в Прибайкалье», «Приангарье» (КПРФ).

В сети Интернет появилось много новостных и аналитических сайтов, на которых выставлена информация о современных политических процессах. Отметим информационные порталы представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ, информационный портал ЦИК РФ и сайты избирательных комиссий регионов, сайты политических партий и их региональных отделений, где представлены уставы и программы политический партий.

Оперативную информацию можно получать с лент информационных агентств. Отметим РИА «Сибирские новости» и агентство «Телеинформ», «Восток-Телеинформ», РИА «Сибирь», Новости Бурятии, сервер «Банкфакс». Среди аналитических сайтов можно назвать информационный портал ТАЙГА.инфо, БАБР.РУ, «Политический Иркутск». Автором были изучены все федеральные законодательные акты, связанные с избирательным законодательством: Конституция РФ, Федеральный закон «О политических партиях», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), а также законодательные акты всех субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ.

  1. Как создать рынок доступного жилья?

    Документ
    В Правительстве и Государственной думе началось обсуждение пакета законов о формировании рынка доступного жилья. О сути предлагаемых изменений рассказывает один из разработчиков законопроектов, президент фонда «Институт экономики города»
  2. Федерального закона от 4 апреля 2005 Г. N 32-фз

    Закон
    Представленный Комментарий к Федеральному закону "Об Общественной палате Российской Федерации" является одной из первых работ, посвященных юридическому анализу реальной работы Общественной палаты России.
  3. Вызвала большой интерес у участников. Рассмотренные вопросы полезны всем, кто интересуется особенностями России как цивилизации, в первую очередь, они полезны руководству регионов Российской Федерации

    Документ
    Россия и россияне: особенности цивилизации: материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию АЛТИ-АГТУ. – Архангельск: Арханг. гос. техн.
  4. Место и роль молодежи в формировании правовых институтов гражданского общества (29 ноября 2007г.) Курск 2007 (1)

    Документ
    Коллектив авторов выражает искреннюю признательность и благодарность Курской областной Думе за оказанное содействие и организационную поддержку в издании сборника.
  5. Место и роль молодежи в формировании правовых институтов гражданского общества (29 ноября 2007г.) Курск 2007 (2)

    Документ
    заместитель заведующего кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ,
  6. Российский центр обучения избирательным технологиям при центральной избирательной комиссии российской федерации (6)

    Документ
    Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании информации, обработанной при помощи Программного комплекса информационно-поисковой системы Российского центра обучения избирательным
  7. Итоги выборов в мосгордуму 12 тв 12

    Документ
    005, Белова Ольга, 13:00 8 НТВ, СЕГОДНЯ, 0 .1 . 005, Белова Ольга, 1 :00 8 НТВ, СЕГОДНЯ, 0 .1 . 005, Хреков Антон, Вацуева Асет, 19:00 9 ПЕРВЫЙ КАНАЛ, ВРЕМЯ, 0 .
  8. Справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации»

    Интернет справочник
    Бабичев Игорь Викторович, кандидат юридических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса – ст.
  9. Пресса 5 готовимся к выборам 5 Ежедневные новости-Подмосковье, васенина наталья, 17. 01. 2009, №006, Стр. 1-2 5 (1)

    Документ
    1 марта в Московской области пройдут выборы глав в 10 муниципальных районах, 12 городских округах, 2 городских и 1 сельском поселениях, а также выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в 9 муниципальных районах,

Другие похожие документы..