Программа дисциплины Психология для специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования дополнительной специальностью 050303 65 Иностранный язык «Разработано» «Утверждено»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

___________ Шумакова А.В.

«___»_______________2010 г.

Программа дисциплины

Психология

для специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования дополнительной специальностью 050303 65 Иностранный язык

«Разработано» «Утверждено»

_____________ Прилепских О.С. «____»__________________2010 г.

подпись доцент кафедры психологии дата утверждения на заседании кафедры

_____________ Хилько О.В. ______ Прилепских О.С.

подпись доцент кафедры психологии и.о. зав.кафедрой психологии

кафедры психологии

_____________ Погребная О.С.

подпись старший преподаватель

кафедры психологии

_____________ Андреева Е.А.

подпись ассистент кафедры психологии

«Согласовано»

Декан психолого-педагогического факультета

______________ Е.Ф. Торикова

подпись

Ставрополь, 2010

  1. Цель и задачи изучения дисциплины.

Целью дисциплины является:

- формирование у студентов представлений о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности;

- формирование представлений об организации и проведении научного исследования.

- формирование представлений о становлении и развитии психологической мысли в различные исторические эпохи;

- формирование представлений о фактах и закономерностях психического развития здорового человека на разных этапах онтогенеза;

- формирование представлений о закономерностях процесса присвоения человеком социального опыта в условиях специально организованного обучения;

Задачи курса:

  1. качественное изучение физиологических механизмов возникновения психических явлений и процессов;

  2. ознакомление студентов с индивидуально-психологическими особенностями личности: темперамент, характер, способности;

  3. ознакомление студентов с научными исследованиями, его структурными компонентами, принципами в области экспериментальной психологии.

  4. определение возможности использования психологического измерения и шкалирования в работе педагога-психолога.

  5. выяснение зависимости зарождения и восприятия психологических знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.

  6. ознакомление с возрастной динамикой психики человека, онтогенезом психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерностями развития психических процессов на разных этапах онтогенеза;

  7. изучение закономерностей интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса;

  8. изучение психологических основ деятельности педагога; определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на основе процесса решения разнообразных задач;

  9. содействие планомерному внедрению психологических знаний в практическую жизнь людей.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В ходе подготовки по дисциплине «Психология» студенты должны овладеть системой знаний:

  1. о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека как особой формы жизнедеятельности;

  2. физиологических основах и особенностях развития познавательных процессах личности: ощущение, внимание, восприятие, память, мышление, воображение;

  3. об особенностях возникновения и протекания эмоционально-волевых реакциях человека;

  4. об основных методах психологического исследования экспериментальной психологии;

  5. об особенностях обработки и интерпретации результатов исследования;

  6. об ведущих представлениях о психике человека в различные периоды: Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, эпоха Нового времени, эпоха Просвещения;

  7. об основных психологических школах 20 века, и их направлениях;

  8. о развитии психологической мысли отечественной психологии;

  9. о закономерностях, социальной ситуации, ведущей деятельности, основных новообразованиях, факторах и движущих силах психического развития человека;

  10. о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

  11. об особенностях психологии обучающихся и их учебной мотивации;

  12. об организации профессиональной деятельности педагога в учебно-образовательном процессе.

В результате изучения данного курса студент должен овладеть умениями:

  1. использование полученных психологических знаний на педагогической практике;

  2. составление психодиагностических и психокоррекционных программ в соответствии с возникающими проблемами в познавательной, эмоционально-волевой сфере личности;

  3. составление рекомендаций для педагогов ДОУ, родителей по оптимизации совместной деятельности с учётом всех возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребёнка;

  4. организовывать и проводить психологическое исследование;

  5. применять в профессиональной деятельности различные виды психологических шкал, психологических измерений;

  6. осуществлять символьное, графическое и вербальное представление результатов исследования.

  7. осуществление сравнительного анализа основных категорий истории психологии в различные исторические периоды;

  8. выявление особенностей и основных недостатков в положениях психологических школ 20 века, и их направлениях;

  9. определение возможностей психического развития;

  10. осуществление организации психологической помощи в периоды возрастных кризисов;

  11. определение механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

  12. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

Дидактические единицы:

Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического. Общее понятие о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Жизненный путь личности. Основные психологические теории личности. Направленность и её психологические проявления. Потребности. Мотивация. Деятельность: структура, виды, характеристика. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Системогенез деятельности. Общение: функции, средства, структура, психологические характеристики. Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные процессы. Виды, свойства, закономерности ощущений. Характеристика, свойства, особенности восприятия. Процессы, виды, типы, качества, закономерности памяти. Виды, процессы, формы, свойства мышления. Мышление и речь. Виды, функции, характеристики речи. Виды, функции, свойства, природа воображения. Сущность, виды, характеристики внимания. Эмоции, чувства, воля. Темперамент. Характер. Мотивация и характер. Способности: определение, структура, виды, происхождение, характеристики, механизмы.

Экспериментальнаяпсихология. Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследований человека.

История психологии. Предмет и задачи истории психологии. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, генетическая психология, гуманистическая психология. Постановка и пути решения фундаментальных психологических проблем личности, деятельности, способностей, общения на разных этапах развития психологии

Возрастная и педагогическая психология. Предмет, задачи, методы. Цели, задачи и пути образования. Особенности и парадигмы образовательного процесса. Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития. Дошкольный возраст: кризисы и ведущие деятельности. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольника. Младший школьный возраст. Кризис семи лет. Учебная деятельность как ведущая и как источник психического развития личности младшего школьника. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самосознание подростка. Потребность в самоутверждении. Трудный подросток. Период юности. Ранняя юность. Формирование мировоззрения. Профессиональное самоопределение. Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема.

Обучение: сущность, методы. Учение как деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов. Ученик как субъект учебной деятельности. Школьная отметка и оценка. Психологические причины школьной / неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как >путь к сознанию и смыслу. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность. Развитие и воспитание духовности.

Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Данная программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

Семестры

Общая трудоемкость

360

2 - 4

Аудиторные занятия

208

2 – 4

Лекции

126

2 – 4

Практические занятия

82

2 – 4

Самостоятельная работа

152

2 - 4

Курсовая работа

4

Вид итогового контроля: зачёт

экзамен

3

2, 4

  1. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  2. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (3)

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в СГПИ, требованиям Государственного образовательного стандарта
  3. Программа создания и развития федерального государственного автономного образовательного учреждения

    Программа
    Программа создания и развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.
  4. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» 020801. 65 «Экология»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: 020801.
  6. Отче т (2)

    Реферат
    16 октября 1930 г. в Благовещенске был образован аграрно-педагогический институт. Это событие было связано с быстро растущей потребностью в учительских кадрах на Дальнем Востоке.
  7. Отче т (3)

    Реферат
    За 80 лет своей деятельности коллектив вуза подготовил свыше 44 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием, большинство из которых нашли применение своих сил в сферах образования, науки, культуры и управления.
  8. Программа модернизации системы профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально экономического развития региона

    Программа
    реализация инновационных образовательных программ всех уровней профессионального образования по приоритетным направлениям развития федерально – регионального сектора высоких технологий и модернизации экономики страны для решения задач
  9. Правила приема студентов (слушателей) в гоу впо «Чеченский государственный педагогический институт» в 2010 году Грозный, 2009 г

    Правила приёма
    1) разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.

Другие похожие документы..