Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов педиатрического факультета

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

(История мировой медицины)

для студентов педиатрического факультета

Владикавказ - 2012 г.

Составители: зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук профессор Аликова З.Р., ассистенты Джиоева И.А., Кабулова И.У.

Рецензенты:

Профессор Калоева З.Д. - зав. кафедрой поликлинической педиатрии с детскими болезнями лечебного факультета ГБОУ ВПО СОГМА;

Профессор Болиева Л.З. – зав. кафедрой фармакологии с клинической фармакологией

Методическое пособие по учебной дисциплине «История медицины» составлено на основе примерной Программы по истории медицины для студентов медицинских вузов (2011), утвержденной Минздравсоцразвития РФ. Изложен раздел дисциплины, отражающий историю развития мировой медицины от первобытного общества до начала ХХ столетия. Предназначается для студентов педиатрического факультета.

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании ЦКМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России протокол № ____

ВВЕДЕНИЕ

История медицины - наука, изучающая закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры. Она дает возможность на основе изучения прошлого медицинской науки и практики правильно оценить достижения современной медицины, чтобы предвидеть ее развитие в будущем.

Еще древние греки утверждали, что «ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Изучение истории науки как нельзя лучше способствует воплощению в жизнь этой благородной идеи.

История медицины, как предмет преподавания, является научным профессиональным введением в специальность. Изучение истории медицины имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего

врача, воспитания у него чувств гуманизма, интернационализма, патриотизма. Вместе с тем, знание истории помогает проследить преемственность поколений в медицинской науке и практике.

Историю медицины делят на общую и частную. В задачу общей истории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, входит изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера. Общая история медицины является связующим звеном между всеми предметами, которые изучаются в медицинском вузе. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, биографии

ученых, их вклад в науку, формирование и развитие научных школ, историю медицинских учреждений и т.д. Вопросы частной истории медицины различных медицинских специальностей изучаются на соответствующих медико-биологических и клинических кафедрах. Преподавание современной истории медицинских дисциплин – это задача соответствующих кафедр.

На примерах ошибочных воззрений отдельных ученых, неправильной трактовки и интерпретации фактов, односторонних теоретических построений – воспитывает критическое суждение, способствует осмыслению современного состояния науки – ее достижений и недостатков.

Сравнение исходных позиций с современными достижениями выясняет огромные возможности, имеющиеся в распоряжении врача, и в то же время ясно показывает, наиболее неисследованные области, нуждающиеся в незамедлительной научной разработке, в принятии неотложных организационных или социальных мер для ее внедрения.

Преподавание общей и частной истории медицины составляет систему историко-медицинского образования будущего врача, в которой заключается смысл непрерывного исторического образования в медицинском вузе.

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель - изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Задачи:

- обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

- показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

-  раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

-  показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

-  воспитать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

- расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.

2. Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен и до нашего времени;

- отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);

- достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

- вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества.

Уметь:

- анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

- понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

- использовать в своей врачебной деятельности и общения с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;

- достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

Владеть:

- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

Тематика практических занятий (семинаров) по истории медицины

п/№

Темы занятий

Кол-во часов

История медицины и педиатрии как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

2

Врачевание в Древних цивилизациях Востока. Практика родовспоможения и уход за новорожденными младенцами.

2

Медицина Древней Греции. Работы Гиппократа «О семени и природе ребенка», «О здоровом образе жизни», «О природе человека».

2

Медицина Древнего Рима. Соран и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.

2

Медицина Средневековья У-ХУв.в. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия). Разес и его учение об оспе и кори у детей (Иран). П.Багеллярд и В.Метлингер –авторы первых печатных книг по педиатрии в Европе. «Салернский кодекс здоровья».

2

Медицина эпохи Возрождения. Т.Фэр (Англия) и С.Валламбер (Франция) – авторы первых популярных книг по педиатрии на европейских языках.

3

Европейская медицина ХУП-ХУШ в.в. Ф.Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Т.Сиденгам (Англия) о детский болезнях, Дж.Локк (Англия) и его работа «Мысли о воспитании». М.Розенштейн (Швеция) и его труд «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней».

3

Развитие теоретической медицины и педиатрии Западной Европы Х1Хв. М.Ундервуд (Англия) и его труд «Трактат о детских болезнях».

4

Развитие клинической и профилактической медицины Западной Европы Х1Хв. Система организации медицинской помощи детям.

4

Становление медицины в России 1Х-ХУв.в. Элементы педиатрии в народно-бытовой медицине.

2

История медицины в России в ХУ1-ХУПв.в. Элементы педиатрии в медицине.

2

Медицина России ХУШв. Истоки отечественной педиатрии: М.В.Ломоносов, С.Г.Зыбелин, Н.М.Максимович-Амбодик.

2

Медицина России первой половины Х1Хв. Становление педиатрии. С.Ф.Хотовицкий «Педиятрика». Деятельность Вольно-экономического общества по оспопрививанию.

4

Общая характеристика медицины второй половины Х1Хв. Теоретическая медицина.

4

Анатомо-физиологическое направление в педиатрии – школа Н.П.Гундобина.

2

Клиническая и предупредительная медицина в России второй половины 19в.

4

Клиническая педиатрия второй половины Х1Х – нач. ХХв. Московская школа педиатров: Н.А.Тольский, Н.Ф.Филатов. Петербургская школа педиатров: К.А.Раухфус.

2

Достижения отечественной медицины и педиатрии в ХХ-ХХ1в. М.С.Маслов, А.Ф.Тур, А.А.Кисель, Г.Н.Сперанский, Н.С.Кисляк, Н.И.Нисевич. Общества и съезды педиатров.

5

Итого

51

  1. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов владикавказ 2012

    Учебно-методическое пособие
    Курс "Правоведение" или "Основы правовых знаний" является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в СОГМА . Знание тех или иных вопросов права во многом поможет молодому специалисту лучше ориентироваться
  2. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется для направления подготовки специальности: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  5. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (1)

    Учебно-методическое пособие
    зав. кафедрой, профессором, д.ф.н. И.В.Силуяновой, доцентом, к.б.н. В.И.Сабуровой, доцентом, к.ю.н. К.А.Чернегой, ст.преподавателями Л.Б.Ляушем, М.С.Першиным, И.
  6. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (2)

    Учебно-методическое пособие
    П.Д.Тищенко, д.ф.н., зав. курсом “Введение в биоэтику” факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
  7. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011 г.
  8. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.

Другие похожие документы..