Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов педиатрического факультета

Контрольные вопросы.

1. Характеристика эпохи Возрождения. Представители литературы и искусства этого периода.

2. В чем заключается гуманизм эпохи Возрождения

3. Парацельс, его критика схоластики в медицине и преподавании, зарождение ятрохимии.

  1. Р.Декарт, достижения в медицине, толкование «рефлекса».

  2. А. Везалий, его труд «О строении человеческого тела».

  3. Основные достижения медицины Возрождения: научная анатомия и оценка ее влияния на развитие практической медицины.

8. Охарактеризовать работы А. Везалия,

9. Охарактеризовать работы А. Паре.

10. Охарактеризовать работы Дж. Фракасторо.

Темы рефератов.

  1. Анатомия Андреаса Везалия.

  2. Анатомия Леонардо да Винчи.

  3. Великие анатомы эпохи Возрождения.

  4. Открытие кровообращения.

  5. Хирургия в эпоху Средневековья и Возрождения.

  6. Лечение детских болезней в трудах европейских авторов эпохи Возрождения.

Рекомендуемая литература:

1. Сорокина Т.С.История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. - 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

5. Куприянов В.В. Андреас Везалий в истории анатомии и медицины. - М., 1964.

6. Тикотин М.А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии. - Л., 1957.

7. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М., 1987.

8. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М.: Наука, 2000.

ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(конец XVII - начало XX вв.)

Медицина Западной Европы XVII-XVIII вв. (3 часа)

Цель занятия: познакомить студентов с историей медицины нового времени (конец XVII - начало XX вв.) - периодом важнейших открытий в области медицины

Задачи занятия:

1. Дать характеристику эпохи нового времени

2. Изучить важнейшие достижения медицины XVII - XVIII вв.

3. Показать достижения, сделанные в области физиологии, анатомии, патологической анатомии.

4. Показать основные направления развития клинической медицины в XVII - XVIII вв.

5. Показать основные направления развития науки о детских болезнях в ХУП – ХУШ вв.

6. Охарактеризовать основные направления в развитии клинической педиатрии в ХУШ веке.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Характеристика эпохи нового времени

Термин "НОВАЯ ИСТОРИЯ" ("НОВОЕ ВРЕМЯ") впервые введен гуманистами XVI веке. Новое время отождествляется с периодом утвер­ждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640 - 1918 гг. (1640 г. - год начала английской буржуазной революции - условно определяет ру­беж между средневековьем и новым временем; 1918 г. - окончание первой мировой войны). На развитие медицины оказали влияние философия, идеология, политика, а главное, достижения в науке (в частности в естествоз­нании - закон сохранения вещества и энергии, клеточная теория, эволюционное учение, законы наследственности и т.п.), что обусловило переход к экспериментальному изучению факторов внешней среды. Научная революция в естествознании характеризовалась выдающимися достижениями в физике и их влияния на медицину, попытками применения экспериментально-механических и математических методов для изучения функций организма и обмена вещества (первые медицинские приборы, термометрия в эксперименте, изобретение микроскопа и первые микроскопические наблюдения, микроскопирование в анатомии).

Экспериментально-физиологическое направление в медицине.

В эпоху нового времени в основу изучения медицины был поло­жен эксперимент. У истоков его утверждения стоял А.Галлер. АЛЬБРЕХТ ГАЛЛЕР (1708 - 1777) пытался уяснить сущность про­цесса дыхания, определил 3 свойства мышечных волокон (упругость, сократимость, раздражимость), установил, что сердце сокращается под действием силы, находящейся в нем самом. Во второй половине XVIII-начале XIX в.в. усилилось внимание физиологов к экспериментальному изучению нервной системы. ЛУИДЖИ ГАЛЬВАНИ (1737 - 1798) положил начало электрофизиологии и открыл биоэлектрические явления. И. ПРОХАСКА (1749 - 1820) в труде "О структуре нервов" (1779) описал функциональное значение передних и задних корешков спинного мозга, развил учение о нервном рефлек­се, ввел термин "reflexus".

Развитие анатомии в Западной Европе.

Крупнейшая анатомическая школа сформировалась в Лейденском университете. Ее воспитанниками были Н. Тюльп, Ф.Рюйш. НИКОЛАС ТЮЛЬП (1593 - 1674) впервые изучил строение челове­кообразной обезьяны в сравнении с человеческим организм. ФРЕДЕРИК РЮЙШ (1638 - 1731) методом инъецирования кровенос­ных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично подготовил кол­лекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и пороки разви­тия), которую в 1717 г. Петр I приобрел для России.

Становление патологической анатомии как науки.

Начало патологической анатомии как науки положил итальян­ский анатом и врач Джованни Баттиста Морганьи. Важный этап в ее развитии связан с деятельностью Французского анатома, физиолога и врача Мари Франсуа Ксавье Биша.

ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРГАНЬИ (1682 - 1771) - доктор медицины. Он сопоставил обнаруженные при вскрытии трупов изменения поражен­ных органов с симптомами заболеваний, которые наблюдал при жизни больного. В 1716 г. опубликовал 6-томное исследование "О местона­хождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения". Сблизив анатомию с клинической медициной, положил начало клинико-анатомическому принципу и создал первую научно-обоснованную классификацию болезней.

МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ БИША (1771 - 1802) - анатом, физиолог, врач. Впервые показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, что патологический процесс поражает не весь орган, а только от­дельные его ткани (тканевая патология).

Клиническое направление в медицине.

Эпоха нового времени характеризовалась развитием клиническо­го направления в медицине. В этот период были разработаны новые методы диагностики (перкуссия, аускультация, лабораторные методы, методы оптической диагностики, пункция, электродиагностика, луче­вая диагностика). ЛЕОПОЛЬД АУЭНБРУГГЕР (1722 - 1809) - автор метода перкуссии. ЖАН НИКОЛЯ КОРВИЗАР ДЕ МАРИ (1755 - 1821) - основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I. Возро­дил метод перкуссии.

Развитие учения о детских болезнях и их лечении в ХУП – ХУШ вв.

Ф.Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Описание ранних симптомов рахита. Картина анатомических изменений, наблюдаемых на трупах детей, погибших от рахита до вскрытия и после вскрытия. Выделение факторов, способствующих возникновению рахита (в том числе наследственных). Систематический свод указаний ортопедического характера: приводится ряд упражнений, способных привести к известному выравниванию рахитических искривлений костного аппарата.

Боэ Сильвиус (Франсуа Дюбуа, Голландия) и его труд «О болезнях детей». Отражение воззрений эпохи.

Томас Сиденгам (Англия). Внимание к эпидемическим заболеваниям. Разработка учения об «эпидемической конституции», влияющей на общую заболеваемость. Описание ревматической хореи как заболевания детей в возрасте от 10 лет до зрелости (хорея Сиденгама). Описание скарлатины, подагры, коклюша, краснухи, рожи. Развитие нозологического направления в медицине. Разделение болезней на острые и хронические. Возвращение к принципам Гиппократа.

Джон Локк (Англия) - философ, педагог, детский врач. Его работа «Мысли о воспитании» (1693). Положение о внешних влияниях на растущий, формирующийся организм ребенка и о значении организации внешней среды в соответствии с требованиями гигиены. Лозунг «Здоровый дух в здоровом теле». Указания о физическом развитии и гигиеническом воспитании детей.

Уолтер Гаррис (Англия) и его труд «Об острых заболеваниях детей» (1698г). Внимание к возрастному своеобразию детей при их лечении. Указания относительно правильного питания детей. Описание ацидоза и диеты, призванной с ним бороться.

Вопросам лечения детских болезней были посвящены исследования ученых-врачей ХУШ века.

Нильс Розен фон Розенштейн (Швеция) издал «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» (в конце ХУШ в. издан в России). Работа посвящена вопросам естественного и искусственного вскармливания детей, предупреждения врожденного сифилиса путем антисифилитического лечения кормящей матери, изгнания и предупреждения глистов у детей и др. Дано клиническое описание натуральной оспы у детей (стадии и симптомы болезни), дифтерии и коклюша.

Гельвеций (Франция) развил учение Локка о воспитании ребенка и влиянии внешних факторов на его физическое и духовное формирование.

Ж.Руссо (Франция) являлся поборником естественного, свободного воспитания. Особое внимание уделял физическому воспитанию детей с самого раннего возраста.

Уильяму Кадогану (Англия) принадлежит большой труд «Опыт вскармливания детей и об уходе за ними».

Г.Амстронгом был издан труд «Очерк о наиболее опасных детских болезнях».

Контрольные вопросы.

1. Дайте характеристику эпохи нового времени. Что способствовало переходу к экспери­ментальному изучению факторов внешней среды?

2. Каковы общие черты медицины нового времени ?

3. Как развивалось экспериментально-физиологическое направление в медицине (А. Галлер, Л. Гальвани, И. Прохаска)?

4. Каковы особенности развития анатомии в Западной Европе?

5. Как происходило становление патологической анатомии как науки в эпоху но­вого времени (Дж. Морганьи, М.К.Биша)?

6. Как развивалось клиническое направление в медицине?

7. Каковы основные направления развития науки о детских болезнях в ХУП – ХУШ вв.

8. Назовите основные направления в развитии клинической педиатрии.

Темы рефератов.

  1. Роль Джованьи Морганьи и Мари- Ксавье Биша в становлении патологической анатомии как науки.

  2. Значение трудов Р.Лаэннека и Л.Ауэнбруггера для развития патологии и терапии.

3. Экспериментальное изучение нервной системы в конце XVIII века.

4. Н. Тюльп и Ф.Рюйш представители крупнейшей анатомической школы Лейденского университета.

5. Развитие клинического направления в медицине в Западной Европе в XVII-XVIII вв.

6. Развитие науки о детских болезнях в ХУП – ХУШ вв (Ф.Глиссон, Т. Сиденгам, Дж. Локк)

7. У истоков клинической педиатрии ХУП–ХУШ вв. (М.Розенштейн).

Рекомендуемая литература

1. Сорокина Т.С.История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. - 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

5. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М., 1987.

6. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М.: Наука, 2000.

ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(продолжение)

Развитие теоретической медицины и педиатрии

Западной Европы ХIХв. (3 часа)

Цель занятия: познакомить студентов с историей медицины нового времени (конец XVII - начало XX вв.) - периодом важнейших открытий в области медицины.

Задачи занятия:

1.Показать развитие естественных наук и теоретической медицины.

2. Изучить важнейшие достижения медицины в XIX веке.

3. Показать достижения, сделанные в области физиологии, анатомии, патологической анатомии.

4. Познакомиться с открытиями крупнейших зарубежных ученых нового време­ни в области микробиологии.

5. Показать основные направления развития педиатрии в Западной Европе в XIX веке (М.Ундервуд, Сэмюэль Бард, Клименс Пирке).

  1. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов владикавказ 2012

    Учебно-методическое пособие
    Курс "Правоведение" или "Основы правовых знаний" является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в СОГМА . Знание тех или иных вопросов права во многом поможет молодому специалисту лучше ориентироваться
  2. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется для направления подготовки специальности: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  5. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (1)

    Учебно-методическое пособие
    зав. кафедрой, профессором, д.ф.н. И.В.Силуяновой, доцентом, к.б.н. В.И.Сабуровой, доцентом, к.ю.н. К.А.Чернегой, ст.преподавателями Л.Б.Ляушем, М.С.Першиным, И.
  6. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (2)

    Учебно-методическое пособие
    П.Д.Тищенко, д.ф.н., зав. курсом “Введение в биоэтику” факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
  7. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011 г.
  8. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.

Другие похожие документы..