Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов педиатрического факультета

Эпоха Древнего мира.

Особенности медицины древних цивилизаций

Впервые расслоение общества произошло в Шумере и Египте (IV тыс. до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс разви­вался в более поздние сроки. В Индии - в середине III тыс. до н.э., в Китае - во II тыс. до н.э., у народов Восточного Среди­земноморья - и III - II тыс. до н.э., в Западной и Центральной Европе - в I тыс. до н.э., в Америке - в I тыс. н.э.

Древний Египет

Составной частью яркой и своеобразной культуры Древнего Египта была медицина, которая выросла из практического опыта народа. Эмпирический опыт народной медицины Древнего Египта можно представить по дошедшим до нашего времени папирусам, в которых описаны рациональные и магические приемы врачевания, представления о причинах болезней и строении человеческого тела, лекарственные прописи и советы по приготовлению лекарств. Египтяне одни из первых описали кожные заболевания, такие как экзема, чесотка, карбункул, рожа. Арсенал лекарственных средств и лечебных приемов, использовавшихся в ме­дицине, был разнообразен. Широко применялись рвотные, слаби­тельные, мочегонные, потогонные средства. Из методов лечения - перевязка и лечение ран, переломов, массаж, водолечение. Применялось лекарственное врачевание внутренних болезней. Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, носа, ожогов, глазных болезней, кожных, паразитарных и др. О лечении детских болезней говорится в папирусе Бругша..

Большое внимание уделялось гигиене, санитарии и благоустройству жилья. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, предписывающих гигиенические правила лич­ной и общественной жизни.

Месопотамия

Предприняты попытки, группировать заболевания. В частности были выделены тифоидные болезни (или болезни от ветров), болезни нервно-душевные, половые, от укусов ядовитых змей и др. Причем в диагностике большое значение придавалось сос­тоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, характеру движения. Ви­зуально исследовали кровь, мочу, молоко женщины. Врачи-хи­рурги производили вскрытия глубоких нарывов, удаление поверхнос­тных опухолей, ампутации, трепанации черепа. Из лекарственных средств широко применялись нефть при наружных и внутренних бо­лезнях, серебро при заболеваниях половых органов, свинец в глазной практике. Кроме того большой популярностью пользовались чеснок, лук, горчица, шафран и др.

При борьбе с заразными болезнями осуществляли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных, закрытие государствен­ных границ.

Большое внимание уделялось благоустройству жилищ в городах. В п. Мари раскопаны кварталы города, где были тротуары, водопровод, канализация. В одном из домов были обнаружены ванные комна­ты, уборные, пол, покрытый гипсом, из хозяйственных построек - кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения пищевых продук­тов, бани.

Древняя Индия

Здесь имелись семейные и ремесленные школы как система меди­цинской подготовки. Они назывались по месту обучения или по име­ни ученого. Преподавание вели наставники из высшего сословия. Они обучали не более 3-4 учеников.

В системе медицинских знаний важное место занимала диагнос­тика. Во внимание принимались возраст больного, его место жи­тельства, физическое сложение, привычки, характер. Каждый врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени. Хирургия считалась пер­вой и лучшей из всех медицинских наук. Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ ("индийский способ"), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии) и др. Хирургический инстру­ментарий насчитывал более 120 наименований. Применялось об­щее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых.

В литературных источниках содержатся санитарные предписания, касающиеся режима питания и личной гигиены. Так законами Ману осуждается пресыщение, реко­мендуется ограничивать употребление мяса и больше употреблять свежую растительную пищу, молоко и мед; указывается на необходимость ухода за полостью рта, купания, растирания тела, смены белья и одежды. В Древней Индии имелись и элементы общес­твенного благоустройства: в стране было много городов с широкими улицами,- в городище Чанхударо раскопаны бани, имевшие под полом трубы для подогрева, а Мохенджо-Даро (IIIтыс. до н.э.) - колод­цы, бани, купальня, система канализации, в Таксиле (VI-V вв., до н.э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования.

Древний Китай

В Древнем Китае впервые был создан государственный медицин­ский орган управления - Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применя­ли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось "окнам тела" - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко ис­пользовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, пе­чень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,

В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной ме­лиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигие­на. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.

Основные черты медицины Древнего мира.

1. Зарождались этические врачебные нормы и правила.

2. Создавались первые государственные медицинские органы управления.

3. Появились семейные и ремесленные школы обучения врачеванию.

4. Возникли зачатки военно-медицинской организации.

5. Развивалось учение о болезни, ее этиологии, диагностике и прогностике.

6. Развивались анатомо-физиологические знания.

7. Составлены классификации лекарственных средств по их фармакологическим свойствам (кровоочистительные, чихательные, слабительные).

8. Процветал культ здоровья и красоты человеческого тела.

Контрольные вопросы.

  1. Какие источники изучения медицины первобытного общества существуют?

  2. Как формировалась медицина первобытного общества?

  3. Как религиозные верования отразились на представлении о причинах болезни и способах лечения?

  4. Дайте характеристику эпохи Древнего мира.

  5. Общая характеристика источников изучения медицины Древнего мира

  6. Назовите методы познания анатомических знаний в древних восточных государствах.

  7. Как развивалось учение о сущности болезни.

  8. Особенности медицины древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай.

Темы рефератов.

  1. Медицина древнего Шумера.

  2. Медицина Древнего Египта. Влияние верований на развитие медицины в Египте.

  3. Достижения древнеегипетской медицины в области гигиены и санитарии

  4. Развитие медицинских знаний в древней Месопотамии.

  5. Врачевание в древней Индии.

  6. Врачевание в древнем Китае.

  7. Тибетская медицина.

  8. Медицина Древнего Закавказья.

Рекомендуемая литература :

1. Сорокина Т.С.История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. - 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины. – Л., 1991.

5. Крамер С. История начинается в Шумере. – М., 1989.

ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Медицина античного мира (конец III тыс. до н.э.-V в. н.э.)

Медицина Древней Греции. (3 часа).

Работы Гиппократа «О семени и природе ребенка»,

«О здоровом образе жизни», «О природе человека».

Цель занятия: Показать важнейшие достижения медицины Древней Греции.

Задачи занятия:

  1. Изучить основные направления врачевания в Древней Греции. Развитие храмовой медицины.

  2. Охарактеризовать философские основы древнегреческой медицины.

  3. Показать роль врачебных школ. Аристотель, Герофил, Эразистрат.

  4. Гиппократ, историческое значение его трудов. «Гиппократов сборник».

  5. Показать роль Гиппократа в развитии педиатрических представлений в медицине Древнего мира.

Содержание занятия.

Древняя Греция

Наряду с храмовой медициной в Древней Греции существовала и народная медицина. В ряде городов были общественные врачи, которые лечили больных и принимали меры против эпидемий. У зна­ти были домашние врачи. Странствующие врачи (периодевты) обслужи­вали торговцев и ремесленников. Помощь ране­ным во время войн оказывали военные врачи.

Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического. В Древней Греции были воздвигнуты храмы, посвященные богу врачевания Асклепию – Асклепионы, где большая роль отводилась водолечению, массажу, гимнастическим упражнениям, внушению. Врачей-жрецов, принимавших больных в асклепионах, называли асклепиадами. Наряду с Асклепионами су­ществовали лечебницы и школы врачей не жрецов, а также мелкие "атрейи" - лечебницы на дому у врача. В атрейях хранились и хирургические инструменты.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание кфизическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене.

Гиппократ, историческое значение его трудов.

ГИППОКРАТ (460-377 гг. до н.э.) в трактате "О воздухах, во­дах и местностях" большое внимание уделял причинам возникновения болезней. Во второй части этого произведения он впервые описал основные конституции, или типы телосложения и темпераменты людей.

Из других его трудов представляют интерес "Афоризмы", "Прог­ностика", "О природе ребенка", «О переломах», «О ранах головы»

"Афоризмы" состоят из восьми разделов, в который собраны дие­тические и терапевтические наставления для врачей, практикующий в области как внутренней медицины, так и в хирургии, акушерстве и др.

В "Прогностике" подробно освещены основные составляющее прогноза: наблюдение, осмотр, опрос больного. Стало классическим приведенное в ней описание лица умирающего больного (Facies Hippocratica).

Педиатрические представления античного мира сформированы по работам Гиппократа «О семени и природе ребенка», «О здоровом образе жизни». Отмечается внимание Гиппократа к заболеваниям новорожденных и грудных детей. Дано описание «свинки» в работе Гиппократа «Об эпидемиях». В работе "О природе ребенка" даются рекомендации о том, как перевязать пуповину, пеленать и одеть ребенка, ухаживать запо­лостью его рта.

Основные принципы терапии, которых придерживались Гиппократ и его последователи:

1. Прежде всего - не навредить!

2. Противоположное излечивается противоположным

3. Природа исцеляет, врач лечит.

Первой обязан­ностью врача считал оберегать здоровье здоровых.

Древнегреческая медицина после Гиппократа развивалась в эпоху эллинизма.

Медицина периода эллинизма

Период эллинизма охватывает три столетия: начинается с воца­рения на престол Александра Македонского (336 г. до н.э.) и за­канчивается в середине I века н.э. Самым крупным эллинистическим го­сударством было Царство Птолемеев (эллинистические Египет и Ли­вия) со столицей Александрией. В нем был основан александрийский Мусеион (от греч. museion - храм или святилище муз), где жили и творили механик Архимед, математик Эвклид, физиолог Зенодот, вра­чи Герофил, Эраэистрат и др.

ГЕРОФИЛ (IV - III в. до н.э.) считается первым греком, вскрывавшим человеческие трупы. В труде "Анатомия" подробно опи­сал основные элементы центральной и периферической нервной систе­мы: твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного мозга и особенно его желудочки, проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны печень, двенад­цатиперстная кишка (дал ее название) и другие внутренние органы. Некоторые анатомические структуры до сих пор носят данные Герофилом названия: Plexus chorioidel. Sinus Venosi и др. В работе "О глазах" он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в со­чинении "О пульсе" - легочную артерию, дал название легочным ве­нам, положил начало учению об артериальном пульсе (с помощью во­дяных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, час­тоту, силу, ритм). Также Герофил положил начало учению о специфи­ческом действии лекарств.

ЭРАЗИСТРАТ (IV - III вв. до н.э.) описал сердечные и веноз­ные клапаны, мозговые извилины, ветвления некоторых нервов, разделил нервы на чувствительные и двигательные. Он считал, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий, которые, в свою очередь, соединены мелкими сосудами (подошел к идее циркуляции крови). Изобрел желудоч­ный зонд.

В период эллинизма успехи анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии. Была введена практика перевязки со­судов. Александрийские врачи проникли в полости организма и опе­рировали почку, печень и селезенку, делали ампутации конечностей, вскрывали грудную полость при накоплении в ней жидкости, опериро­вали мочевой пузырь и извлекали из него камни, производили лапаротомию при завороте кишок и др.

  1. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов владикавказ 2012

    Учебно-методическое пособие
    Курс "Правоведение" или "Основы правовых знаний" является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в СОГМА . Знание тех или иных вопросов права во многом поможет молодому специалисту лучше ориентироваться
  2. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется для направления подготовки специальности: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  5. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (1)

    Учебно-методическое пособие
    зав. кафедрой, профессором, д.ф.н. И.В.Силуяновой, доцентом, к.б.н. В.И.Сабуровой, доцентом, к.ю.н. К.А.Чернегой, ст.преподавателями Л.Б.Ляушем, М.С.Першиным, И.
  6. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (2)

    Учебно-методическое пособие
    П.Д.Тищенко, д.ф.н., зав. курсом “Введение в биоэтику” факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
  7. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011 г.
  8. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.

Другие похожие документы..