Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов педиатрического факультета

ЗАНЯТИЕ № 1.

Тема: История медицины как наука и предмет преподавания.

Периодизация истории медицины. Источники изучения

Методика подготовки к занятиям ( 3 часа).

Цельзанятия: сформировать представление об особенностях и закономерностях развития медицины.

Задачи:

- дать определение истории медицины, как науки и предмета преподавания;

- охарактеризовать основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций;

- охарактеризовать источники изучения истории медицины;

- ознакомиться с методикой подготовки доклада и написания реферата.

- усвоить основные понятия историко-медицинского характера, овладеть информационным минимумом (факты, даты, персоналии, открытия и др.),

- овладеть умением применять историко-аналитический подход, исторический метод при оценке развития медицины в различные эпохи, использовать знания по истории медицины для профессионального совершенствования и самовоспитания, овладеть методикой исследовательской работы;

- научиться работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, анализировать первоисточники, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования, выступать перед аудиторией, вести дискуссию;

- освоить следующие виды работ: конспектирование и анализ источников, подготовка устного ответа на вопросы семинара; сообщений (докладов), написание рефератов.

Содержание занятия.

История медицины как наука, изучающая развитие медицинской теории и практики, тесным образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов.

История медицины состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины. Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, её характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения. Частная – изучает возникновение и развитие отдельных специальностей (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, умением анализировать происходящие события, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.

Медицинаровесница первого человека на Земле. Ее история начинается вместе с возникновением человека. В связи с этим в основу изучения истории медицины положена принятая в современной исторической науке периодизация всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на пять основных периодов: первобытная эра, древний мир, средние века, новое время и новейшая (или современная) история (табл. 1).

Таблица 1.

Периодизация и хронология всемирной истории

Периоды всемирной истории

Условные хронологические рамки

Абсолютный возраст

История первобытного общества

Приблизительно 2 млн. лет назад — IV-1 тыс. до н.э.

Приблизительно 2 млн. лет (20000 веков)

История древнего мира

IV тыс. до н.э. — середина I тыс. до н.э.

Около 4 тыс. лет (40 веков)

История средних веков

476 г. — середина XVII в.

Около 1200 лет (12 веков)

История нового времени

Середина XVII в. — начало XX в.

Около 300 лет (3 века)

Новейшая (современная) история

С 1918 г. (XX столетие)

100 лет

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники- это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Наука, которая занимается изучением болезней древних людей по костным останкам, называется палеопатологией.

Этнографические источникихарактеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники- это созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

Лингвистические источники- отображение в речевой форме реальной исторической действительности.

Кино-, фотодокументы- источники, фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно.

Фонодокументыотображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

Работа с источниками для подготовки реферата и доклада.

План конспектированияисточника:

  1. студент читает документ полностью.

  2. записывает название источника, время его создания и имя автора.

  3. выделяет основную мысль, которая излагается в 1-2 предложениях.

  4. основные положения источника записывает по пунктам.

  5. завершает конспект кратким выводом в 1-3 предложениях.

План анализа источника:

  1. время и место создания источника (характеристика эпохи и медицины).

  2. сведения об авторе; значение этого труда для развития медицины.

  3. жанр источника (мемуары, публичная речь, научный труд, учебник, др.)

  4. история создания и судьба текста.

  5. анализ, проблематика, новые методы, концепция, новизна источника.

  6. вывод.

Подготовка устного ответа на вопросы семинара:

  1. ознакомиться со всем имеющимся материалом по заданной теме.

  2. вычленить общее с другими эпохами и государствами.

  3. вычленить особенное для данной эпохи или государства.

  4. подготовить краткие (1-2 предложения) ответы на пункты, расшифровывающие основные вопросы семинара.

План подготовкисообщений (докладов):

Время сообщения не должно превышать 5 - 7 минут.

  1. подобрать литературу по заданной теме (не менее 2-3 источников)

  2. четко сформулировать тему сообщения (доклада).

  3. заявить датировку событий, о которых будет сообщено.

  4. определить новые термины и понятия, которые будут фигурировать в сообщении.

  5. кратко изложить материал, сделав акцент на новшествах и открытиях.

  6. сделать вывод, охарактеризовав какое именно влияние излагаемые события оказали на развитие медицины.

Рекомендации по написанию реферата:

Реферат – форма учебно-исследовательской работы студентов,

позволяющая овладеть навыками исследовательской работы, определить степень изученности проблемы, выделить узловые вопросы, сделать выводы по теме. Это обобщенное и систематизированное изложение темы на основе изучения источников и литературы, а также мнения и выводы автора.

Порядок работы:

а) составить библиографию по теме,

б) продумать план работы,

в) сформулировать проблему, цель работы, актуальность темы,

г) подготовить выписки из источников и литературы,

д) скорректировать план и цель работы,

е) написать текст, сформулировать выводы.

Структура работы:

  1. титульный лист (указывается название вуза, кафедры, название темы, фамилия и номер группы студента, год и город создания работы)

  2. план или содержание с указанием страниц.

  3. введение (постановка проблемы, актуальность темы, цель и задачи работы, обзор источников и литературы) – объем 1-2 страницы.

  4. основная часть (содержит от двух до четырех глав, которые можно разделить на параграфы, и каждая глава обязательно заканчивается выводом) – объем 10 – 15 страниц.

  5. заключение (обобщает выводы в главах, соответствует поставленной во введении цели) – объем до 1 страницы.

  6. список использованных источников и литературы.

Примеры:

  1. Гиоев Н.А. На страже здоровья. – Ордж., 1960. – 202 с.

  2. Данилишина Е.И. Основные этапы и направления развития отечественного акушерства (ХVIII – ХХ вв.). Автореф. дисс…д.м.н., М., 1998. – 48 с.

  3. Мирский М.Б. Праславянская медицина // Клиническая медицина, 1999,

2, С.65-67.

  1. Труды I съезда врачей Терской области. Владикавказ, 1912. – 355 с.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение истории медицины как науки, назовите её цели и задачи.

2. Назовите основные методы и принципы изучения истории медицины.

3. Какая периодизация применяется при изучении истории медицины.

4. Приведите хронологию исторических периодов.

4. Назовите источники, позволяющие изучить прошлое медицины.

Литература к занятию:

1. Сорокина Т.С.История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. - 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

ЗАНЯТИЕ № 2.

Тема: Медицина в эпоху первобытнообщинного строя.

Медицина древних восточных цивилизаций. Практика родовспоможения и уход за новорожденными младенцами. (3 часа)

Цель занятия:познакомить студентов с историей медицины первобытного общества, врачеванием и традиционной народной медициной Древнего мира.

Задачи занятия:

1. Осветить процесс развития медицины в первобытном обществе, формирование представлений о причинах болезни.

2. Ознакомиться с историей медицины и элементами родовспоможения и ухода за новорожденными Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая и др.

Содержание занятия.

Развитие медицины в первобытном обществе.

Болезни существовали во все эпохи, а заболевшие люди нуждались в лечении и помощи. Собирая растения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, постепенно вырабатывая методы траволечения. Владение навыками медицины требовалось каждому человеку, поэтому целительство первоначально являлось занятием коллективным. Возникновение первых религиозных верований отразилось на методах врачевания и представлении о причинах болезни.

Первобытные целители основывали свою деятельность на предположении о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Оттого лечение состояло преимущественно из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений. Злые духи изгонялись из человека шумом, обманывались масками или сменой имени больного. Такие приемы называются симпатической магией, то есть основанной на вере в действие объекта, относящегося к человеку, на­пример его вещи, имени или изображения.

Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Са­мой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магичес­кой медициной. Современные знания о первобытном целительстве полу­чены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патоло­гиюскелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.

Археологи обнаружили остатки таких поражений скелета, как деформациикостей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Даже при отсутствии сведений о других болезнях можно предположить, что почти все современные заболевания существовали и в глубокой древности.

Основные черты медицины первобытного общества:

1. Несмотря на то, что развивались фетишистские, тотемистические, анимистические, онтологические представления о болезнях, и первобытные люди при их лечении, прежде всего, прибегали к заговорам и обрядам, все же рациональное врачевание имело место и постепенно укрепляло свои позиции. 2. В первобытном обществе совершился переход от инстинктивной само- и взаимопомощи (предмедицина) к сознательной взаимопомощи и к формирующейся медицине.

  1. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов владикавказ 2012

    Учебно-методическое пособие
    Курс "Правоведение" или "Основы правовых знаний" является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в СОГМА . Знание тех или иных вопросов права во многом поможет молодому специалисту лучше ориентироваться
  2. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется для направления подготовки специальности: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  5. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (1)

    Учебно-методическое пособие
    зав. кафедрой, профессором, д.ф.н. И.В.Силуяновой, доцентом, к.б.н. В.И.Сабуровой, доцентом, к.ю.н. К.А.Чернегой, ст.преподавателями Л.Б.Ляушем, М.С.Першиным, И.
  6. Учебно-методическое пособие Москва 2003 Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму (2)

    Учебно-методическое пособие
    П.Д.Тищенко, д.ф.н., зав. курсом “Введение в биоэтику” факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.
  7. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011 г.
  8. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.

Другие похожие документы..