Научно-исследовательская работа студентов в условиях реализации фгос впо нелюбов В. М

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

Нелюбов В. М.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов в вузе, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно-исследовательская работа содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники.

Основными задачами НИРС являются:

- освоение методологии и методов научного поиска, формирование системы профессиональных знаний о специфике научного знания, критериях научности и научных методах познания;

- формирование у студентов навыков:

- научно-исследовательской работы в профессиональной области и на их основе углубленное и творческое освоение учебного материала основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности);- реферирования, обзора и анализа научных источников, обобщения и критической оценки результатов научно-теоретических и эмпирических исследований.

- планирования теоретических и экспериментальных исследований с учетом специфики конкретной отрасли на основе общих методологических и методических принципов исследования.

- практической реализации теоретических и экспериментальных исследований на основе приобретаемых в учебном процессе знаний, умений, навыков и опыта деятельности.

- качественного и количественного анализа результатов исследований, их обобщения и критической оценки в свете существующих теоретических подходов и современных эмпирических исследований.

- оформления и представления результатов научной работы в устной (доклады) и письменной (аннотация, реферат, аналитический обзор, курсовая работа, творческая научно-исследовательская работа, эссе, статья, презентация, выпускная квалификационная работа) форме.

- приобретение опыта работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы;

- непосредственное участие в решении научно-практических задач в соответствии с основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры.

НИРС можно условно разделить на научно-исследовательскую работу, запланированную основной образовательной программой (ООП) и выполняемую дополнительно к ней.

Планируемая НИРС, включенная в учебный процесс имеет следующие разновидности:

- научно-исследовательская работа, являющаяся разделом основной образовательной программы соответствующего уровня;

- научно-исследовательская работа, предусматриваемая учебными планами как отдельная дисциплина.

- включение элементов НИРС в учебные занятия - выступление на семинарских занятиях с сообщениями по монографической литературе и научным статьям; участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей; подготовка рефератов, выполнение заданий и курсовых работ (проектов) научно-исследовательского характера; предусмотренные учебными планами и программами;

- выполнение индивидуальных заданий исследовательского характера в процессе производственной практики;

- выпускная квалификационная работа (в зависимости от уровня ООП может включать элементы НИРС или полностью базироваться на научных исследованиях);

- другие формы работы.

НИРС, выполняемая дополнительно к ООП, включает в себя:

- участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых факультетами, кафедрами, научными подразделениями, преподавателями, научными сотрудниками;

- участие в работе научных обществ, конструкторских бюро, исследовательских проблемных групп, научных кружков, дискуссионных клубов;

- участия в хоздоговорных и госбюджетных НИР, грантах;

- участие в конкурсах, викторинах, семинарах;

- другие формы работы.

В соответствие с ФГОС ВПО научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной образовательной программы подготовки специалиста и магистра и направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Научно-исследовательская работа бакалавра может частично или полностью являться разделом учебной практики обучающегося.

Научно-исследовательская работа проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки курсовых проектов (работ), выпускной квалификационной работы, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно исследовательской работе коллективов исследователей.

При разработке программы научно-исследовательской работы, являющейся разделом ООП, выпускающая кафедра должна предоставить возможность студентам:

проводить научные исследования в лабораториях вуза или других учреждениях по научной тематике факультета (выпускающей кафедры) или согласованной с университетом тематике другого учреждения;

изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

участвовать в научно-исследовательских и ниокровских работах подразделений вуза, в том числе на договорных условиях;

получать консультации и/или поддержку в виде научного руководства от профессорско-преподавательского состава;

иметь доступ к общенаучным и специализированным источникам информации, в том числе через сеть Интернет;

использовать программные, информационные и технические ресурсы университета в соответствии с планом работ;

участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике,

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

участвовать в написании статей в научные журналы по теме научно-исследовательской работы;

выступать с докладом на научно-исследовательских семинарах, конференциях, с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации,

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах университета с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры.

Кафедрами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;

обоснование темы исследования;

составление плана научно-исследовательской работы;

подготовка докладов по избранной теме и их публичное представление;

написание рефератов по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работе;

публичная защита выполненной работы.

Объемы и конкретное содержание всех этапов научно-исследовательской работы определяется программой научно-исследовательской работы.

Программа научно-исследовательской работы должна предусматривать:

содержание и сроки выполнения студентами индивидуальных заданий на выполнение научно-исследовательской работы;

порядок и сроки подготовки и защиты студентами отчетов по научно-исследовательской работе;

форму аттестации по научно-исследовательской работе (зачет или дифференцированная оценка).

Программа научно-исследовательской работы должна включать следующие разделы:

- цели научно-исследовательской работы;

- задачи научно-исследовательской работы;

- место научно-исследовательской работы в структуре ООП подготовки бакалавра (специалиста, магистра);

- формы проведения научно-исследовательской работы;

- место и время проведения научно-исследовательской работы;

- компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения научно-исследовательской работы;

- структура и содержание научно-исследовательской работы;

- профессионально-ориентированные и научно-исследовательские технологии, используемые при выполнении научно-исследовательской работы;

- учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов при выполнении научно-исследовательской работы;

- формы промежуточной аттестации по итогам выполнения (в соответствии с ФГОС ВПО);

- учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской работы;

- материально-техническое обеспечение научно-исследовательской работы.

Для оказания практической помощи студентам по организации самостоятельной работы во время выполнения научно-исследовательской работы дополнительно к программе НИРС кафедрам рекомендуется разработать соответствующие методические указания и другие материалы.

Научно-исследовательская работа может выполняться студентами в структурных подразделениях университета или на предприятиях, в учреждениях и организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и которые могут являться местом будущего трудоустройства выпускников.

Научно-исследовательская работа может осуществляться студентами, как непрерывным циклом, так, и рассредоточено, путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием НИР и теоретическим обучением.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

2. Федеральный закон от 22.08.1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

3. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 16.07.2001 №  695 «О координации и государственной поддержке научных исследований студентов и молодых ученых»

5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 03.07.2003 г. № 2859 «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений»

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «психология»

    Основная образовательная программа
    В настоящем документе используются термины и определния в соответствии с Законом РФ «Об образовании», федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
  2. Образование и наука III материалы III региональной научно-практической конференции 24 и 27 марта 2009 г. Новоуральск 2009 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – III: Материалы III региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 24 и 27 марта 2009 г.
  3. «innovations in education: ways and means of their realization» Пятигорск

    Документ
    Сборник содержит материалы международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: пути и средства реализации». В него вошли статьи российских и иностранных ученых, поступившие на сайт конференции в 2011 году.
  4. План работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Документ
    -успешно велась работа над основной проблемой школы «Совершенствование системы краеведческого образования в условиях модернизации обучения и воспитания обучающихся в рамках работы школы в статусе базового учреждения»;
  5. Утверждено (39)

    Реферат
    В целях совершенствования механизмов планирования процессов информатизации, начиная с 2001 года, в ОГУ разрабатываются Концепции информатизации на пятилетний срок.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 Строительство (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 270800 Строительство (5)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) обеспечивает нормативно-методическую базу освоения обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
  8. Программа двадцатого традиционного годичного собрания

    Программа
    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа развития школы как воспитательной системы.
  9. Решением Ученого совета (5)

    Решение
    1.1 Настоящее положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению рабочих программ учебных дисциплин (далее - рабочая программа).

Другие похожие документы..