Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

Тема практического занятия 11. Дискуссия

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУССИИ И ЗАДАЧИ ВЕДУЩЕГО

Задачи

средства

  1. ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ

По отношению к проблеме

1.Сформулировать цель и тему дискуссии.

1.Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, в какой степени следует решить проблему.

2.Установить время дискуссии.

2.Объявить время.

3.Создать мотивацию.

3.Изложить проблему в виде противоречия.

4.Добиться однозначного понимания.

4.Попросить задать вопросы.

5.Начать обмен мнениями (по возможности без оценок).

5.Предложить высказываться участникам дискуссии.

По отношению к группе

1.Познакомить участников, если они не знакомы.

1.Попросить представиться, например, по кругу.

2.Ориентировать на коллективное решение.

2.Можно сообщить о преимуществах группового решения.

3.Создать доброжелательную, деловую атмосферу.

3.Доброжелательные обращения, жесты, мимика, улыбка и т.п. ко всем участникам.

По отношению к каждому участнику

1.Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы.

1.Можно, например, установить порядок выступлений по кругу.

2.Активизировать пассивных.

2.Например, обратиться с вопросом или просьбой помочь.

3.Оказать помощь выступающим.

3.Внимательно слушать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказывать свои мнения, поскольку важно учесть все.

II.ЭТАП ОЦЕНКИ

По отношению к проблеме

1.Собрать максимум предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы.

1.Выслушать каждого. Выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны мнения всех участников.

2.Провести анализ собранных мнений.

2.Подводить частичные итоги, делать предварительные выводы.

3.Держаться в «русле» проблемы, не допускать отклонений от темы и повторов.

3.Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии.

По отношению к группе

1.Поддерживать высокий уровень активности всей группы.

1.Всем предоставлять слово. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других.

2.Поддерживать деловую атмосферу.

2.Требовать ясного изложения мыслей, уточнить неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать.

3.Не допускать личной конфронтации участников.

3.Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента.

4.Поддерживать теплую, дружескую атмосферу.

4.Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся».

По отношению к каждому участнику

1.Уделять максимум внимания мнению каждого.

1.Преждевременно не прерывать говорящего.

2.Требовать ясной аргументации.

2.Просить объяснить свою точку зрения.

3.Активизировать пассивных.

3.Любезно попросить высказать свою точку зрения.

4.По возможности сохранять беспристрастность.

4.Оказывать поддержку всем.

III.ЭТАП КОНТРОЛЯ

По отношению к проблеме

1.Четкое подведение итогов.

1.Обобщение и формулирование выводов.

2.Сравнить итог с поставленной целью.

2.Сопоставитьрезультаты дискуссии с целью.

3.Если тема не исчерпана, указать перспективы действий.

3.Предложить новые формы работы.

По отношению к группе

1.Принятое решение должно быть групповым.

1.Учитывать мнение всех. Каждый должен высказаться по поводу группового решения.

2.Помочь группе прийти к согласованному мнению.

2.Обобщение полученных результатов.

3.Сохранить деловую и доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений.

3.Подчеркивать важность разнообразия предложений для нахождения оптимальной альтернативы.

По отношению к каждому участнику

1.Добиваться того, чтобы у каждого осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии.

1.Пдчеркивать вклад каждого в общий итог. Не жалеть похвал.

АНКЕТА: ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИСКУССИИ

В отношении проблемы обсуждения

1.Просто называет цель и темы, не пытаясь заинтересовать.

1 2 3 4 5 6 7

Заинтересовывает участников и умело разъясняет тему.

2.Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие и отклонения от темы.

1 2 3 4 5 6 7

Не допускает многословия и отклонений от темы.

3. Не умеет пресекать повторений.

1 2 3 4 5 6 7

Пресекает общие повторения.

4.Не подводит частичных итогов.

1 2 3 4 5 6 7

Подводит частичные итоги в ходе обсуждения.

5.Нечетко подводит заключительный итог, не сравнивает его с целью.

1 2 3 4 5 6 7

Четко подводит заключительный итог, сравнивает с поставленной целью.

В отношении отдельных участников

1.Не умеет выделить основную мысль в высказывании участников.

1 2 3 4 5 6 7

Выделяет основную мысль в высказываниях участников.

2.Слишком рано прерывает, не умеет слушать.

1 2 3 4 5 6 7

Умеет внимательно слушать, не прерывает преждевременно.

3.Принимает высказывания без доказательств.

1 2 3 4 5 6 7

Способствует тому, чтобы каждое высказывание было с доказательствами.

4.Недостаточно активизирует пассивных участников.

1 2 3 4 5 6 7

Активизирует пассивных участников.

5.Не умеет разрешить недоразумения, возникающие между участниками

1 2 3 4 5 6 7

Умеет разрешать недоразумения, возникающие между участниками.

В отношении группы в целом

1.Не вовлекает всех участников в обсуждение.

1 2 3 4 5 6 7

Вовлекает всех участников в обсуждение.

2.Не умеет создавать доброжелательную и деловую обстановку.

1 2 3 4 5 6 7

Может обеспечить деловую и доброжелательную обстановку.

3.Почти не использует вносимые предложения, мысли, аргументы и замечания для решения проблемы.

1 2 3 4 5 6 7

Умеет использовать вносимые предложения, идеи, доказательства и замечания для решения проблемы.

4. Много говорит сам, мало спрашивает и слушает.

1 2 3 4 5 6 7

Выясняет мнения участников, сам говорит мало, но по существу.

5. Допускает споры, в которых от темы дискуссии переходят на личности.

1 2 3 4 5 6 7

Пресекает споры, в которых от темы обсуждения переходят на личности.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.

Другие похожие документы..