Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

Методические указания студенту по подготовке к лекциям и практическим занятиям

Уважаемые студенты!

Изучение данной дисциплины приходится по учебному плану на 9 семестр вашего обучения. Это блок дисциплин, которые носят название – дисциплины специализации которые формируют углубленные представления о профессиональной деятельности и расширяют спектр профессиональных возможностей для будущего трудоустройства.

Курс «Этика общения» направлен на углубление и практическую проработку знаний в области общей психологии, психологии общения, конфликтологии, психологии консультирования, психологии организаций и др.

Он способствует повышению коммуникативной компетенции специалиста в профессиональном общении, помогает развить навыки рефлексии, правильного позиционирования самопрезентации, и самоконтроля. Кроме того, полученные знания позволят специалисту-психологу осуществлять консультативную деятельность по специальным вопросам и разрабатывать практически-значимые рекомендации при работе с личностью и коллективами.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Методы изложения учебного материала следует выбирать, исходя из того, какой из них наиболее приемлем для лучшего контакта со студентами и лучшего усвоения ими учебного материала. Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами.

Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинар­ские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, проводить разбор производственных ситуаций, тренинги, дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятия, в организации, выставочные центры и др.

Освоение учебной дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек. В рабочей программе дисциплины наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов и указывается ее тематика.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам управленческой психологии.

В рамках данного курса происходит

Развитие рефлексивных, аналитических, организат0рских, способностей учащихся,

Повышение их коммуникативной компетенции, совершенствование способностей самопрезентации, проработка собственной Я-концепции.

К концу курса студенты научаются психологически-эффективно осуществлять позиционирование своей личности в деловом дискурсе, выстраивать межличностные отношения. Организовывать различные деловые мероприятия в виде (совщаний, переговоров, конференций, презентаций.

Практические занятия, их содержание и объем в часах.

Тема семинарского занятия 1. Понятие общения и предмет психологии общения.

Список вопросов для обсуждения

  1. Понятие общения.

  2. Функции общения.

  3. Виды общения: межличностное и ролевое.

  4. Виды общения: ритуальное, монологическое, диалогическое.

  5. Манипуляция.

  6. Практические советы.

Список рекомендуемой дитературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

  2. Куницына В. Н., Кулагина Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. С. - Петербург: Питер, 2002.

  3. Майерс Д. Социальная психология. С. - Петербург: Питер, 2001.

Тема семинарского занятия 2. Особенности человеческой коммуникации.

    1. Создание общего информационного поля.

    2. Механизм обратной связи.

    3. Практические советы: как давать и как принимать обратную связь.

    4. Коммуникативные барьеры.

    5. Психологическое искусство слушать других.

Тренинг «Позиции в межличностном общении».

Упражнение 1. «И тут вы ему говорите…»

Упражнение 2. «Треугольники власти»

Упражнение 3. «Паровозики».

Тема семинарского занятия 3. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения

  1. Понятие социальной перцепции.

  2. Важнейшие персептивные ситуации и механизмы.

  3. Ситуация ролевого взаимодействия.

  4. Ролевая игра «Администратор гостиницы».

Тема семинарского занятия 4. Взаимодействие в процессе общения.

Список вопросов для обсуждения

  1. Теории межличностного взаимодействия, основные идеи.

  2. Мотивы социального поведения человека.

  3. Ведущие стратегии поведения во взаимодействии.

  4. Характеристика социально-психологического конфликта.

  5. Диагностика особенностей поведения в конфликте.

  6. Обучение навыкам анализа конфликтных ситуаций.

Список рекомендуемой литературы

  1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М.: 2002.

  2. Аронсон Э. Социальная психология. М.: 2002.

  3. Вердербер Р. Психология общения. М.: 2003.

  4. Журавлев А. Л. Социальная психология. М.: 2002.

  5. Куницына В. Н., Кулагина Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. С. - Петербург: Питер, 2002.

  6. Линчевский Э. Э. Контакты и конфликты. М.: 2000.

  7. Фернхем А. Личность и социальное поведение. М., 2001.

Тема семинарского занятия 5. Ориентировка в собеседнике и ситуации, невербальные компоненты общения.

  1. Обучение умениям ориентировки в собеседнике.

  2. Ориентировка в ситуации и невербальные средства общения.

  3. Виды и функции невербальных средств общения и контакта (визуальные, акустические, тактильные, ольфакторные).

  4. Тренинг по отработке навыков активного слушания.

Тема практического занятия 6.

Общение как восприятие людьми друг друга

    1. Формирование первого впечатления.

    2. Механизмы межличностного восприятия.

    3. Каузальная атрибуция.

    4. Имидж личности, его составляющие.

    5. Психологические особенности самопрезентации.

Литература

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Бороздина Г.В. Психология общения. М., 1998.

Куницына В.Н., Казарина Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб., 2001

Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? М., 2000.

Тема практического занятия 7

Общение как обмен информацией

      1. Модель коммуникативного процесса.

      2. Психологические особенности публичного выступления.

      3. Невербальные средства общения.

      4. Межнациональные различия невербального поведения.

      5. Виды и техника слушания.

Литература

Бороздина Г.В. Психология общения. М., 1998.

Куницына В.Н., Казарина Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб., 2001

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, 1986.

Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. Н.Новгород, 1992.

Тема практического занятия 8

Коммуникативные барьеры

        1. Внешние и внутренние коммуникативные барьеры.

        2. Психотехнологии «Вы-подход», «Мы-высказывание», «Я-утверждение».

        3. Тренинг уверенного поведения.

Литература

Атватер И. Я вас слушаю. М., 1984.

Бороздина Г.В. Психология общения. М., 1998.

Зимбардо Р. Застенчивость: Что это такое и как с ней справляться? СПб, 1996.

Куницына В.Н., Казарина Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб., 2001

Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… Р-н-Д., 1998.

Тема практического занятия 9

Психологические воздействия в общении

        1. Характеристика психологических воздействий в общении.

        2. Психотехнологии убеждающего воздействия.

        3. Приемы внушающего воздействия.

        4. Психологические механизмы заражения и подражания.

        5. Манипулирование в общении. Защита от манипуляций.

Литература

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М, 1988.

Бороздина Г.В. Психология общения. М., 1998.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

Куницына В.Н., Казарина Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. Спб., 2001

Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. М., 2001.

Тема практического занятия 10.

общение, его виды и формы

          1. Понятие и формы общения.

          2. Основные этапы деловой беседы.

          3. Стратегия и тактические приемы ведения переговоров.

          4. Правила приема посетителей и общения с ними.

          5. Психологические особенности общения по телефону.

Литература

Бороздина Г.В. Психология общения. М., 1998.

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры… М., 1993.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.. 1983.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.

Другие похожие документы..