Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

Тема 1. Методологические и логические основы психологии общения.

Степень научной разработанности проблемы. Предмет и задачи психологии общения как отрасли психологической науки. Социология коммуникации и психология общения. Общение как ведущая деятельность социолога. Речь как важнейшее средство общения. Виды речи. Психофизиологические основы речи.

Логический подход к проблеме общения и понимания. Слово как элементарная осмысленная единица языка. Имена и понятия. Логические операции с именами. Причины недоразумений, связанные с употреблением имен в общении. Высказывания и выводы. Общая характеристика диалога. Вопросы и ответы. Аргументация как логико-коммуникативная процедура. Логические требования к ведению диалога.

Тема 2. Психологическая структура и функции общения

Определение и пси­хо­ло­ги­че­ская струк­ту­ра об­ще­ния. Реализация функ­ций об­ще­ния в деятельности социолога. Использование сред­ст­в обще­ния в процессе социологического исследования. Социально-психологическая характеристика деловых и личных взаимоотношений. Ва­ри­ан­ты со­от­но­ше­ния де­ло­вых и лич­ных взаи­мо­от­но­ше­ний. Пси­хо­ло­ги­че­ская со­вмес­ти­мость пер­со­на­ла и ее влия­ние на эффективность дея­тель­но­сти.

Тема 3. Ин­фор­ма­ци­он­ная функ­ция об­ще­ния.

Ус­ло­вия и спо­со­бы по­ни­ма­ния людь­ми друг дру­га. Коммуникативные барьеры и потери информации в разговорном общении. Пре­дот­вра­ще­ние ин­фор­мационных по­терь при вер­баль­ном об­ще­нии со­труд­ни­ков. Развитие индивидуальной техники активного слушания. Пря­мые и скры­тые ин­фор­ма­ци­он­ные сиг­на­лы. Общение с трудными людьми.

Тема 4. Об­ще­ние как вос­при­ятие людь­ми друг дру­га.

Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком: восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретация на этой основе их поступков. Иден­ти­фи­ка­ция и эм­па­тия. Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские эффекты: оре­о­ла, пер­вич­но­сти, но­виз­ны; сте­рео­ти­пы и эт­но­сте­ре­о­ти­пы, спо­со­бы их ней­тра­ли­за­ции.

Тема 5. Коммуникации в процессе организации совместных действий

Сущ­ность и ти­пы взаи­мо­дей­ст­вия лю­дей в про­цес­се со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти. Ме­то­ды управ­лен­че­ско­го воз­дей­ст­вия на пер­со­нал. Служебные интриги как способ взаимодействия. Ти­пич­ные ошиб­ки об­ще­ния и их кор­рек­ция. Ос­но­вы тран­сак­ци­он­но­го ана­ли­за Э.Бер­на. Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские ме­то­ды при­ня­тия груп­по­во­го ре­ше­ния. Team building (командообразование) как способ оптимизации совместных действий.

Тема 6. Психологическая теория и техника проведения деловой беседы.

Под­го­тов­ка к бе­се­де: сис­те­ма под­го­тов­ки к бе­се­де, план бе­се­ды. Струк­ту­ра де­ло­вой бе­се­ды. Возможные трудности в начале беседы и способы их преодоления. Техника и тактика аргументации. Ней­тра­ли­за­ция за­ме­ча­ний со­бе­сед­ни­ка. Принятие решений и завершение беседы. Осо­бен­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­ной и груп­по­вой бе­се­ды. Социально-психологические показатели успешности беседы.

Тема 7. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами.

Опрос как процесс общения. Отношение исследователя и респондента к опросу. Двойственность позиции социолога. Восприятие анкетера. Проблема доверия. Восприятие обстановки опроса. Восприятие и понимание отдельных вопросов. Восприятие трудных вопросов. Восприятие тенденциозного вопроса. Конструирование анкеты с учетом стиля респондента.

Тема 8. Стресс и фрустрация: влияние на содержание и процесс общения.

Стрес­с и фрустрация: общая характеристика. Ситуативные и лич­но­ст­ные фак­то­ры воз­ник­но­ве­ния стрес­са и фрустрации. Ин­ди­ви­ду­аль­ный и груп­по­вой стресс. Деформация содержания и средств общения в состоянии стресса и фрустрации. Специфика проявления в речи состояния эмоциональной напряженности. Индивидуальная предрасположенность к речевой тревожности. Ме­то­ды са­мо­управ­ле­ния в стрес­со­вой си­туа­ции общения. Развитие фрустрационной толерантности.

Тема 9. Психологическая коррекция конфликтного общения.

Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка кон­флик­тов. Ти­по­ло­гия кон­флик­тов. Управ­ле­ние кон­фликт­ной си­туа­ци­ей. Стратегии и ал­го­ритм раз­ре­ше­ния кон­флик­тов. Пси­хо­ло­ги­че­ская кор­рек­ция кон­фликт­но­го об­ще­ния. Спо­со­бы предъ­яв­ле­ния пре­тен­зий со­труд­ни­кам и кри­ти­ки под­чи­нен­ных.

Тема 10. Психологические трудности в процессе общения.

Стиль самоутверждения личности в общении. Влияние самооценки на содержание и способы общения. Проблема застенчивости в психологии общения. Феноменология застенчивости. Повышенная склонность к самоанализу у застенчивых людей. Распознавание застенчивости. Причины застенчивости. Основные способы психопрофилактики застенчивости. Развитие уверенности в себе как фактор оптимизации общения.

Тема 11. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении.

Са­мо­рас­кры­тие как со­об­ще­ние дру­гим лич­ной ин­фор­ма­ции о се­бе. Функ­ции и по­след­ст­вия са­мо­рас­кры­тия для ме­нед­же­ра и со­труд­ни­ков. Не­га­тив­ные по­след­ст­вия са­мо­рас­кры­тия ( пре­иму­ще­ст­ва «за­кры­то­сти»).

Са­мо­предъ­яв­ле­ние как управ­ле­ние впе­чат­ле­ни­ем. Стра­те­гии са­мо­предъ­яв­ле­ния: стрем­ле­ние про­из­ве­сти бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние, за­пу­ги­ва­ние, слу­же­ние при­ме­ром, угод­ли­вость. Так­ти­ки са­мо­предъ­яв­ле­ния.

Тема 12 Психологические особенности публичного выступления

Цели речевой деятельности - основа публичного выступления социолога. Виды публичного выступления: сообщение, доклад, лекция, презентация и другие. Композиционно-логический, языковой, экстралингвистический и паралингвистический уровни речи. Формирование речевых умений разной степени сложности. Переход от диалогической речи к монологической. Тенденции развития речевых умений. Адекватность использования языковых средств. Соотношение интериоризации и экстериоризации публичного выступления. Количественная и качественная специфика аудитории. Основные этапы работы над публичным выступлением. Активное и пассивное владение словом. Базовые технологии публичного выступления социолога.

Тема 13. Влияние социолога на профессиональную этику и культуру общения

персонала.

Эти­ка как на­у­ка о нрав­ст­вен­но­сти, о за­ко­нах и нор­мах че­ло­ве­че­с­ко­го по­ве­де­ния. Про­фес­си­о­наль­ная и кор­по­ра­тив­ная эти­ка, их от­ли­чие и осо­бен­но­сти от об­ще­че­ло­ве­че­с­кой эти­ки. Ос­нов­ные эти­че­с­кие ка­те­го­рии: долг, честь, со­весть и их раз­ви­тие у персонала фирмы.

­Реа­ли­за­ция ос­нов­ных эти­че­ских ка­те­го­рий в кор­по­ра­тив­ном по­ве­де­нии пер­со­на­ла. При­чи­ны рас­ши­ре­ния не­этич­ной прак­ти­ки в управ­ле­нии пер­со­на­лом. Ос­нов­ные про­фес­сио­наль­но-эти­че­ские тре­бо­ва­ния к пер­со­на­лу .

Эти­че­ский ко­декс со­труд­ни­ка фир­мы: прин­ци­пы и спо­со­бы со­став­ле­ния.

Раздел 2 ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ В ОБЩЕНИИ

Тема 14. Содержание и процесс социального влияния

Проблема социального влияния в научно-психологической литературе. Понятие и цель социального влияния. Компоненты человеческой психики, подверженные социальному влиянию. Знание действительности и отношение к ней. Проблема социального контроля индивидуального и коллективного поведения. Психологические модели социального влияния.

Тема 15. Общепсихологические законы формирования и смены установок.

Значение вывода в процессе социального влияния. Односторонние и двусторонние методы социального влияния. Значение последовательности рассмотрения позиций в процессе социального влияния. Комбинированное использование факторов последовательности и новизны.

Тема 16. Организация ситуации влияния

Организация физической среды. Взаимосвязь установок с пространственной организацией социального влияния. Использование статусных помещений для повышения эффективности влияния. Организация психологической среды. Общие закономерности функционирования психологической среды социального влияния. Эмоциональная и интеллектуальная организация процесса социального влияния. Особенности взаимодействия эмоциональной и интеллектуальной активности реципиента. Комплексное использование эмоционального и интеллектуального воздействия.

Тема 17. Влияние на эффект взаимодействия дистанции между позициями

коммуникатора и слушателя

Значение предварительных установок слушателя. Проблема эффективности социального влияния. Взаимосвязь между взглядами слушателей и продвигаемой позицией при смене или упрочении установок. Изучение закономерностей смены установок. Шкалы установок. Воздействие социального влияния на сознание человека. Законы ассимилятивного и контрастного изменения сознания. Социальное влияние на взгляды, выражающие умеренные и крайние позиции. Влияние на личность: законы аккомодации и репудиации установки.

Тема 18. Влияние межличностных отношений на формирование установок к

различным явлениям.

Влияние престижа на эффективность социального влияния. Эффект «визитной карточки». Эффект «своего человека». Воздействие на эффективность влияния симпатии-антипатии слушателей к коммуникатору. Влияние сложившейся между людьми установки на способность их взаимного воздействия. Влияние предварительной установки слушателей к продвигаемой позиции на выработку отношения к коммуникатору. Элементарная социально-психологическая структура процесса социального влияния. Эффекты бессознательной активности социально-психологической системы, включенной в процесс социального влияния.

Тема 19. Роль социальной среды в формировании убеждения

Многообразие влияния социальной среды на индивида. Происхождение и формирование подражания. Тенденция конформности в процессе влияния. Влияние референтной группы на взгляды и поведение человека. Влияние групповой активности на взгляды людей. Эффект легализации. Социальная среда как существенный структурный элемент формирования и изменения взглядов людей.

Тема 20. Специфические особенности процесса социального влияния,
обусловленные биполярностью установки

Альтернативность эффекта социального влияния. Трансформация индивидуальных взглядов под влиянием социума. Профилактическая работа в процессе социального влияния. Зависимость сопротивляемости конкурентному влиянию от устойчивости взглядов личности. Проблема формирования отрицательного отношения к противоположным позициям.

Раздел 3 ВЕРИФИКАЦИЯ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Тема 21. Определение и психологическая структура лжи (обмана).

Определение и основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь). Моральное значение различия умолчания и тайны. Негативная презумпция искажения информации (лжи). Логический подход: таблицы истинности. Причины, по которым обманывающий предпо­читает умолчание и теряет возможность ограничиться только умолчанием. Имитация эмоций (фальшивая эмоция) как способ сокрытия переживаемых чувств, не испытываемых на самом деле. Другие разновидности лжи умолчания и искажения. Виды признаков обмана: утечкаинформации и информация о наличии обмана.

Тема 22. Верификация ложной информации по словам.

Вводные замечания о существовании верных признаков об­мана. Психологическая структура речи. Виды речи. Вербальные возможности сообщения ложной информации. Склонность лжецов особенно тщательно подбирать слова. Признаки словесного обмана (неосторожные высказывания, языковые оговорки, тирады, уклончивые ответы или увертки).

Тема 23. Верификация ложной информации по голосу.

Вводные замечания. Связь голоса с областями мозга, отвечающими за эмоции. Трудности скрытия некоторых изменений в голосе, вызванные воз­никновением эмоции. Важность голоса для характеристики человеческой речи. Наиболее распространенные голосовые признаки обмана. Причины проявления голосовых признаков обмана. Не всякое проявление эмоций в голосе является свидетель­ством обмана. Отсутствие универсальных признаков обмана.

Тема 24. Верификация ложной информации по пластике.

Типы телодвижений, которые могут быть признаками обмана (эмблемы и иллюстрации). Признаки обмана с помощью иллюстраций. Причины использования иллюстраций для обмана. Причины, по которым люди иллюстрируют меньше обычно­го, являющиеся признаком обмана. Значение для точного распознавания лжи зависимости между количеством эмб­лематических оговорок и количеством иллюстраций. Различия между эмблемами и иллюстрациями. Мани­пуляции как тип телодвижений - не всегда являются признаком обмана. Причины, по которым манипуляции не являют­ся надежным признаком обмана. Позы как признак утечки информации или обмана.

Тема 25. Верификация мимических признаков ложной информации

Лицо как непроизвольная эмоциональ­но-сигнальная система и ценный источник информации для верификатора. Мимика как источник ложной информации. Двойная роль лица в отражении произвольных и непроизвольных мимических реакций. Информационные возможности лица по передаче различных оттенков эмоциональных пе­реживаний. Социокультурные различия правил контроля мимических реакций. Способность большинства людей использовать мимические способы обмана. Иллюзия большинства людей о своей способности заметить фальшь в лице другого. Многообразие различных выражений лица и их отличия друг от друга. Соотношение эмоций и выражения лица. О возможности лица передавать такие нюансы и оттенки эмоций, ко­торые невозможно выразить в речи. Мимические источники утечки информации. Способы передачи информации с помощью глаз. Внешние изменения в лице, вызываемые высшей нервной деятельностью: румянец, бледность, испа­рина. Проблемы расшифровки мимических признаков обмана. Признаки фальсифи­кации эмоций. Трудности в отличии ложной улыбки от ис­кренней. Основные виды улыбок.

Верификация признаков ложной информации, обусловленных вегетативной нервной системой Надежность призна­ков обмана, обусловленных непроизвольными из­менениями, производимыми в организме вегетативной нервной системой и сопровождающими возникновение эмоций. Простота имитации некоторых изменений, вызываемых вегетативной нервной системой.

Тема 26. Психологическая характеристика основных ошибок и мер

предосторожности при верификации ложной информации.

Возможности научения распознаванию признаков не­которых видов обмана. Основные задачами верификатора. Отсутствие возможности полностью избежать ошибок в обнаружении обмана. Необходимость принятия мер предосторожности для снижения количества ошибок. Обязанность верификатора ясно отдавать себе отчет в возможно­сти собственного предвзятого отношения к подозреваемому. Проблемы верификатора по определению эмоции, которые испытывает человек прав­дивый. Выгодные и невыгодные для верифи­катора стороны ситуации, когда человек не знает о том, что его подозревают. Преимущества знания о Мерысуществующих по­дозрениях в адрес одного из партнеров по общению предосторожности, необходимые при истолковании поведенческих признаков обмана

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.

Другие похожие документы..