Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения Издательство Тюменского государственного университета

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики, психологии и управления

Кафедра общей и социальной педагогики

В.А. ИГНАТОВА

КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Методические указания и дидактические материалы

для студентов заочной формы обучения

Издательство Тюменского государственного университета

Тюмень 2005

Печатается по решению учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления

Дидактические материалы и методические указания разработаны для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. В работе представлены: рабочая программа, тематический план дисциплины, календарно-тематический план обучающегося, планы семинарских занятий, список учебной литературы, методические указания по самостоятельной работе над курсом. Средства контроля включают: контрольные вопросы, творческие задания и вопросы для размышления, тестовые задания для самоконтроля, темы контрольных работ, ключи к тестам, критерии самооценки усвоения учебного материала и итоговой аттестации во время сессии.

Представленные учебные материалы соответствуют содержанию Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Рецензент: И.Г.Захарова, доктор педагогических наук, профессор

© Тюменский государственный университет

© Игнатова Валентина Александровна

ПРОГРАММА КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Пояснительная записка

Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в общеобразовательный блок базисного учебного плана студентов гуманитарных факультетов. Основное назначение дисциплины сформировать у обучающихся представление об окружающем мире как грандиозной целостной открытой иерархически устроенной развивающейся суперсистеме, в которой природа, общество, культура, человек, его деятельность и познание увязаны в единый нерасторжимый узел, раскрыть проявление фундаментальных законов природы в явлениях повседневной жизни человека, их отражение в жизни общества, культуре, языке, истории, литературе, искусствах, показать динамику развития мира, динамику его познания и тенденции современного естествознания. Центральной идеей, пронизывающей учебный курс является идея глобального эволюционизма, позволяющая показать единство всего сущего.

Дисциплина изучается во втором семестре и завершается зачетом или экзаменом (в зависимости от специальности). Общее количество часов, отводимых на ее изучение, -120, из них - 8 лекции, 4 - практические занятия, 108 - самостоятельная подготовка. Программа разработана в соответствии с требованиями ГОС высшего профессионального образования.

Содержание дисциплины

  1. Естествознание - система наук о природе

Природа как целостная система. Природа и цивилизация. Социоприродная среда. Природа как объект познания. Человек как познающий субъект природы. Мышление как неотъемлемое свойство человеческой психики, продукт ее эволюции и форма отражения окружающей действительности. Способы познания окружающего мира: деятельность, ощущения, чувства, логика, интуиция. Эмпирические знания и опыт. Мифология, религия, искусство, наука как компоненты культуры и способы постижения природы. Познание, мировоззрение и картина мира. Мировоззрение и культура.

Наука как способ объективного познания окружающего мира и человека. Научный метод познания. Наука как система объективных знаний. Концептуальный язык науки. Понятийный аппарат. Научные модели, их возможности и границы применимости. Наука и научная картина мира. Познание и мировоззрение. Обобщенная картина мира как многомерный целостный его образ, ее структура и связь с мировоззрением. Динамика научного познания и формирование научных парадигм. Смена научных парадигм как объективный процесс. Научные революции и смена мировоззренческих представлений. Горизонт познания. Абсолютная и относительная истина. Принципиальная незавершенность научной картины мира.

Естествознание в системе науки. Дифференциация наук. Естествознание как иерархия наук о природе. Естествознание и социальная жизнь общества. Проблема интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в построении обобщенной картины мира.

2 Естественнонаучная картина мира

Структура естественнонаучной картины мира. Фундаментальные понятия естествознания: материя, вещество, поле, пространство, время, заряд, энергия, взаимодействие, отражение, движение, энтропия, информация. Стохастические и динамические закономерности. Фундаментальные законы природы. Основополагающие принципы естествознания как исходные положения познавательных моделей, отражающих фундаментальные законы природы, проявляющиеся на всех уровнях ее организации. Принципы причинности, дополнительности, соответствия, системности, периодичности, симметрии, относительности, неопределенности. Энтропия и принцип направленности развития.

Панорама естествознания. Эволюция мировоззренческих представлений. Доклассический период развития. Научные программы античности. Средневековая наука. Классическая наука. Механическая картина мира и ее концептуальные основы. Тепловая картина мира. Электромагнитная картина мира. Успехи естествознания XIX века. Кризис классической науки. Неклассическая наука. Революция в физике начала XX века. Релятивистская картина мира. Квантово-полевая картина мира. Строение материи и физика элементарных частиц. Влияние революции в физике на другие области естествознания. Затруднения неклассической науки. Постнеклассическая наука.

3.Основополагающие концепции современного естествознания

Системный подход в естествознании. Работы Л.Берталанфи. Понятийный аппарат. Элементы теории. Классификации социоприродных систем. Открытые системы и их свойства. Энергоинформационный обмен как условие функционирования систем. Системная модель мира. Иерархии взаимосвязанных развивающихся систем.

Самоорганизация и эволюция открытых сложных систем, далеких от равновесия. Исторический ракурс. Работы И.Пригожина. Фундаментальная роль случайного в поведении сложных систем. Случайность и закономерность. Синергетика - новое окно в мир природы и общества. Элементы теории самоорганизации. Неустойчивые состояния. Бифуркации. Фрактальные образования. Аттрактор. Сценарий самоорганизации сложной динамической системы. Сходство механизмов самоорганизации систем разного уровня и универсальный эволюционизм. Синергетическая картина мира.

Элементы теории организации (управления). Идеи кибернетики. Работы Н.Винера. Контур с обратной связью. Особенности управления системами разной природы. Моделирование и прогнозирование развития систем.

4. Некоторые приложения концепций современного естествознания

Самоорганизация и эволюция Вселенной.. Гипотеза Большого Взрыва. Работы П.Ловелла, Э.Хаббла, Г.Гамова. Эволюция галактик, звезд и звездно-планетных систем. Самоорганизация и эволюция Земли. Общая характеристика планеты. Сферная концепция ее строения. Факторы самоорганизации Земли в разные периоды геологической истории. Самоорганизация и эволюция химических систем.

Жизнь как уникальное космическое явление. Основные признаки живого. Структурные уровни организации. Эволюция представлений о возникновении и развитии жизни на Земле. Работы А.И. Опарина. Самоорганизация и эволюция живого вещества. Биологическая эволюция и концепция генетики. Многообразие живых организмов - основа устойчивости биосферы. Влияние космических ритмов на функционирование биосферы.

Самоорганизация и антропогенез. Природа человека. Человек как единство физического, химического, биологического, психического и социального. Человек как энергетическая система. Человек как личность. Духовная сущность человека. Роль и место человека в биосфере.

Современные представления о работе головного мозга и развитие психики. Сознание, разум, эмоции, поведение, творчество. Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей.

Самоорганизация и социогенез. Системно-синергетический подход к описанию социальных систем. Общество как открытая неравновесная диссипативная система. Эволюция общества как результат взаимодействия процессов самоорганизации и организации. Антропосоциогенез и цивилизационные разломы. Формирование глобальных проблем человечества. Культура и образование как механизмы управления социальным развитием и важнейшие факторы устойчивости цивилизации.

Новые цивилизационные модели. Ноосфера и устойчивое развитие. Перспективы человека. Работы В.И.Вернадского и Н.Н.Моисеева.

Тематический план изучения дисциплины

Наименование темы

Количество часов

Виды занятий

лекции

практика

сам..

работа

всего

1

Естествознание - система наук о природе

2

18

20

2

Естественнонаучная картина мира

2

2

20

24

3

Основополагающие концепции современного естествознания

2

2

40

44

4

Некоторые приложения концепций современного естествознания

2

30

32

Всего

8

4

108

120

Темы практических занятий

Тема 1. Естественнонаучная картина мира

Цели занятия:

1.Выявить роль и место естественных наук в социокультурном развитии человечества.

2.Сформировать представление о науке как динамичной развивающейся системе.

3.Отработать основные общенаучные понятия.

4.Сформировать представление об основополагающих мировоззренческих принципах естествознания как исходных положениях познавательных моделей и раскрыть специфику их использования в гуманитарных областях.

5.Построить структурную модель естественнонаучной картины мира.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.Наука как средство познания и компонент культуры. Принципиальные отличия науки от других форм постижения окружающего мира.

  1. Динамика научного познания и формирование научных парадигм.

  2. Научные революции и смена мировоззренческих представлений.

  3. Горизонт познания. Абсолютная и относительная истина. Принципиальная незавершенность естественнонаучной картины мира.

  4. Основополагающие понятия естествознания: материя, движение, пространство, время, отражение.

  5. Фундаментальные законы природы.

  6. Стохастические и динамические закономерности.

  7. Основополагающие принципы естествознания как отражение фундаментальных законов природы, проявляющихся на всех уровнях ее организации.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 030400. 62 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной педагогики, дата, номер протокола. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
  2. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    О.А.Мальцева. "Психологическое консультирование: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики ,социального
  3. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Журналистика»

    Учебно-методический комплекс
    Л.В.Шилова, Е.А.Логинова. Немецкий язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Журналистика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008 с.
  4. Учебное пособие Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2011

    Учебное пособие
    Д. Ю. Акулинин. ЭКОНОМИКА, ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.
  5. Учебно-методический комплекс Специальности: 080502 Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Экономика отрасли» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой  080502 «Экономика и управление на предприятии
  6. Методические рекомендации преподавателям тюмгу по созданию учебно-методического комплекса дисциплины издательство

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации преподавателям по созданию учебно-методического комплекса дисциплины - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008.
  7. Методическое и кадровое обеспечение учебного процесса рекомендовано

    Документ
    материалы для аудиторной работы: учебник (учебное пособие, учебно-методическое пособие, тексты лекций), планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий,
  8. Тюменский государственный университет (3)

    Курсовая работа
    О.А. Бакиева. Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения изобразительному искусству»: Методические указания для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.
  9. Тюменский государственный университет (7)

    Курсовая работа

Другие похожие документы..