«Город Калининград»

6




ДОКЛАД

о результатах и основных направлениях деятельности

комитета по образованию

администрации городского округа «Город Калининград»

Калининград

2009

1. Перечень выполняемых функций

Согласно Положению «О комитете по образованию администрации городского округа «Город Калининград», утвержденному решением окружного Совета депутатов города Калининграда (четвертого созыва) от 16.07.2008 № 210, комитет по образованию является структурным подразделением администрации городского округа «Город Калининград», обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями в сферах образования, молодежной политики, физкультуры и спорта, опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Работа комитета по образованию регламентируется комплексом нормативно-правовых актов, основные из которых:

    • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

  • Закон Калининградской области от 15 января 1998 г. № 48 «Об образовании»;

  • Закон Калининградской области от 28 января 2000 г. № 169 «О государственной молодежной политике в Калининградской области»;

  • Закон Калининградской области от 28 декабря 2007 г. № 214 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • Устав городского округа «Город Калининград».

Структура комитета по образованию включает управление по делам молодежи, в которое входят отдел физической культуры и спорта, отдел молодежных программ и отдел дополнительного образования; управление общего образования, в котором объединены отдел дошкольного образования, отдел школьного образования и отдел развития, а также отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними и инспекционно-правовой отдел.

Сеть учреждений, подведомственных комитету по образованию, в настоящее время включает 194 учреждения. Это муниципальное автономное учреждение «Финансово-инженерная служба комитета по образованию», 91 дошкольное образовательное учреждение, 1 образовательное учреждение для детей начального и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад, 52 общеобразовательных учреждения, 34 учреждения дополнительного образования детей и оздоровительно-образовательных лагерей, 3 учреждения сиротского типа, 2 межшкольных учебных комбината, 7 учреждений молодежной сферы, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Мост» и Центр отдыха и поддержки молодежных инициатив «Огонек».

2. Результаты деятельности (выполнения функций)

и выявление недостатков за отчетный год

В соответствии с приоритетами государственной и региональной политики, проектом Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» до 2025 года, ориентированным на развитие человеческого потенциала, обеспечение экономики города трудовыми и кадровыми ресурсами, деятельность комитета по образованию в отчетный период была направлена на развитие сферы образования, молодежной политики, физической культуры и спорта в целях удовлетворения потребностей граждан в получении доступного и качественного образования, создания условий для формирования здорового образа жизни населения, обеспечения занятости молодежи, ее физического и нравственного совершенствования, предупреждения социального сиротства и развития семейных форм устройства детей.

Достижение поставленных целей было связано с применением управленческих инструментов: новых технологий оценки качества образования, современных финансово-экономических механизмов, проектного и программно-целевого подходов.

Общая демографическая ситуация в городе, реализация политики повышения качества предоставляемых образовательных услуг, развитие семейных форм устройства детей потребовали решения проблемы увеличения количества мест в дошкольных учреждениях, оптимизации сети общеобразовательных школ и детских домов, совершенствования видового разнообразия учреждений, соответствующего интересам граждан.

Мероприятия, реализуемые администрацией города, комитетом по образованию по увеличению количества мест в детских садах за счет строительства типовых детских дошкольных учреждений, приема в муниципальную собственность ведомственных детских садов, целевого использования существующих зданий ДОУ и открытия новых групп позволили в течение 2007-2008 гг. дополнительно направить в детские сады 1137 детей. Распространение получили новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей и консультационные пункты для родителей на базе учреждений всех типов и видов, в том числе в школах, детско-юношеских центрах, подростковых клубах.

В целом доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, в общей численности детей данного возраста в 2008 году составила 72%, что на 3 % больше по сравнению с 2007 годом, однако на 0,3% ниже среднероссийского показателя.

Вместе с тем в настоящее время в городской системе образования остается проблема обеспечения права каждого ребенка младшего возраста на общедоступность дошкольного образования, что вызвано увеличением рождаемости и миграционной ситуацией. Так, за последние годы количество родившихся детей увеличилось с 3565 в 2005 году до 5101 в 2008 году. Ежемесячно в городе рождается от 300 до 400 детей. В настоящее время количество детей в очереди в МДОУ составляет 12884 чел. Кроме того, несмотря на развитие различных форм предшкольной подготовки, разными формами дошкольного образования в 2008 году было охвачено 82% детей в возрасте от 5 до 7 лет (среднероссийский показатель – 76,1%).

Важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования является здоровье воспитанников. Для физического развития и укрепления здоровья детей во всех детских садах создана необходимая материально-техническая база, активно используются современные программы и методики физкультурно-оздоровительной деятельности. Однако показатель заболеваемости детей остается довольно высоким (доля дней, пропущенных воспитанниками МДОУ по болезни, в общей численности дней, проведенных детьми в группах МДОУ, в 2008 году составила 12,3%).

В ходе решения задач оптимизации ресурсов, рационального использования средств, направленных на повышение качества образования, проводится реструктуризация сети общеобразовательных учреждений.

За три года реализации муниципального Проекта развития сети общеобразовательных учреждений (проект трижды становился победителем в региональных конкурсных отборах, аобщий бюджет составил почти 33 млн. руб.) общеобразовательная сеть муниципалитета сократилась на 8 учреждений и представлена сегодня 53 школами, среди которых и такие инновационные модели, как: Школа для одаренных детей Калининградской области; Ресурсный центр по технологии; городской Центр образования как единое общеобразовательное учреждение по реализации программ дневного и вечернего очно-заочного обучения; образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад № 72 и др. Кроме того, в течение трех лет 20 школ города, успешно выдержав сложные конкурсные процедуры, получили дополнительное бюджетное финансирование в объеме 33,29 млн. рублей, которые были направлены на совершенствование материально-технической базы, проведение ремонтных работ и повышение квалификации учителей.

В целом можно констатировать позитивные изменения, связанные с реализацией проектов. Создаются укомплектованные базовые школы, в которых удалось значительно улучшить условия обучения.

Организованная школьная действительность требует сегодня не только оснащения новым оборудованием и современными средствами обучения, но и создания современных столовых здорового питания. В 2008 году в 12 школах города началась реализация экспериментального проекта по совершенствованию школьного питания, в ходе которого проведена реконструкция и установка высокотехнологичного оборудования в пищеблоках и школьных столовых на общую сумму 32 млн. рублей. Однако актуальной в настоящее время остается проблема низкого уровня культуры питания у детей и подростков, основанной на стереотипах, сформировавшихся в последние годы. Кроме того, в школах города в 2008 году было охвачено горячим питанием только 74,9% обучающихся.

Системная целенаправленная работа по выполнению социальных гарантий граждан на образование и повышению его качества, которая проводилась в рамках межведомственного взаимодействия с Министерством образования Калининградской области, управлениями здравоохранения, социальной политики, миграционной службой, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими заинтересованными структурами, позволила в 2008/2009 учебном году вовлечь всех детей школьного возраста в образовательный процесс и обеспечить положительную динамику результативности системы общего образования города. По итогам 2008/2009 учебного года отмечается снижение числа детей школьного возраста, оставленных на повторный год обучения и условно переведенных в следующий класс. Среднегородские показатели ЕГЭ учащихся города практически по всем предметам выше российских и региональных и превышают результаты прошлого учебного года. Значительно снизилось количество выпускников, не справившихся с экзаменационными работами по обязательным предметам: по русскому языку – на 7%, по математике – почти на 17%.

Вместе с тем, не смогли преодолеть минимальный порог по обязательным предметам – русскому языку и математике – 33 учащихся из 8 школ, или 1,1% от общего количества (показатель по региону – 1,4%, России – 2,2%). Аттестаты об основном общем образовании получили только 99,5 % учащихся (в прошлом году – 99,95%), что связано в том числе с изменением условий и процедуры проведения итоговой аттестации, критериев и моделей оценивания работ выпускников.

Кроме того, в целях обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и в связи с реорганизацией школ-интернатов №3 и №12 в 2009 году перед образовательными учреждениями города возникла проблема определения детей данной категории в общеобразовательные классы, комплектования интегрированных и коррекционных классов.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день более 1,5 тысяч школьников нуждаются в пристальном внимании. В основном это дети из асоциальных семей. В городе функционируют три детских дома, два социальных приюта, два реабилитационных центра, в том числе муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «МОСТ», в котором в прошлом году проживали, обучались и дополнительно получали профессии 74 воспитанника.

В течение года была продолжена совместная работа психолого-педагогических служб общеобразовательных учреждений, классных руководителей и школьных инспекторов по делам несовершеннолетних подростков в направлении выявления на ранней стадии детей, нуждающихся в педагогической помощи. Итогом совместной работы школ и органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений стало снижение на 30 % преступных деяний, совершенных несовершеннолетними.

Одной из важнейших задач муниципальной образовательной системы является создание условий для обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доля которых составляет 2,7% от общего количества детского населения города. В качестве важной положительной тенденции необходимо отметить сокращение в 2 раза за последние три года числа учреждений сиротского типа, что связано не только с демографической ситуацией, но и с увеличением количества детей, переданных на воспитание в семьи. Однако в сравнении с 2007 годом в 2008 наблюдается некоторое снижение доли детей данной категории, охваченных всеми формами семейного устройства.

В целях профилактики социально-опасных явлений в детской и молодежной среде, а также развития творческого потенциала подрастающего поколения более 70 муниципальных учреждений организуют досуг школьников и молодежи. Работа с детьми и подростками по месту жительства проводится в 42 муниципальных подростковых клубах, которые ежегодно посещают более 6000 человек. В целом удельный вес детей в возрасте 5 – 18 лет, занятых в учреждениях дополнительного образования детей, в 2008 году составил 81,3%. Однако услуги, которые предлагают учреждения дополнительного образования детей, не в полной мере учитывают интересы и запросы подростков, поэтому охват ребят от 14 лет и старше недостаточно высок.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей и молодежной сферы связана также с созданием единой многоуровневой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и молодежи. В рамках реализации городской целевой программы «Развитие системы образования Калининграда на 2007-2011г.г.», городской комплексной программы «Молодежь Калининграда на 2007-2011 годы» в отчетный период получила развитие система олимпиад и конкурсов, в которых в 2008 году приняли участие более 30 000 воспитанников и учащихся школ.

На уровне администрации города осуществлялась поддержка 53 талантливых и социально активных студентов из 12 государственных высших и средних специальных учебных заведений, а также выплата ежемесячных стипендий 38 воспитанникам спортивных школ. Положительным моментом является рост социальной активности молодежи за счет развития ученического самоуправления, участия молодежных общественных объединений в конкурсах на получение грантов для реализации целевых программ, реализации совместных программ и мероприятий комитета по образованию и молодежных общественных организаций, развития моделей и программ подготовки лидеров молодежи.

Одним из важнейших направлений деятельности комитета по образованию является обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период в загородных стационарных, тематических палаточных лагерях, лагерях дневного пребывания, а также организация малозатратных видов отдыха и общественно-полезной занятости подростков и молодых людей. Более 30000 детей и подростков Калининграда были вовлечены в 2008 году в организованный отдых, обеспечены социально-трудовой занятостью, что составляет 80,5% от общего числа детей в возрасте 7 – 17 лет, проживающих на территории муниципального образования.

С целью совершенствования муниципальной системы отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо, прежде всего, дальнейшее развитие сети загородных оздоровительных учреждений, ориентированных на круглогодичный отдых и оздоровление.

Деятельность комитета по образованию, образовательных учреждений, спортивных организаций в отчетный период была направлена на обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для граждан города, а также укрепление материальной базы спорта.

Численность детско-юношеских спортивных школ в городе возросла с 13 в 2007 г. до 18 в 2008 г. 44 детских и спортивных площадки расположены на междворовых и пришкольных территориях, из них 34 находятся в оперативном управлении муниципальных учреждений «Объединение подростковых клубов». Созданная и развивающаяся материально-техническая база позволила увеличить численность калининградцев, занимающихся различными видами спорта и участвующих в организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В 2008 году было проведено 1722 спортивных мероприятия, в которых приняли участие 119977 чел., что составило 28,5% от среднегодовой численности постоянного населения. 17,3 % населения постоянно занимались физкультурой и спортом (14,2 % по России).

Традиционно проводятся спортивные праздники, фестивали детского спорта, футбола, массовые пешеходные походы, турниры, соревнования по различным видам спорта, в том числе и длялюдей с ограниченными физическими возможностями. Вместе с тем, в настоящее время актуальной остается проблема недостаточного количества муниципальных спортивных сооружений в городе, особенно бассейнов и спортивных сооружений для занятий зимними видами спорта. Показатель спортивных сооружений на 100 жителей города в 2008 году составил 1,63.

Приоритетным направлением в деятельности комитета по образованию стало введение новых финансово-экономических механизмов, обеспечивающих качество образовательных процессов и эффективность расходования бюджетных средств, а также повышающих инвестиционную привлекательность образования.

С 1 января 2008 года во всех школах города введена новая система оплаты труда, устанавливающая связь между уровнем заработной платы и результатом работы труда педагогов и руководителей.

С 1 января 2009 года новая система оплаты труда введена во всех детских домах города, что позволило провести оптимизацию штатных расписаний, повысить ответственность педагогических работников за результативность деятельности.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов на цели образовательной политики, развития материальной базы образовательных учреждений, более гибкого реагирования на запросы родителей и общественности в 2009 году начался переход образовательных учреждений города в новую организационно-правовую форму – автономное учреждение.

Учитывая, что в условиях широкой самостоятельности возрастают экономические риски, связанные с недостаточно высокой квалификацией менеджмента автономного учреждения, было принято решение о поэтапном переходе.

В настоящее время на тип автономного учреждения переведены 18 муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Этот положительный опыт необходимо распространить на другие типы учреждений образования и молодежной сферы.

  1. «Город Калининград» (1)

    Доклад
    Доклад об основных направлениях деятельности комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» (далее КМИ и ЗР) подготовлен на основании:
  2. «Город Калининград» (4)

    Доклад
    - постановления главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15.04.2009 № 544 «Об утверждении Положения о подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования администрации
  3. «Город Калининград» (2)

    Содержательный отчет
    Отчет за 2010 год о выполнении Плана противодействия коррупции администрация городского округа «Город Калининград» по организации работы по противодействию коррупции и результаты деятельности в сфере профилактики и предупреждения коррупции
  4. «Город Калининград» (7)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления культуры (далее – Доклад) подготовлен в соответствие с Постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15.
  5. «Город Калининград» (12)

    Доклад
    Управление культуры осуществляет координацию и контроль деятельности 8 муниципальных учреждений (в том числе 2 автономных), 1 предприятия культуры и 9 муниципальных учреждений дополнительного образования детей.
  6. «Город Калининград» (6)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета экономики финансов и контроля (далее – Доклад) подготовлен в соответствие с Постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15 апреля 2008
  7. «Город Калининград» (8)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета социальной поддержки населения (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15.
  8. «Город Калининград» (3)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15.04.2009г. № 544 «Об утверждении Положения о подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности
  9. «Город Калининград» (5)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с постановлением главы администрации городского округа «Город Калининград» от 15.04.2009г. № 544 «Об утверждении Положения о подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности

Другие похожие документы..