«наша новая школа»

103


ДОКЛАД

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

ЗА 2011-й ГОД

КРАСНОГОРСК

2012

Часть I. Переход на новые образовательные стандарты

1. Информация о выполнении плана первоочередных действий

по реализации национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа» в 2011 году

Раздел 1.«Поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

Мероприятие «Введениефедеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: 1 класс»:

с 1 сентября 2011 года на новый стандарт перешли все 1-ые классы (100 % образовательных учреждений, имеющих ступень начального общего образования); а также 2-е классы в 97 общеобразовательных учреждениях (7 424 человека из 281 класса); 3-и классы в 2-х общеобразовательных учреждениях (145 человек из 5-ти классов).

Во всех общеобразовательных учреждениях Московской области, имеющих первые классы (1312 общеобразовательных учреждений), разработаны и утверждены основные образовательные программы начального общего образования. Обобщен опыт работы педагогических работников 97 пилотных общеобразовательных учреждений, участвующих во введении ФГОС начального общего образования (далее – ФГОС НОО) с 2010 года. Разработаны и направлены во все муниципальные образования Московской области для организации работы методические рекомендации «Разработка основной образовательной программы образовательного учреждения по введению ФГОС начального общего образования» и «Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях в рамках введения ФГОС начального общего образования».

Региональной особенностью введения ФГОС НОО в Московской области является включение в основную образовательную программу образовательного учреждения программы внеурочной деятельности, направленной на реализацию различных направлений развития и воспитания младших школьников: спортивно-оздоровительного, общеин-теллектуального, общекультурного, духовно-нравственного, социального. Наиболее перспективным направлением внеурочной деятельности признана проектная деятельность учащихся.

В целях реализации ФГОС НОО в 2011 году проведено расширение учебной базы общеобразовательных учреждений путем пополнения фондов школьных библиотек. Закуплено более 1 миллиона 400 тысяч единиц учебных пособий и учебников, обеспечено 100%-ное обновление фонда учебников по первым классам.

Модернизирована учебная база начальной ступени общего образования с целью создания новых технологических условий введения ФГОС нового поколения. В школы поставлено современное учебно-лабораторное оборудование на сумму 620 225,0 тыс. рублей.

Достигнута 100%-ная готовность кадрового ресурса первых классов общеобразовательных учреждений к введению ФГОС НОО.

Мероприятие «Введение федерального государственного стандарта основного общего образования по мере готовности: 5 класс»:

в 22-х общеобразовательных учреждениях Московской области – ресурсных центрах, организовано научно-методическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Разработаны: паспорт программы научно-методического сопровож-дения введения ФГОС ООО; план-график реализации на 2011-2012 учебный год; экспертная карта и циклограмма проведения мониторинговых исследований.

Для специалистов муниципальных органов управления образованием и муниципальных методических служб пилотных территорий, педагогов-психологов и руководителей 22 общеобразовательных учреждений – ресурсных центров организованы семинары «Введение ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2011-2012 учебном году» и «Роль и место педагога-психолога в реализации ФГОС».

Мероприятие «Разработка примерных основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования»: разработаны и направлены в 74 муниципальных образования для организации работы методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП ООО).

Мероприятие «Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».

Наличие персонифицированной базы данных работников образования Московской области позволило не только учесть образовательные потребности педагогических работников, но и проследить динамику совершенствования их профессиональной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Разработаны программы курсов повышения квалификации: «Методика разработки основной образовательной программы образовательного учреждения на ступени начального образования» (72 часа); «Проектирование рабочей предметной программы и формирование универсальных учебных действий» (72 часа); «ФГОС второго поколения: перспективы и проблемы введения»; программы внеурочной деятельности из расчета 10 часов в неделю.

В соответствии с Программой по введению ФГОС (72 часа), разработанной Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования (далее – Педагогическая академия последипломного образования), в Московской области проведено повышение квалификации учителей, в рамках которой обеспечены:

- 100%-ная готовность учителей 1-х классов к работе по ФГОС НОО;

- 100 % (1312) руководителей общеобразовательных учреждений, в которых открыты 1-е классы, прошли обучение и представили проекты основных образовательных программ образовательных учреждений (72 часа);

- обучение 267 методистов муниципальных методических служб (36 часов);

- 100% учителей первых классов (1312 человек) обучены работе на новом инновационном оборудовании, поставленном в общеобразовательные учреждения в рамках введения ФГОС НОО.

Организованы и проведены целевые проблемные семинары:

«Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – перспективы и проблемы»;

постоянно действующий семинар «Федеральный государственный стандарт второго поколения – опыт и проблемы введения»;

межрегиональные научно-практические конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: результаты пилотного введения и перспективы развития в Московской области»;

«Актуальные проблемы подготовки педагогов в рамках реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов»;

стартовая научно-практическая конференция «Современному учителю/преподавателю – современные технологии».

Представители Московской области приняли участие в заседании Бюро отделения общего среднего образования РАО «Стандарты второго поколения (начальная школа): проблемы и трудности внедрения».

Основными результатами решения задач обновления содержания и технологий общего образования через внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования стали следующие:

введение ФГОС начального общего образования в 100% общеобразовательных учреждений, имеющих начальную ступень общего образования;

100% охват учителей первых классов общеобразовательных учреждений программами повышения квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

проведение обучения всех учителей – участников экспериментальной апробации введения ФГОС НОО во 2-х, 3-их и 5-ых классах;

обеспечение комплексного (организационное, методическое, информационное, консультационное) сопровождения введения ФГОС НОО.

В рамках реализации мероприятия «Организация и проведение мониторинга введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» осуществлена оценка степени готовности образовательных учреждений к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года и к апробации введения ФГОС ООО.

Организована и проведена диагностика результатов освоения ООП ООО за первый год обучения (2010-2011 учебный год) 6227 учащихся 1 классов в 97 пилотных образовательных учреждениях по предметным результатам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир), метапредметным результатам (познавательные, регулятивные, универсальные и коммуникативные действия), личностным результатам (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).

Диагностическая работа выполнена: 89% учащихся – на хорошем уровне (набрано от 40 до 50 баллов); 11% учащихся – на высоком уровне (набрано от 50 до 59 баллов, при максимальном количестве баллов – 59).

Достигнутые показатели результативности:

  • 100 %-ная готовность общеобразовательных учреждений к введению ФГОС НОО с 1 сентября 2011 года.

Раздел 2 «Развитие общероссийской системы оценки качества общего образования».

В рамках разработки новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования реализуется региональная система оценки качества образования (далее – РСОКО), позволяющая получать объективную картину для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования во взаимодействии с общественностью. РСОКО включает в себя оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, состояния региональной и муниципальных образовательных систем.

Для этих целей разработан, утвержден и широко используется комплекс показателей системы оценки качества образования (областной, муниципальный и школьный уровни – всего более 500 показателей), дающий возможность оценить состояние ресурсной базы, уровень организации образовательного процесса и, самое главное, образовательные результаты.

Для оценки состояния образовательных систем в Московской области разработана и внедрена кластерная модель, включающая оценку всех трех основных составляющих качества образования – результата, процесса и условий, что позволяет проследить эффективность деятельности и динамику развития муниципальных образовательных систем. Для отслеживания динамики развития школьных и муниципальных систем образования разработан и используется интегральный показатель качества образования.

Система оценки качества образования Московской области носит многоуровневый характер, при этом соблюдается единство количественных (статистических) и качественных подходов.

Базовый уровень системы составляет оценка образовательных достижений обучающихся. Компетенция общеобразовательного учреждения представлена самооценкой обучающегося, оценкой учителя, оценкой администрации школы, общественной оценкой.

Получили развитие формы и способы оценивания учащихся, отличные от пятибалльной шкалы: доля (количество) общеобразовательных учреждений, в которых имеются данные формы и способы (от общего числа общеобразовательных учреждений) составила 93,64%, в том числе механизмы накопительной системы оценивания (портфолио и др.) – 87,58%; проектные, творческие, исследовательские работы как способ оценивания - 86,1%; иные, отличные от пятибалльной системы, механизмы и способы оценивания – 24,46%.

На муниципальном уровне происходит интеграция оценок результатов и качества образования в образовательных учреждениях, формируя оценку состояния муниципальной образовательной системы с учетом социально-экономических условий конкретного муниципального образования.

Показатели состояния региональной системы образования агрегируются с уровня школ и муниципального образования и дополняются результатами разнообразных мониторинговых исследований.

Многоуровневый характер системы оценки качества и компетенция каждого уровня закреплены в региональном, муниципальных и школьных Положениях о системе оценки качества образования.

В 2011 году введена в работу региональная система электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области (далее – РСЭМ), построенная на современном программном обеспечении и регулярно дополняемая новыми модулями (школьное питание, оценка уровня учебных достижений обучающихся по программам повышенного уровня и др.). Совместимая с системой федерального электронного мониторинга «Нашей новой школы», она представляет собой единую базу данных, имеющую широкий спектр возможностей по сбору, хранению, обработке и предоставлению неограниченного количества показателей (в настоящее время более 400) по различным направлениям. В составе РСЭМ создан банк данных для информационной и методической поддержки сопоставительного анализа территориальных (муниципальных) образовательных систем в части общего образования.

Система электронного мониторинга на основе динамических показателей и индикаторов позволяет своевременно выявлять ход реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в образовательных учреждениях и модернизации региональной системы общего образования, получать результаты и определять проблемы в достижении нового качества образования.

Формирование и постоянное обновление (актуализация) базы данных обеспечивает обратную связь в системе управления и позволяет в оперативном режиме получать данные о состоянии управляемого объекта и отслеживать изменения, происходящие в системе в процессе её функционирования и развития.

  1. «Наша новая школа». Что добавить, изменить, поправить? Мнения из регионов

    Документ
    Участие в парламентских слушаниях почти 6 работников системы образования из всех регионов Российской Федерации стало редкой возможностью для педагогов заявить на самом высоком уровне о своем видении готовящегося стратегического проекта
  2. «Наша новая школа» (4)

    Доклад
    - обучены на КПК по ФГОС и его реализации в ИРО зам директора по УР Волгина СБ и учитель начальных классов высшей квалификационной категории Фролова МВ,
  3. «Наша новая школа» (13)

    Доклад
    Удельный вес численности выпускников 11 (12) классов, поступивших в учреждения профессионального образования по профилю обучения на старшей ступени общего образования в общей численности выпускников 11 ( 12) классов 2010 года.
  4. «Наша новая школа» (1)

    Доклад
    В системе Соль-Илецкого района осуществляют свою деятельность 35 общеобразовательных школ, в которых обучаются 6649 чел., из них средних – 32, в них учащихся – 6513чел.
  5. «Наша новая школа» (2)

    Доклад
    1. Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году.
  6. «Наша новая школа» (3)

    Доклад
    Западного управления министерства образования и науки Самарской области о выполнении плана мероприятий по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в муниципальном районе Шигонский в 2010 году
  7. «Наша новая школа» (5)

    Доклад
    Публичный доклад подготовлен районным отделом образования Саракташского района с целью обеспечения информационной открытости муниципальной системы образования.
  8. «Наша новая школа» (6)

    Доклад
    I. Статистические данные (показатели) реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на территории Савинского муниципального района в 2010 году
  9. «Наша новая школа» (7)

    Доклад
    Оценка перспектив реализации проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в муниципальной системе образования Серпуховского района
  10. «Наша новая школа» (8)

    Доклад
    - распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2010 № 246-р «Об утверждении Плана первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010 год»;

Другие похожие документы..