«Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

Потребности кафедры в площадях, оборудовании, оргтехнике

Кафедра обеспечена всем необходимым и ни в каких дополнительных материальных ресурсах не нуждается.

Приложение 5

КОНЦЕПЦИЯ

кафедры сравнительной политологии

факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ

  1. Предпосылки создания кафедры сравнительной политологии

Политическая компаративистика (Comparative Politics) занимает одно из центральных мест в современной политической науке и прикладном политическом анализе. Блоки компаративных дисциплин читаются на факультетах и отделениях политической науки университетов мира уже в течение пяти десятилетий. В России сравнительная политология (укоренился именно такой перевод Comparative Politics, хотя точнее было бы – сравнительная политика) стала обязательной в списке политологических дисциплин уже с начала 1990-х гг. Первая в России кафедра сравнительной политологии была создана в МГИМО в 1998 в качестве одной из основных созданного тогда же факультета политологии. Недавно кафедра сравнительной политологии была создана на факультете политологии МГУ, планируется создание кафедры сравнительной политологии на факультете политологии СПбГУ. Сравнительная политология и сопутствующие дисциплины читаются в обязательном порядке на всех факультетах, отделениях и кафедрах политологии в России (как это и предписано ФГОСами по политологии всех поколений).

На факультете прикладной политологии НИУ ВШЭ с момента его возникновения читается сравнительная политология, которая к настоящему времени стала ядром целого блока компаративных дисциплин (в том числе: теоретические проблемы сравнительной политологии; многомерные типологии политических систем современных государств; анализ посткоммунистических трансформаций; теории социально-политических трансформаций; Nation Building and State Formation; геополитика: теория и прикладной анализ; и др.). Существующий коллектив получил на этом направлении подкрепление в результате прихода на факультет (и сотрудничества) специализирующихся на компаративистике профессоров и доцентов из МГИМО. Происходящее в настоящее время на ФПП уточнение предметных областей и организационной структуры (вместе с произошедшим кадровым пополнением) составляет необходимые предпосылки для создания новой кафедры сравнительной политологии. Ее создание осуществляется в рамках реорганизации кафедральной структуры ФПП.

  1. Состояния предметной области в России и за рубежом

Сравнительная политология является одной из лидирующих отраслей современного политического знания и позволяет соотносить теорию, методологию и конкретные методы исследования с изучением политической реальности в сравнительной перспективе. В настоящее время это едва ли не предметная сердцевина политологических научных и образовательных дисциплин во всем мире. В целом есть все основания утверждать, что все политологические дисциплины, за исключением нормативных (как, например, политическая философия, политическая теория, мораль и политика и др.) и теоретико-методологических (как, например, теория политики, методология политических исследований, политический анализ и др.) являются в большей или меньшей степени компаративными (тем более те, которые носят прикладной характер).

Показательно, что четверть всех индивидуальных членов Международной ассоциации политической науки (IPSA) говорят о себе как о компаративистах, т.е. тех, кто специализируется в области сравнительной политологии. В Ассоциации международных исследований (ISA) существуют исследовательские комитеты по различным аспектам компаративистики. В США и в Европе издается около десятка общедисциплинарных реферируемых журналов по сравнительной политологии (Comparative Politics; Comparative Political Studies; Comparative Studies in Society and History; Comparative Strategy; Comparative Civilizations Review; Revue international de Politique comparee; Revue d’Etudes comparatives Est-Ouest; и др.). Кроме того, существует несколько десятков специализированных журналов по сравнительным исследованиям отдельных аспектов политики, институтов и процессов – Parliamentary Affairs: A Journal of Comparative Politics; Democratization; Studies in Comparative International Development; Studies in Comparative Local Government; Publius: The Journal of Federalism; Party Politics; и др. Запрос в Интернете на “Comparative Politics” дает около девяти тысяч ссылок на вебстраницы. В целом политическая компаративистика (сравнительная политика) представляет собой сегодня «мейнстрим» мировой политической науки.

Общие и специализированные курсы по различным проблемным областям сравнительной политики (например, курсы по сравнительной транзитологии, политическим партиям и партийным системам, сравнительному федерализму, политическим системам и политическим режимам и др.) входят в число центральных в программах факультетов политической науки и факультетов политики ведущих университетов мира. Базовые (вводные) учебники, используемые на политологических факультетах университетов США и Европы, это преимущественно учебники по Comparative Politics (и лишь в некоторых случаях – Introduction to Political Science или Introduction to Politics, т.е. какой-то аналог многочисленных отечественных «Введений в политологию»). В западных университетах вводные курсы по сравнительной политике читаются, как правило, на первом и втором курсах бакалавриата, а на старших курсах бакалавриата и в магистратуре – читаются специализированные курсы по политической компаративистике и проводятся профессорские семинары. В общих чертах эта схема преподавания воспроизводится и в российских университетах.

Вместе с тем, примечательная черта, характеризующая современную динамику сравнительной политологии как научной и образовательной дисциплины, заключается в постоянно происходящем расширении ее предметной области. «Классический» формат вводного курса по сравнительной политике, идущий еще от выдержавшего десяток переизданий учебника Almond, Powell, Strom and Dalton “Comparative Politics Today. A World View”, включает в себя два больших раздела: в первом дается обзор теоретико-методологических моделей сравнительного анализа (государства, политические системы, политические культуры, партийные и избирательные системы, политические режимы и т.д.), во втором – на основе этих моделей даются обзоры наиболее характерных страновых казусов, представляющих собой альтернативные варианты социально-политического развития (обычно – политические системы США, Великобритании, Франции, СССР/России, Бразилии, Нигерии, Китая, Индии и т.д.). Однако в последние 10-15 лет формат курсов (и учебников) по сравнительной политике меняется: добавляются, как минимум, два новых предметных раздела – сравнительный анализ траекторий современного политического развития (например, Comparative Democratization) и сравнительная мировая политика (прежде всего, анализ взаимодействия государственных и негосударственных политических акторов, а также глобальных политических процессов). Указанные тенденции в сфере политологического образования, по сути, отражают динамику самой научной дисциплины сравнительной политологии – расширение предметной области, совершенствование методологического инструментария, нюансировка и углубление анализа. В предметном поле сравнительной политологии в настоящее время и такие смежные дисциплины, как мировая политика, глобальные политические процессы, национальные политики (в частности, российская политика) и др.

В своей основе сравнительная политология (сравнительная политика) – дисциплина эмпирического характера, поскольку осуществляемые сравнения и обобщения опираются на анализ конкретных политических явлений и процессов странового характера (политические системы и режимы, партии и партийные системы, политические ценности и представления, политические регионы, взаимосвязи внутренней и внешней политики и др.). Базовый эмпирический характер политической компаративистики (в том числе собираемые обширные базы данных) открывает широкие возможности для использования не только качественных, но и количественных методов анализа. В последние десятилетия количественные методы (в том числе методы многомерного статистического анализа) приобретают все более важное место в сравнительных исследованиях (например, исследования Acemogly and Robinson; Boix and Stokes; Fish and Wittenberg; Kaufmann and Kraay; Przeworski et al.; Teorell and Hadenius).

  1. Ситуация на рынке труда по соответствующим специальностям

Сравнение – это универсальный и во многом базовый исследовательский метод, особенно в социально-политической области. Сравнительный анализ является неотъемлемой часть профессиональной деятельности в политике. Без него не обходится ни политическое консультирование и аналитика, ни деятельность политических штабов и аппаратов различных организаций, ни работа руководящих органов любого уровня вплоть до правительств и международных организаций. Фактически в современной политике решение практически любых задач невозможно без осуществления сравнений различных уровней сложности. Сравнительная политика в ее широком понимании – это такой аспект профессиональной политической деятельности, который позволяет осуществлять отбор наиболее эффективных и желательных альтернатив политических решений, курсов и моделей поведения на основе соответствующих научных знаний и профессиональных навыков, заложенных специальной подготовкой в сфере политической компаративистики. В ее узком понимании сравнительная политика – это такой аспект научной и образовательной деятельности, который обеспечивает сравнительную политику в широком смысле идеями и разработками, а также кадрами, необходимыми для ее успешного функционирования.

Аналитику, исследователю и управленцу необходимо профессиональное владение навыками сравнения, которые будут востребованы в рамках широкого спектра преимущественно прикладных специальностей, к которым готовятся студенты ФПП. Это различного рода аналитические и консалтинговые центры, органы власти, партии, общественные организации, международные организации, средства массовой информации, органы рекламы и т.д. Успешному вхождению выпускников ФПП на рынок труда будет способствовать набор компетенций компаративного характера, предоставляемых вновь создаваемой кафедрой сравнительной политологии.

  1. Цель и задачи создания кафедры сравнительной политологии

Целью создания кафедры является концентрация кадрового и профессионального потенциала (как уже имеющегося на ФПП, так и привлекаемого) для обеспечения высококачественного преподавания дифференцированного блока дисциплин политической компаративистики на основе проведения оригинальных научных исследований с использованием качественных и количественных методов.

В задачи кафедры входит: (1) развитие и чтение блока курсов по политической компаративистике для студентов-бакалавров и слушателей магистратуры ФПП, а также для студентов других направлений подготовки и магистерских программ; (2) подготовка соответствующих учебных пособий, учебников и учебно-методических материалов; (3) осуществление научно-исследовательской работы (в том числе в рамках различных проектов, включая международные) по проблематике сравнительной политики.

  1. Учебная деятельность кафедры сравнительной политологии

Кафедра будет обеспечивать чтение следующих курсов:

  • Сравнительная политология (этот базовый курс в настоящее время существенно обновляется и будет включать в себя как теоретико-методологические разделы, так и сравнительный анализ крупнейших национальных политических традиций и основных международных систем);

  • Теоретические проблемы сравнительной политологии;

  • Политическая география;

  • Геополитика: теория и прикладной анализ;

  • Качественные методы в политических исследованиях;

  • Мировая политика;

  • Политическая конфликтология;

  • Политическая регионалистика;

  • Многомерные типологии политических систем современных государств;

  • Анализ посткоммунистических трансформаций;

  • Nation Building and State Formation;

  • Религия и политика;

  • Актуальные проблемы российской политики;

  • Социальная политика России;

  • Внешняя политика России;

  • Основы антикоррупционной политики;

  • Аудит политической системы России; и др.

  1. Научная и научно-практическая деятельность кафедры сравнительной политологии

Коллектив кафедры имеет солидные научные наработки, в том числе в рамках международных проектов. Помимо свыше десятка исследовательских грантов РГНФ и грантов других фондов и организаций (проекты НФПК, Института общественного проектирования, Эстонского фонд анауки, проект Международной ассоциации политической науки “International Encyclopedia of Political Science, международный проект под руководством А.Пшеворского “Democracy in a Russian Mirror” и др.), это такие масштабные исследовательские проекты, как «Политический атлас современности» и «Энциклопедия политических систем современных государств». “Political Atlas of the Modern World. And Experiment in Multidimensional Statistical Analysis of the Political Systems of Modern States” опубликован в 2010 г. издательством Wiley-Blackwell. В 2010 г. при поддержке ЦФИ ВШЭ был осуществлен исследовательский проект «Анализ режимных изменений в современном мире: новые демократии и/или новые автократии?», основные результаты которого были представлены на ежегодной апрельской (2011 г.) конференции НИУ ВШЭ и приняты для публикации в ведущие отечественные политологические журналы. В настоящее время при поддержке ЦФИ ВШЭ и с международным участием идет работа над исследовательским проектом «Анализ факторов развития и упадка государственности в социалистических и постсоциалистических странах с помощью количественных и качественных методов анализа (включая Qualitative Comparative Analysis)». Отдельным важным научным направлением являются исследования различных аспектов российской политики (включая региональные).

Кафедра планирует продолжение этих исследовательских направлений и открытие новых. В конкретном плане, это: (1) продолжение изучения типов и траекторий посткоммунистических режимных трансформаций, а также влияющих на них факторов; (2) сравнительный анализ современных типов государственности и факторов формирования государств (включая непризнанные); (3) региональные политические исследования; (4) сравнительные исследования мировых политических процессов; (4) отработка новых методов сравнительного качественного и количественного анализа. «Сверхзадача», которую видит кафедра в своей научной деятельности, это обеспечение эмпирического и теоретического вклада в формирование современной концепции политического развития. Научно-исследовательская работа кафедры будет иметь значительный международный компонент – в том числе по линии сотрудничества с международными профессиональными ассоциациями (International Political Science Association; International Studies Association; ECPR и др.) и зарубежными университетами. На кафедре будет действовать научный семинар.

  1. Формы сотрудничества с учебными и научными подразделениями НИУ ВШЭ

Кафедра планирует осуществлять свою учебную, учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность в сотрудничестве с ключевыми учебными и научными подразделениями ВШЭ. Кафедра готова предложить свои учебные курсы другим факультетам. В научном отношении кафедра рассчитывает на сотрудничество с ЦФИ.

  1. Ожидаемые от создания кафедры результаты

Предполагается, что создание кафедры сравнительной политологии на ФПП позволит достичь следующих результатов: (1) оптимизировать кафедральную структуру факультета прикладной политологии и повысить управляемость и эффективность учебной и научной деятельности; (2) институализировать коллектив единомышленников, имеющий значительные традиции совместной преподавательской и научно-исследовательской работы; (3) добиться повышения качества и расширения спектра учебных курсов и обеспечить их современными учебно-методическими и учебными материалами; (4) добиться значимых на международном уровне результатов на основных направлениях научно-исследовательской работы.

  1. Методические указания по разработке рабочих учебных планов на 2011/2012 учебный год для направлений подготовки и специальностей, реализуемых в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»

    Методические указания
    Деканам факультетов/руководителям отделений, директорам филиалов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при подготовке рабочих учебных планов на 2011/2012 учебный год (РУП) по направлениям
  2. Правила приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (1)

    Правила приёма
    федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ по программам БАКАЛАВРИАТа
  3. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной аттестационной работы (вар) для слушателей программ профессиональной переподготовки в Высшей школе управления проектами ниу вшэ

    Методические рекомендации
    После выбора темы выпускной аттестационной работы каждому слушателю назначается научный руководитель и, при необходимости, консультанты. К защите выпускной аттестационной работы допускаются лица, успешно сдавшие все зачёты и экзамены.
  4. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (2)

    Содержательный отчет
    В первом полугодии 2010 г. Государственный университет – Высшая школа экономики (далее ГУ-ВШЭ) приступил к реализации утвержденного на текущий год Плана реализации мероприятий Программы развития государственного образовательного бюджетного
  5. Об итогах деятельности Программы «Научный фонд ниу вшэ» в 2011 году

    Документ
    О новой редакции Положения о группе высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики».
  6. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (1)

    Содержательный отчет
    Реализуемая Программа развития Государственного университета – Высшей школы экономики (далее Программа, ГУ–ВШЭ) была разработана на основе Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального
  7. Правила перевода на следующий курс и завершени я процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета Высшей школы экономики Общие положения

    Документ
    1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок перевода на следующий курс и завершения процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики (далее
  8. «Высшей школы экономики» (ниу вшэ, Москва) в Эстонии

    Документ
    Победители и призёры Олимпиад, по решению Ученого совета НИУ ВШЭ, в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров Олимпиад имеют право на получение одной из следующих льгот:
  9. «Высшая школа экономики» (2)

    Методические указания
    Курсовые работы выполняются студентами факультета социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербурге на втором и третьем курсе. Это наиболее объемные и требующие наибольших учебных усилий письменные работы в эти периоды.

Другие похожие документы..