«Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ КАФЕДРАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ФАКУЛЬТЕТА ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ НИУ ВШЭ

За время своего существования ФПП освоил определенную нишу на отечественном политологическом рынке высшего образования. Прежде всего, это сочетание фундаментальной подготовки с практической ориентацией факультетских образовательных программ, способствующее адаптации выпускников к запросам рынка труда. Вместе с тем, ФПП действует во все более конкурентном пространстве, требующем оперативных ответов на возникающие внешние и внутренние вызовы и перемены.

В последнее время на ФПП произошли организационные и кадровые изменения (в том числе, преобразование кафедр публичной политики и всеобщей и отечественной истории в общеуниверситетские; изменения в руководстве факультета и кафедр политических и бизнес-коммуникаций и теории и практики рекламы и в общей направленности их работы; появление на факультете ряда ведущих преподавателей и ученых-политологов из МГИМО и МГУ). Начались существенные преобразования содержательного характера, включая разработку новых ОрГОСов и БУПов, аудит и модернизацию программ учебных курсов, разработку новых учебных курсов, работу по новым научно-исследовательским направлениям, привлечение к преподавательской и совместной исследовательской деятельности иностранных ученых и др.

Вместе с тем, унаследованная от предшествующих этапов кафедральная структура ФПП не соответствует новым задачам развития. В настоящий момент кафедральная структура ФПП включает: (1) кафедру общей политологи; (2) кафедру прикладной политологии; (3) кафедру политических и бизнес-коммуникаций; (4) кафедру теории и практики рекламы. Кафедра прикладной политологии включает в себя почти 30 преподавателей очень разных направлений преподавания и исследований, что ведет к серьезным управленческим проблемам. К тому же название кафедры дублирует название факультета и не отражает ее различные профили. Кафедра теории и практики рекламы уже почти год не имеет заведующего и сталкивается с различными организационными и методическими проблемами. Заведующим кафедрой политических и бизнес-коммуникаций стал профессионал-практик высокого класса, привлекающий новую команду и предлагающий комплексную инновационную программу по развитию всего направления Реклама и связи с общественностью.

Как представляется, на настоящий момент предлагаемая новая кафедральная структура обеспечит закрепление осуществляемых на факультете преобразований и будет способствовать его дальнейшему развитию. Предлагаем: (1) сохранить на ФПП кафедру общей политологии; (2) преобразовать кафедру прикладной политологии в три кафедры – кафедру теории политики и политического анализа; кафедру политического поведения; и кафедру сравнительной политологии; (3) объединить две кафедры – политических и бизнес-коммуникаций и теории и практики рекламы – в одну кафедру интегрированных коммуникаций.

Считали бы возможным предложить следующую новую кафедральную структуру ФПП:

  1. Кафедра общей политологии;

  2. Кафедра теории политики и политического анализа;

  3. Кафедра сравнительной политологии;

  4. Кафедра политического поведения;

  5. Кафедра интегрированных коммуникаций.

Кафедра общей политологии – одна из старейших на факультете, возникла с момента его образования в 1998 г. В настоящий момент кафедра обеспечивает преподавание базовых, вариативных и факультативных курсов в бакалавриате и магистратуре ФПП (История политических учений, Теория политики, Современные политические идеологии, Бюрократия и политические режимы и др.), а также ведет НИС в магистратуре.

С учетом существующих традиций и сложившихся обстоятельств предлагается сохранить кафедру как структурное подразделение ФПП в следующем составе:

  • Л.Поляков – зав. кафедрой (1);

  • Е.Альбац – проф. (1);

  • Ю.Нисневич – проф. (1);

  • К.Труевцев – проф. (1);

  • К.Денчев – проф. (1).

Вновь создаваемая кафедра теории политики и политического анализа призвана обеспечить преподавание и исследования в области преимущественно теоретических моделей политики (модели власти, государства, демократии и др.) и методов политического анализа (выработка, принятие и осуществление политических решений) и политического управления, а также политического прогнозирования. Для качественного политологического образования эти дисциплины теоретико-методологического характера имеют принципиальное значение, поскольку закладывают основы профессионального политологического знания (см. Концепцию кафедры теории политики и политического анализа).

Кадровый состав кафедры формируется из ппс факультета (с особым вниманием к подготовке молодых преподавателей) и привлекаемых к работе ведущих специалистов МГУ и МГИМО:

  • Г.Мусихин – зав. кафедрой (1);

  • А.Медушевский – проф. (1);

  • Э.Паин – проф. (1);

  • А.Ахременко – проф. (0,5);

  • А.Дегтярев – проф. (0,5);

  • А.Соловьев – проф. (0,5);

  • Е.Мелешкина – доц. (0,5);

  • И.Соболева – преп., «кадровый резерв» (0,5);

  • А.Воробьев – преп., «кадровый резерв» (0,5);

  • А.Марьин-Островский – преп., выпускник аспирантуры (0,5)

За вновь создаваемой кафедрой сравнительной политологии предлагается закрепить прежде всего блок компаративных дисциплин – как уже читающихся на факультете, так и новых, разрабатываемых в настоящее время. Нужно заметить, что почти все политологические дисциплины, за исключением нормативных и теоретико-методологических, являются в большей или меньшей степени компаративными (тем более те, которые носят прикладной характер). Политическая компаративистика (сравнительная политика) представляет собой сегодня «мейнстрим» мировой политической науки. Общие и специализированные курсы по сравнительной политике составляют ядро политологического образования в ведущих университетах мира. Создание кафедры сравнительной политологии на факультете отражает логику его развития и соответствует общему тренду в современной политической науке (см. Концепцию кафедры сравнительной политологии).

Предлагается создать кафедру сравнительной политологии на ФПП в следующем составе:

  • А.Мельвиль – зав. кафедрой (1);

  • М.Ильин – проф. (1);

  • С.Каспэ – проф. (1);

  • С.Медведев – проф. (1);

  • Е.Гонтмахер – проф. (0,25);

  • Р.Туровский – проф. (0,5);

  • И.Бусыгина – проф. (0,5);

  • М.Лебедева – проф. (0,25);

  • Б.Макаренко – проф. (0,25);

  • А.Коновалов – проф. (0,25);

  • А.Загорский – проф. (0,25);

  • А.Шаравин – проф. (0,25);

  • М.Миронюк – доцент (1);

  • О.Харитонова – доцент (0,5);

  • Е.Панфилова – ст. преп. (0,25);

  • М.Еременко – преп., «кадровый резерв» (0,5).

С учетом научных интересов и научной репутации сотрудников кафедры исследовательская деятельность будет сосредоточена на широком спектре сравнительных исследованием с использованием преимущественно качественных (но также и количественных) методов. Особое внимание будет уделено сравнительному анализу факторов режимных трансформаций в посткоммунистических странах и факторов развития и упадка государственности. Отдельное направление исследований связано со сравнительным анализом российской политики (в том числе в рамках создаваемой в настоящее время лаборатории региональных политических исследований). В перспективе предполагается создание при кафедре лаборатории сравнительных политических исследований.

Вновь создаваемая кафедра политического поведения призвана аккумулировать и способствовать развитию накопленного на ФПП научно-педагогического потенциала в области изучения спектра культурно-психологических факторов политического поведения и политических процессов. Основное внимание концентрируется на групповом и индивидуальном политическом поведении. Деятельность кафедры дополняет работу других кафедр факультета – она обеспечивает «подпитку» других кафедральных коллективов концепциями и проблемами, разрабатываемыми в пограничных с традиционной политологией областях (см. Концепцию кафедры политического поведения).

Предполагается следующий кадровый состав кафедры:

  • М.Урнов – зав. кафедрой (1);

  • И.Орлов – проф. (1);

  • С.Короткова – доц. (1);

  • В.Касамара – доц. (0,25);

  • А.Сорокина – преп. (1);

  • Я.Бахметьев – преп. (0,5).

На базе кафедры будет продолжать работу существующая на факультете Лаборатория политических исследований. Основные проекты ЛПИ – Средний класс и государство в России; Культура и политика; Политические ценности и взгляды россиян и др.

Важным компонентом предлагаемой реорганизации кафедральной структуры ФПП является создание на базе двух существующих в настоящее время кафедр (кафедра политических и бизнес-коммуникаций и кафедра теории и практики рекламы) новой кафедры интегрированных коммуникаций. Создание этой кафедры продиктовано как реально происходящей в условиях глобализации информационного пространства интеграцией сфер политики, коммуникации, медиа-процессов, рекламы, связей с общественностью, так и логикой структурирования новых предметных областей, являющихся важными и перспективными для развития ФПП. В настоящее время реклама, связи с общественностью и новые медиа становятся неразрывными компонентами эффективных интегрированных коммуникаций, где важны как содержание и форма подачи информации, так и выбор адекватного медианосителя (см. Концепцию кафедры интегрированных коммуникаций).

Кадровый состав кафедры будет включать группу ведущих сотрудников бывших кафедр политических и бизнес-коммуникаций и теории и практики рекламы:

  • С.Зверев – зав. кафедрой (0,5);

  • И.Дзялошинский – проф. (1);

  • В.Гуваков – проф. (1);

  • М.Пильгун – проф. (1);

  • А.Черных – проф. (1);

  • И.Шаблинский – проф. (0,25);

  • А.Логинов – проф. (0,25);

  • В.Губернаторов – проф. (0,25);

  • Л.Цыганова – ст. преп. (1) и др.

В настоящее время идет работа по привлечению к работе на кафедре известных специалистов и практиков в области рекламы, связей с общественностью и новых медиа. Ориентировочная потребность кафедры в преподавательских кадрах – 10-12 ставок.

В научно-исследовательской области кафедра ставит перед собой цель создания основ научной школы по проблемам теории и практики интегрированных коммуникаций.

Приложение 3

КОНЦЕПЦИЯ

кафедры теории политики и политического анализа

факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ

  1. Предпосылки создания кафедры

Теоретические проблемы исследования политики традиционно занимают большое место в вузовском политологическом образовании. Помимо традиционных тем по истории политической мысли все большее развитие получает преподавание дисциплин, связанных с теоретическими моделями политического анализа и методологией политической науки.

На факультете прикладной политологии НИУ ВШЭ с момента его основания читаются курсы по теории политики и политическому анализу. В последнее годы увеличивается число курсов, посвященных теории и практике принятия политических решений, а также методологии политической науки. Для углубления уровня преподавания факультет стал приглашать ведущих специалистов из других вузов (МГУ и МГИМО), которые готовы к расширению масштабов сотрудничества с НИУ ВШЭ.

  1. Состояние предметной области в России и за рубежом

Традиционно преподавание теоретических дисциплин политологии сосредотачивалось в сфере политической теории, которая носила ярко выраженный нормативный характер. Данная сфера академического знания о политике оперировала категориями должного, которые соотносились с категориями фактически существующего. Это обозначало политическую теорию как отрасль философского знания, обособленного от развития эмпирической политической науки. Поэтому преподавание политической теории традиционно ведется либо в рамках истории политической мысли, либо в рамках той или иной нормативной философской системы.

Однако потребности современной эмпирической политической науки требуют все более продвинутых дедуктивных моделей политического анализа, что ведет к развитию теории политики, как сферы политической науки, сосредоточенной на создании и концептуализации теоретических моделей политики: моделей власти, моделей государства, моделей демократии и т.д. Таким образом, теория политики, создающая дедуктивные теоретические модели различных сфер политики, развивается в неразрывной связи с политическим анализом политических институтов, сил и процессов, который широко использует теоретические модели для проведения эмпирических исследований. В этой связи преподавание теории политики всегда было более тесно интегрировано с эмпирической политической наукой, чем нормативная политическая теория.

В наибольшей степени дедуктивными моделями теории политики пользуются дисциплины политического анализа, сосредоточенные на выработке, принятии и осуществлении политических решений, а также политическом прогнозировании. В тесной взаимосвязи с теорией политики находится современная методология политической науки.

  1. Ситуация на рынке труда

Современный российский рынок труда в сфере политической аналитики (а также в смежных сферах деятельности) до сих пор пребывает в неразвитом состоянии. Работодатели не имеют четких представлений о том, какими умениями и навыками должен обладать квалифицированный политический аналитик. В этой ситуации появляется возможность напрямую влиять на профессиональные стандарты прикладной аналитической деятельности. Для этого необходимо готовить специалистов-аналитиков, компетентных не только в методиках прикладного анализа, но и владеющих общими теоретическими моделями исследований, а также знаниями о современных методологических подходах в политологии. Этот комплекс знаний, умений и навыков позволит выпускникам факультета стать многопрофильными аналитиками, способными к гибким карьерным стратегиям.

  1. Цель создания кафедры

Основная цель кафедры – обеспечение учебного процесса в преподавании теоретических политологических дисциплин, дисциплин политического анализа, а также дисциплин методологии политической науки на факультете прикладной политологии НИУ ВШЭ.

  1. Задачи кафедры

Перед кафедрой ставятся следующие задачи, решение которых может свидетельствовать об уровне подготовки студентов:

- Дать студентам общие представления и специальные навыки в области теории политики и политического моделирования.

- Ознакомить студентов с основными направлениями методологии политической науки.

- Обучить студентов навыкам политического анализа и политического прогнозирования.

- Подготовить студентов к осуществлению научно-исследовательских и аналитических разработок в теоретической и практической области политики.

  1. Методические указания по разработке рабочих учебных планов на 2011/2012 учебный год для направлений подготовки и специальностей, реализуемых в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»

    Методические указания
    Деканам факультетов/руководителям отделений, директорам филиалов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при подготовке рабочих учебных планов на 2011/2012 учебный год (РУП) по направлениям
  2. Правила приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (1)

    Правила приёма
    федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ по программам БАКАЛАВРИАТа
  3. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной аттестационной работы (вар) для слушателей программ профессиональной переподготовки в Высшей школе управления проектами ниу вшэ

    Методические рекомендации
    После выбора темы выпускной аттестационной работы каждому слушателю назначается научный руководитель и, при необходимости, консультанты. К защите выпускной аттестационной работы допускаются лица, успешно сдавшие все зачёты и экзамены.
  4. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (2)

    Содержательный отчет
    В первом полугодии 2010 г. Государственный университет – Высшая школа экономики (далее ГУ-ВШЭ) приступил к реализации утвержденного на текущий год Плана реализации мероприятий Программы развития государственного образовательного бюджетного
  5. Об итогах деятельности Программы «Научный фонд ниу вшэ» в 2011 году

    Документ
    О новой редакции Положения о группе высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики».
  6. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (1)

    Содержательный отчет
    Реализуемая Программа развития Государственного университета – Высшей школы экономики (далее Программа, ГУ–ВШЭ) была разработана на основе Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального
  7. Правила перевода на следующий курс и завершени я процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета Высшей школы экономики Общие положения

    Документ
    1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок перевода на следующий курс и завершения процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики (далее
  8. «Высшей школы экономики» (ниу вшэ, Москва) в Эстонии

    Документ
    Победители и призёры Олимпиад, по решению Ученого совета НИУ ВШЭ, в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров Олимпиад имеют право на получение одной из следующих льгот:
  9. «Высшая школа экономики» (2)

    Методические указания
    Курсовые работы выполняются студентами факультета социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербурге на втором и третьем курсе. Это наиболее объемные и требующие наибольших учебных усилий письменные работы в эти периоды.

Другие похожие документы..