«Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

Образовательные результаты  по каждому из блоков дисциплин, перечень полученных (приобретенных) компетенций

В соответствии с Государственными требованиями Учебный план программы МВА специализации «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика» в блоках научных основ и базовых профессиональных дисциплин бизнеса и менеджмента охватывает основные функциональные области менеджмента (бухучет, финансы, маркетинг, продажи, управление операциями, информационными системами, право, управление человеческими ресурсами). Учебный план программы МВА обеспечивает высокую интеграцию отдельных дисциплин с позиций общего и стратегического менеджмента и включает курсы по стратегии бизнеса, задания, направленные на решение комплексных проблем организаций, способствующие индивидуальному развитию слушателей посредством формирования таких умений, как анализ проблем (в том числе, количественными методами), принятие решений, командная работа, лидерство, предприимчивость, ведение переговоров, коммуникации и презентации.

Завершающая часть учебного плана содержит набор специальных дисциплин и дисциплин по выбору для предоставления слушателям возможности освоения специализации «Бизнес-аналитика в логистике» в рамках данной программы МВА.

Содержание учебных курсов дает возможность слушателям овладеть прочными теоретическими знаниями и осваивать аналитический инструментарий менеджмента и логистики, а также имеет тесную связь с реальной хозяйственной практикой.

Состав дисциплин по программе МВА «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика» содействует достижению ее миссии и обеспечивает соответствие содержания и форм обучения конкретной категории слушателей и их запросам.

В программе МВА «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика» устанавливается следующий перечень циклов научно-теоретических дисциплин, каждый из которых складывается из нескольких самостоятельных учебных курсов:

научные основы бизнеса и менеджмента;

базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента;

специальные дисциплины и дисциплины по выбору, предусматривающие углубление знаний и развитие умений по бизнес-аналитике в логистике и управлении цепями поставок.

Лица, успешно освоившие программу МВА «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика» и получившие диплом, должны:

квалифицированно решать практические проблемы логистики и управления цепями поставок и воплощать эти решения в жизнь, быть подготовленными к осуществлению функций управления на вверенном им участке деятельности и уметь решать профессиональные проблемы в интересах организации в целом;

обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для занятия соответствующих управленческих должностей и основанными на глубоком понимании особенностей рыночной экономики и ее возможностей, функций и экономической роли государства, понимания экологических проблем, осознании социальной ответственности бизнеса и приверженности цивилизованным этическим нормам его ведения;

ясно осознавать современные проблемы и перспективы социально-экономического развития России, понимать современные тенденции развития мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.

В области менеджмента лица, успешно освоившие программу МВА, должны:

понимать сущность бизнеса и стратегического управления в условиях рынка, определять миссию и цели организации, анализировать ее сильные и слабые стороны в конкурентной среде, вырабатывать на этой основе стратегию организации и уметь добиваться ее осуществления;

владеть современным аналитическим инструментарием менеджмента, методологией системного подхода к организации, количественными методами в управлении, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике;

разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности организации, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования, анализировать и проектировать бизнес-процессы, а также работы;

разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности, применять их на практике, знать концепции, принципы и методы формирования систем управления качеством;

иметь знания и навыки для эффективного управления человеческими ресурсами в организациях, осуществлять планирование и организацию кадровой работы, развивать в себе навыки лидерства, владеть принципами и методами управления конфликтами, формировать организационную культуру и осуществлять организационные изменения;

уметь организовывать свое время, формировать рациональный образ жизни, проводить самоанализ и самоменеджмент;

быть способными работать в группах, осуществлять эффективные коммуникации, деловую переписку, владеть искусством презентаций и ведения переговоров, деловым этикетом;

В области маркетинга лица, успешно освоившие программу МВА, должны:

уметь планировать маркетинговые мероприятия в увязке со стратегией предприятия, а также организовывать маркетинговую деятельность, осуществлять ее эффективный контроль, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга;

обладать необходимой квалификацией для анализа рынка и рыночной конъюнктуры, изучения поведения потребителей, уметь оценивать конкурентоспособность продукции и вырабатывать мероприятия по ее повышению, активно использовать ценообразование в конкурентной политике предприятия, организовывать спрос, продажи, эффективный товарооборот, обеспечивать продвижение товаров на рынок, формирование сетей распределения продукции;

уметь использовать рекламу, средства массовой информации для формирования положительного общественного мнения (имиджа) о фирме и ее товарах с целью повышения конкурентоспособности и укрепления товарной марки;

обладать основными знаниями и навыками для работы с иностранными партнерами в контексте ведения международного бизнеса, осуществления внешнеэкономических операций.

В области управления операциями лица, успешно освоившие программу МВА, должны:

владеть количественными методами анализа и методологией оптимизации производственных систем и процессов;

владеть методами формирования текущих планов и календарных графиков осуществления операций;

обладать способностью организовывать мероприятия по повышению производительности и качества, владеть методологией «тотального управления качеством»;

владеть методами анализа и проектирования бизнес-процессов, комплексов операций и отдельных работ;

владеть принципами организации и современными методами управления проектами.

В области экономики и финансов лица, успешно освоившие программу МВА, должны:

обладать необходимыми знаниями экономической теории, понимать механизм функционирования рынка, характер финансово-банковской, налоговой, бюджетной системы, закономерности экономического поведения производителей и потребителей;

уметь формировать финансовые цели и стратегии фирмы, оценивать издержки производства с управленческой точки зрения, увязывать деятельность предприятия с макро- и микроэкономическими факторами;

владеть методами управления на основе знаний бухгалтерского учета, умения построить и использовать управленческий учет для принятия решений, учитывать и контролировать затраты;

обладать глубоким знанием финансов организации и владеть основами финансового менеджмента, определять рациональную структуру пассивов организации и структуру заемных средств, разрабатывать дивидендную политику, определять основные направления расходования средств в интересах предприятия, формировать наилучшую структуру активов, регулировать кассу и динамику финансовых результатов;

уметь формировать и реализовывать инвестиционную политику, осуществлять анализ и выбор инвестиционных проектов, организовывать их внедрение в практическую деятельность;

обладать знаниями и навыками для комплексного оперативного управления оборотными средствами и краткосрочными обязательствами организации, оценивать ценовые, маркетинговые, внутрипроизводственные решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты деятельности.

Конкретное соотношение перечисленных аспектов знаний, квалификации, навы- ков менеджеров, приобретаемых в рамках программы МВА, определяется контингентом слушателей, особенностями миссии и целями программы по специализации «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».

  1. Особенности организации учебного процесса

Программа МВА способствует развитию общекультурных компетенций выпускников (в частности, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера), формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для социализации личности.

Программа МВА предусматривает участие слушателей в занятиях прикладного характера: компьютерных симуляциях, деловых играх, разборе конкретных ситуаций, психологических и иных тренингах, консультациях и обсуждениях результатов прикладных проектов с целью развития профессиональных навыков логиста. При этом предусмотрены задания, направленные на формирование навыков и умений логиста на основе:

- выполнения исследовательских и/или прикладных проектов, в том числе во время стажировок и практики на управленческих должностях в компаниях;

- написания выпускной аттестационной работы;

- получения консультаций.

Реализация компетентностного подхода в Программе предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям слушателей Программы, связанным с ведением аналитической работы в области логистики и УЦП (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), являются деловые (ролевые) игры, проведению которых привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики. В рамках Программы предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) Программы МВА, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 70% аудиторных занятий.

В программы базовых дисциплин профессионального цикла включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности логиста-аналитика в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции выпускника.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 20 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной учебной работы по освоению выделенных в учебном плане образовательных блоков дисциплин.

Программой предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-лекций, метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых Программой.

Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин по выбору, предусмотренных Программой, выбирать конкретные дисциплины;

  • обучающиеся при наличии диплома МВА по логистике или менеджменту и соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин на основе аттестации (в соответствии с требованиями «Образовательное учреждение имеет право перезачитывать слушателям программы МВА учебные дисциплины в объеме не более 240 аудиторных часов, которые были освоены ими ранее при получении высшего профессионального образования или прохождении профессиональной переподготовки в этом же образовательном учреждении, а также по Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, что должно быть подтверждено документами государственного образца»);

  • обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные учебным планом.

  1. Оценка качества обучения и знаний

На программу МВА осуществляется отдельный прием и проводится конкурсный отбор. НИУ ВШЭ самостоятельно определяет содержание и процедуру вступительных экзаменов, тестов или собеседований в соответствии с объявленной миссией программы.

Оценка качества освоения Программы МВА включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры оценки знаний (навыков) по каждой дисциплине (текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся) доводятся до сведения слушателей до начала ее изучения с указанием влияния оценок на итоговую аттестацию результатов обучения по программе МВА.

НИУ ВШЭ применяет при реализации программы МВА официально установленные формы и процедуры оценки результатов обучения по программе в виде экзаменов, тестов, проектов, курсовых и контрольных работ, преимущественно письменных. Итоговая оценка осуществляется по каждой дисциплине учебного плана.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям Программы МВА (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются МЦЛ НИУ ВШЭ.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований компетентностной модели Программы, соответствовать целям и задачам Программы и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

Обучающимся по Программе МВА должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям Программы.

Итоговая государственная аттестация включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной аттестационной работы и государственный квалификационный экзамен. Аттестационная работа по программе МВА предусматривает комплексное межфункциональное рассмотрение проблем бизнес-аналитики в логистике и управлении цепями поставок, ее тематика тесно связана со стратегическими аспектами планирования и управления предприятиями и организациями.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной аттестационной работы определяются на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также данной Программы.

Выпускная аттестационная работа в соответствии с Программой выполняется в виде проекта и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач логиста-аналитика (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой).

Тематика выпускных аттестационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач логистов-аналитиков в соответствии с компетентностной моделью выпускника Программы МВА.

Программа государственного экзамена разрабатывается вузом. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных блоков, формирующих конкретные компетенции выпускника Программы МВА.

  1. Кадровое обеспечение учебного процесса

Реализация учебного плана Программы МВА должна
обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и ученую степень или опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному
процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников
профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 70% преподавателей (в
приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по
профессиональному циклу учебного плана Программы, должны иметь
российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени
доктора наук (в том числе степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности).

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью Программы МВА должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ, имеющим ученую степень доктора наук или степень PhD, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет.

Руководители Программы должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая журналыиз списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

  1. Учебно-методическое обеспечение Программы

Слушатели Программы МВА должны обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам учебного плана.

Во время реализации Программы должен быть обеспечен доступ каждого слушателя во время самостоятельной подготовки к системе Интернет, к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин Программы.

Каждый обучающийся по Программе МВА должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине, входящей в учебный план.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов Программы, изданными за последние 5 лет.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 25 обучающихся.

Для слушателей должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современными профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

  1. Преимущества, получаемые НИУ-ВШЭ при реализации Программы

Программа МВА «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика» - инновационный проект, не имеющий аналогов в российской практике высшего образования. Запуск и реализация Программы будет способствовать повышению имиджа НИУ ВШЭ, как лидера среди российских вузов и вузов стран СНГ и Балтии по обучению в области логистики и УЦП.

Анализ отечественного рынка труда показал, что специалисты, имеющие диплом МВА по бизнес-аналитике в логистике, являются чрезвычайно востребованными. Реализация программы позволит существенно увеличить доходы МЦЛ, которые снизились из-за экономического кризиса. В частности, ожидаемый доход МЦЛ по этой Программе в 2011/2012 учебном году (при вполне реальном наборе 25 человек на очную (вечернюю) форму обучения и 15 человек – заочную (модульную) форму обучения) может составить около 10,2 млн. руб., а отчисления МЦЛ в централизованный бюджет НИУ ВШЭ – 3,6 млн. руб.

Координаты руководителей Программы

Дыбская Валентина Владимировна,

Руководитель Отделения логистики НИУ ВШЭ, Заведующая кафедрой логистики, директор МЦЛ НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор.

Email: dybskaya@mclog.ru

Сергеев Виктор Иванович,

Научный руководитель Отделения логистики и МЦЛ, Заведующий кафедрой управления цепями поставок НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор.

Email: sergeev@mclog.ru

1 Наиболее сильной кафедрой рассматриваемого профиля является сегодня Кафедра социологии и психологии политики факультета политологии МГУ.

123


  1. Методические указания по разработке рабочих учебных планов на 2011/2012 учебный год для направлений подготовки и специальностей, реализуемых в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»

    Методические указания
    Деканам факультетов/руководителям отделений, директорам филиалов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при подготовке рабочих учебных планов на 2011/2012 учебный год (РУП) по направлениям
  2. Правила приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (1)

    Правила приёма
    федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ по программам БАКАЛАВРИАТа
  3. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной аттестационной работы (вар) для слушателей программ профессиональной переподготовки в Высшей школе управления проектами ниу вшэ

    Методические рекомендации
    После выбора темы выпускной аттестационной работы каждому слушателю назначается научный руководитель и, при необходимости, консультанты. К защите выпускной аттестационной работы допускаются лица, успешно сдавшие все зачёты и экзамены.
  4. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (2)

    Содержательный отчет
    В первом полугодии 2010 г. Государственный университет – Высшая школа экономики (далее ГУ-ВШЭ) приступил к реализации утвержденного на текущий год Плана реализации мероприятий Программы развития государственного образовательного бюджетного
  5. Об итогах деятельности Программы «Научный фонд ниу вшэ» в 2011 году

    Документ
    О новой редакции Положения о группе высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики».
  6. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (1)

    Содержательный отчет
    Реализуемая Программа развития Государственного университета – Высшей школы экономики (далее Программа, ГУ–ВШЭ) была разработана на основе Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального
  7. Правила перевода на следующий курс и завершени я процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета Высшей школы экономики Общие положения

    Документ
    1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок перевода на следующий курс и завершения процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики (далее
  8. «Высшей школы экономики» (ниу вшэ, Москва) в Эстонии

    Документ
    Победители и призёры Олимпиад, по решению Ученого совета НИУ ВШЭ, в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров Олимпиад имеют право на получение одной из следующих льгот:
  9. «Высшая школа экономики» (2)

    Методические указания
    Курсовые работы выполняются студентами факультета социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербурге на втором и третьем курсе. Это наиболее объемные и требующие наибольших учебных усилий письменные работы в эти периоды.

Другие похожие документы..