«Высшая школа экономики» (ниу вшэ)

Приложение 2

Порядок зачета результатов, заключительного этапа Всероссийских олимпиад школьников в качестве вступительных испытаний

в Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Иностранный язык (английский, немецкий, французский) – максимальный балл по иностранному языку на все факультеты и отделения, в состав вступительных испытаний которых входит иностранный язык (кроме направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» факультета филологии).

Обществознание – максимальный балл по обществознанию на факультеты государственного и муниципального управления, истории, менеджмента, экономики, отделение «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ» факультета экономики, отделение статистики, анализа данных и демографии факультета экономики, направление подготовки «Экономика» факультета мировой экономики и мировой политики - г. Москва; направление подготовки «Бизнес-информатика» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Русский язык – максимальный балл по русскому языку на все факультеты и отделения (кроме отделения деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии, направления подготовки «Филология» факультета филологии).

Физика - максимальный балл по физике на факультет математики.

Приложение 16

Концепция программы МВА

по специализации «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика»

  1. Анализ  существующего рынка логистов и современные требования к ним

Анализ состояния и тенденций развития логистики и управления цепями поставок (УЦП) в мировой экономике показывает, что формирование и управление базой знаний персонала компаний и организаций в области логистики и является решающим фактором успешного применения современных концепций и технологий в этих областях для реализации потенциала конкурентоспособности российских предприятий.

Несмотря на то, что огромное количество российских компаний имеет службы логистики, топ-менеджеры подавляющего большинства из них рассматривают логистику, в основном, как область операционной деятельности. Базовым критерием для них по отношению к логистике является снижение операционных затрат. При этом многие хозяева и топ-менеджеры российских компаний явно недооценивают возможности логистики и управления цепями поставок, как инструментов уменьшения общих затрат, оптимизации баланса «затраты/уровень обслуживания» для повышения конкурентоспособности компаний. Между тем, инструменты интегрированной логистики и УЦП специально предназначены для оптимизации ресурсов компаний и цепей поставок в целом, в частности за счет синхронизации планирования, повышения надежности и устойчивости цепей поставок, применения новейших технологий логистической интеграции в условиях риска и неопределенности внешней среды.

Мировой экономический кризис наглядно продемонстрировал, насколько важным является умение компаний не только сокращать затраты, но и находить новые инновационные решения для сохранения устойчивости бизнеса в непростых и плохо предсказуемых макроэкономических условиях. Те фирмы, которые смогли правильно оценить ситуацию и вовремя перестроиться на новые рельсы интеграции и координации, как внутренних логистических бизнес-процессов, так и взаимоотношений с контрагентами в цепях поставок, смогли не только удержать свои позиции, но и добиться значительных результатов в повышении конкурентоспособности и упрочнения рыночных позиций.

Область профессиональной деятельности современного логиста — это уже не только хорошо знакомые всем виды операционной деятельности, такие, например, как перевозка, оформление товарно-транспортных документов, комплектация заказа, хранение товаров на складе, погрузка-разгрузка транспортных средств, таможенная «очистка» грузов и т.п. Сегодня логисты разного уровня иерархии управления фирмы (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные логисты) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, разработкой оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием и оптимизацией логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании.

Основная задача логиста — изыскивать оптимальные варианты принятия решений по управлению материальными потоками, а также связанными с ними информацией и финансами. Стратегическое видение логистики заключается в поддержке выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов при управлении материальными и сопутствующими потоками.

Проблема недостаточно четкого позиционирования логистики в отечественных компаниях усугубляется острым дефицитом в России дипломированных логистов, так как государственный образовательный стандарт специальности 062200 «Логистика» был утвержден Министерством образования РФ только в апреле 2000 г., а сама специальность открыта в качестве эксперимента вначале всего в семи российских вузах. Первые отечественные дипломированные специалисты, имеющие квалификацию «логист», появились только в 2004 году, и сейчас потребность в них, как показывает исследование рынка труда, чрезвычайно велика.

Высокие требования, предъявляемые сегодня к уровню профессиональных знаний персонала в области логистики и УЦП, умению координировать работу смежных служб, интегрировать логистическую деятельность в пределах всей цепи поставок, обусловливают необходимость формирования многоступенчатой корпоративной структуры подготовки и переподготовки логистов. Эта структура включает первое высшее образование по специальности (профилю) «Логистика и управление цепями поставок» двухуровневой системы «бакалавр – магистр», программы МВА, переподготовки и повышения квалификации, а также краткосрочные семинары по основным проблемам логистики и УЦП.

Исходя из особенностей ситуации на российском рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая основные тенденции развития логистики и возникающие новые требования к качеству обслуживания клиентов, можно выделить следующие важнейшие стратегические навыки и умения, формирование которых и является насущной задачей образования в области логистики и УЦП в России:

  • стратегическое планирование, моделирование и анализ цепей поставок;

  • управление и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок;

  • формирование и развитие логистических стратегий для активного решения проблем повышения конкурентоспособности компаний и цепей поставок в целом;

  • решение проблемы «инсорсинг/аутсорсинг» логистики и выбор логистических провайдеров;

  • воплощение стратегий на тактическом и оперативном уровне с целью достижения баланса «затраты/логистический сервис»;

  • разработка и поддержка систем контроллинга и совершенствование набора KPI логистики;

  • управление запасами и логистическими рисками в цепях поставок;

  • управление цепями поставок с учетом формирования конкурентной логистической стратегии;

  • создание и использование эффективных информационных систем поддержки логистики и УЦП.

Формирование и развитие знаний персонала компаний в области логистики и Supply Chain Management должно соответствовать организационной структуре и функционалу персонала служб логистики, которые, в свою очередь, зависят от отраслевой специфики, размера компании, структуры управления и т.п. Сегодня особенно велика потребность в дипломированных руководителях служб логистики компаний, интегральных менеджерах, осуществляющих логистическую координацию между функциональными подразделениями фирмы и управление цепями поставок, а также логистов-аналитиков высокого уровня, владеющих современными методами анализа и аудита логистической деятельности.

  1. Актуальность разработки и запуска (реализации)  новой специализации по программе  МВА – «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика»

Создание и управление базой знаний персонала компаний в области логистики и УЦП является решающим фактором повышения конкурентоспособности и успешного применения современных концепций и технологий в этих областях бизнеса. Сложившаяся экономическая ситуация диктует те условия, в которых интегрированная логистика и УЦП для российских компаний должны превратиться в стратегический ресурс, требующий высокого уровня разнообразных и глубоких знаний персонала. Мировой опыт и развитие отечественного рынка труда в области логистики показывают, что управление базой логистических знаний должно постоянно нацеливать высший и средний уровни персонала служб логистики компаний на то, что теоретическая подготовка современного логиста все в большей степени смещается в сторону знаний методов и моделей оптимизации в цепях поставок, принятия решений в условиях риска и неопределенности исходных данных, моделирования сложных логистических систем, использования широкого спектра прикладных SCM-программных продуктов и информационно-компьютерных технологий.

Дипломированные логисты-аналитики, имеющие также знания в области УЦП, сегодня являются критическим ресурсом для многих российских компаний. Учитывая, что в настоящее время предложение высококвалифицированных логистов на российском рынке труда чрезвычайно ограничено, представляется очень важным начать реализацию Программы МВА «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика».

Программа МВА «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика» - инновационный проект, не имеющий аналогов в российской практике высшего образования.

Логист-аналитик должен обладать знаниями и навыками, необходимыми для управления логистическим процессом обеспечения поставок товаров (услуг) от производителя до конечного потребителя. Иными словами в его функции, входит планирование, исполнение и контроллинг потоков ресурсов (товаров, материалов, информации и т.п.) в сложных сетевых структурах бизнеса – цепях поставок. Деятельность логиста-аналитика высшего уровня ориентирована, прежде всего, на решение проблемы управления добавленной ценностью при производстве продукции и услуг для конечного потребителя в сетевой структуре цепей поставок. При этом основной задачей является интеграция и синхронизация планов в цепи поставок, создание единой информационной платформы, на основе которых решаются проблемы межфункциональной и межорганизационной логистической координации, интегрированного управления запасами, кооперации и взаимодействия между поставщиками и потребителями.

Учитывая мировые тенденции, рынок труда России требует специалистов нового профиля в обозначенных областях деятельности, эффективную профессиональную подготовку которых и предполагается осуществить в рамках настоящей Программы. Реализация подобной, не имеющей аналогов в российских вузах, Программы подготовки логистов-аналитиков с учетом отраслевой специфики и современных методов УЦП будет способствовать удовлетворению потребностей российского рынка труда в высококвалифицированных специалистах, укреплению кадрового потенциала отечественных предприятий и усилению их конкурентоспособности.

  1. Миссия программы, цели и ключевые задачи

Миссия Программыповышение конкурентоспособности российских предприятий за счет подготовки и переподготовки специалистов самой высокой квалификации в области аналитики логистики и управления цепями поставок. Программа разработана как инновационный образовательный продукт, нацеленный на формирование ведущих логистов-аналитиков стратегического уровня.

Цель Программы - подготовка в России логистов высшей квалификации – директоров департаментов логистики и управления цепями поставок, интегральных логистических менеджеров, координаторов логистических бизнес-процессов в цепях поставок, ведущих аналитиков, экспертов и аудиторов, научных работников, исследователей и консультантов, владеющих международной методологией и практикой бизнес-анализа и аудита логистики фирмы на основе интегральной концепции логистики и использования инновационных подходов теории управления цепями поставок.

Программа обеспечивает решение следующих ключевых задач:

  1. Углубленное изучение передовых концепций, методов и технологий интегрированной логистики и УЦП, позволяющих компаниям успешно конкурировать в динамичной среде бизнеса.

  2. Формирование навыков разработки инновационных стратегических управленческих решений, разработки логистической миссии и стратегии компании.

  3. Освоение приемов, методов аналитического исследования и аудита стратегических проблем развития логистики и УЦП как на уровне организации бизнеса, так и на макроэкономическом уровне.

  4. Освоение моделей, методов и международной практики бизнес-анализа и аудита логистики, аудита цепей поставок, оценки эффективности логистической стратегии на основе сбалансированной системы показателей, механизмов логистической координации в цепях поставок.

  5. Изучение и практическое использование современных систем интегрированной информационной поддержки анализа и аудита УЦП, стратегического планирования и управления логистикой.

Особенностью Программы является ее нацеленность на системное решение стратегических проблем компаний в логистике и УЦП на основе тщательного и всестороннего анализа, экспертизы и аудита логистической деятельности в цепях поставок. Программа формирует современное представление о процессах решения стратегических задач как на уровне департамента логистики компании, так и на уровне управленческой структуры цепи поставок. Полученные в рамках Программы знания и навыки позволят выпускникам работать топ-менеджерами в департаментах логистики и УЦП по вопросам анализа, аудита, стратегического планирования, организационного развития, а также в аналитических подразделениях и консалтинговых компаниях.

  1. Компетентностная модель выпускника – логиста-аналитика нового типа

Программа МВА по специализации «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика» является элитной программой подготовки высшего персонала предприятий по овладению методологией и инструментарием проведения анализа и аудита логистики компаний, а также стратегического планирования и управления логистической деятельностью в цепях поставок.

  1. Методические указания по разработке рабочих учебных планов на 2011/2012 учебный год для направлений подготовки и специальностей, реализуемых в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»

    Методические указания
    Деканам факультетов/руководителям отделений, директорам филиалов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при подготовке рабочих учебных планов на 2011/2012 учебный год (РУП) по направлениям
  2. Правила приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (1)

    Правила приёма
    федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ по программам БАКАЛАВРИАТа
  3. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной аттестационной работы (вар) для слушателей программ профессиональной переподготовки в Высшей школе управления проектами ниу вшэ

    Методические рекомендации
    После выбора темы выпускной аттестационной работы каждому слушателю назначается научный руководитель и, при необходимости, консультанты. К защите выпускной аттестационной работы допускаются лица, успешно сдавшие все зачёты и экзамены.
  4. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (2)

    Содержательный отчет
    В первом полугодии 2010 г. Государственный университет – Высшая школа экономики (далее ГУ-ВШЭ) приступил к реализации утвержденного на текущий год Плана реализации мероприятий Программы развития государственного образовательного бюджетного
  5. Об итогах деятельности Программы «Научный фонд ниу вшэ» в 2011 году

    Документ
    О новой редакции Положения о группе высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики».
  6. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (1)

    Содержательный отчет
    Реализуемая Программа развития Государственного университета – Высшей школы экономики (далее Программа, ГУ–ВШЭ) была разработана на основе Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального
  7. Правила перевода на следующий курс и завершени я процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета Высшей школы экономики Общие положения

    Документ
    1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок перевода на следующий курс и завершения процесса обучения студентов бакалавриата Международного института экономики и финансов Государственного университета – Высшей школы экономики (далее
  8. «Высшей школы экономики» (ниу вшэ, Москва) в Эстонии

    Документ
    Победители и призёры Олимпиад, по решению Ученого совета НИУ ВШЭ, в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров Олимпиад имеют право на получение одной из следующих льгот:
  9. «Высшая школа экономики» (2)

    Методические указания
    Курсовые работы выполняются студентами факультета социологии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербурге на втором и третьем курсе. Это наиболее объемные и требующие наибольших учебных усилий письменные работы в эти периоды.

Другие похожие документы..